Смекни!
smekni.com

Н. К. Кирсанова Научный (стр. 5 из 7)

П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, а самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.

Среди народа якё в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкьюбасы/саккьюбасы, ложась на людей и душа их.

Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте постменопаузы.

Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херсковиц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы/вампира, чье существование признавалось большинством западноафриканских пленен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару - на Гаити, асема - в Суринаме и сукуян - в Тринидаде.

Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской. Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки.[24]

Итак, души и колдуны. С колдунами все понятно: как обвиняли колдунов в различных противочеловечных деяниях, так и будут обвинять. К тому же, колдун вполне реальный человек, и если в деревне случилось несчастье, кто, как не колдун, будет отвечать за него? Опять же, говорить, что колдуны – это истинные вампиры, вряд ли возможно. Они не боятся «антивампирских» оружий, да и как никак это рядовые люди.

А вот ситуация с душами куда интереснее. Предположим, случилась крупная стычка двух племен. Часть павших воинов осталась на территории одного племени, и жители этого племени не утрудили себя предать тела земле. Трупы начали гнить, и возможно, каким то образом спровоцировав болезнь в деревне. Что могут сказать жители, не знающие, что такое медицина? Скорее всего, они подумают, что это души умерших пришли за ними, мстя за свою смерть. Боязнь неправильного совершения похоронного обряда, эпидемии, мор и вера в бессмертие души сделало возможным появление мифа о существах, душах умерших, которые не смогли попасть в другой мир и мстят, вытягивая кровь-душу из живущих.

Оттуда и методы борьбы против вампиров: чеснок – сильное антисептическое средство, серебро издавна славилось тем, что обеззараживает воду, а кремация трупов, якобы принадлежащим «вампирам», то есть источникам заразы, вполне разумна. А слова о том, что «из костра будут выпрыгивать жабы и прочая, и нужно давить их и кидать обратно в огонь», я думаю, можно понимать и так, что даже если кусочек одежды умершего от эпидемии останется не сожженным, то и от него можно заразиться. Так что все методы по уничтожению вампиров, по сути своей, методы по дезинфекции.

Глава 9. Что могло способствовать развитию мифа

1. Летаргический сон.

Быть может, это были случаи летаргического сна и погребение живых людей. Саммерс (без ссылки на источник) говорит, что в начале ХХв. в Соединенных Штатах сообщалось в среднем об одном преждевременном погребении в неделю.[25]

В книге "Buried alive" Франц Хартман ссылается на 700 случаев в его собственном врачебном округе в конце XIХв.; правда, надо отметить, что доктор был оккультистом. В древние времена, когда медицинские знания были менее развиты, ошибки могли быть более частыми, отмечал Роор в "De Mastication Mortuorum" (1679), и вандалы, грабящие труп вскоре после погребения, легко могли быть испуганы его "воскрешением". Усилия при освобождении из гроба могли вызвать и внешние повреждения тела, и кровотечение.

Обсуждая белградских вампиров в 1732г., д-р Герберт Майо в "On the truths Contained in the Popular Superstitions" ("Об истине, заключенной в народных суевериях", 1851) предполагает, что это были люди, "просто живые или, по крайней мере, жившие в течение некоторого времени после погребения; короче говоря, те, которых погребли живыми, и чья жизнь, если она еще продолжалась, была оборвана из-за невежества и варварства откапывавших их".[26] Возможность этого проиллюстрирована в истории, цитируемой Саммерсом.[27] Некий сельский житель Заретто, слишком много выпив и попав под дождь, вымок до нитки и прилег отдохнуть в своих мокрых одеждах. "Его охватили ужасные конвульсии, ближе к одиннадцати часам он впал в состояние комы. Он стал холодным, и его дыхание остановилось. Наконец он умер... В восемь часов на следующее утро его взяли, чтобы похоронить". Дорога пролегала через гористую местность, и подпрыгивание похоронных дрог неожиданно вывело Заретто из пьяного оцепенения.

2. Порфирия.

Мифу также вероятно давали более материальную подоплеку такие физические явления как Erythropoietic Protoporphyria.[28] В прошлом, страдалец порфирии показывал симптомы, которые включают: экстремальная чувствительность на ранах и шрамах солнечного света, чрезмерный волосяной покров, ужесточение кожи вокруг губ и десен (который должен сделать резцы более выдающимся). Предлагалось, что доктора могли только обращаться с такими больными, изолируя их в течение дня и, убеждая их пить кровь, чтобы заменить потерянную при кровотечении. Существенная характеристика вампира была то, что он пил новую (свежую) кровь, чтобы удовлетворить потребность. Это - редкая наследственная кровяная болезнь, очень тесно связанная с нашим современным понятием "вампиризм". Жертва порфирии не может произвести сама основной и живой компонент крови - красные тельца. Сегодня эта болезнь лечится с помощью регулярных инъекций. Тем не менее, всего пятьдесят лет тому назад, причина болезни была неизвестна, и лечения не проводилось. Эта болезнь вынуждала жертву выходить только вечером, избегать болезненных солнечных лучей. Кроме того, если чеснок стимулирует производительность кровяных телец у здорового человека, то у больного порфирией он только обостряет болезнь. Признаки вампира прошлого несут большое сходство с этой болезнью.[29]

3. Тексты апокрифов.

Если отвлечься от попыток выставить миф о вампире в рациональном свете как совокупность различных факторов человеческой жизни, и обратиться вглубь веков, рассматривая древние тексты в попытке найти что – то, что даст нам намеки о возможности возникновения вампиризма, то, я полагаю, самым разумным будет обратиться к Великой Книге – к Библии. Конкретнее, к одному из ветхозаветных сюжетов – истории о Каине и Авеле.

Итак, Каин и Авель (Каин, евр. qajin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать»; Авель, евр. hebel, этимология неясна), согласно ветхозаветному преданию (Быт. 4, 1-17), сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы: «И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом. И она ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принёс Каин из плодов земли дар богу. И Авель принёс также из первородных стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгневался Каин сильно, и поникло лицо его... И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Убив Авеля, Каин был вынужден удалиться, так как земля, принявшая кровь брата его от руки его, не могла давать больше «силы своей» для него. Но для того, чтобы Каин не был убит в изгнании, бог сделал ему знак и объявил, что тому, кто убьёт Каина, «отмстится всемеро».

Апокалипсис Моисея[30] говорит:

1 И после этого, Адам и Ева были друг с другом и когда они спали, Ева сказала Адаму, своему господину: "Мой господин, Адам, слушай,

2 я видела во сне этой ночью кровь моего сына Амилабеса, которого называем Авелем, которая льётся в уста Каина, его брата и он пьёт ее без жалости. Но Авель умолял оставить ему хоть каплю крови, и все же Каин не послушал

3 его и выпил все; и жизни не осталось в Авеле и душа вышла из уст его уст. И Адам сказал, "Давай встанем и пойдем

4 посмотрим, что с ними случилось. (Я боюсь), чтобы искуситель не напал на них где-нибудь".

Я даже не буду говорить, что напоминает мне этот сюжет, и, пожалуй, не буду вдаваться в его тайный смысл, так как основная моя задача – это познакомить с вампиром во всех его мифологических проявлениях. Ибн аль-Асир рассказывает, что Каин, убив брата, отправился вместе с сестрой в Аден (араб. 'adan имеет сходное звучание и одинаковое написание с евр. 'eden, Эдем, ср. Быт. 4, 16 - «и поселился в земле Нод, на востоке от Эдема»). Очень распространено предание о том, что Каин, собравшись убить брата, не знал, как это сделать, но в это время появился ворон (или сатана в облике ворона) и убил другого ворона куском камня, - Каин последовал его примеру (Табари, армянское устное предание). Берешит рабба (22, 4) содержит несколько различных версий: Каин убил Авеля камнем; камышом (ср. убийство Авеля палкой в эфиопской «Книге Адама»); Каин видел, как Адам закалывает жертву, и таким же образом поразил брата в горло - предписанное место для заклания жертвенного животного. Возможно, заклание и укус вампира в шею имеют много общего.

4. Практики древних шаманов.

Еще древние галлы имели обыкновение пить кровь врагов и обмазывать ею себя. Они верили, что это принесет им удачу в бою. Многие австралийские племена верили, что кровь – это лучшее лекарство от старости и недугов. А у многих шаманов островной Азии был обычай давать чашу с кровью своему заболевшему правителю…. Они верили, что это вернет ему молодость и здоровье.