ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра древнего мира, средних веков и методологии истории
МИФЫ О ВАМПИРАХ: ПОПЫТКА АНАЛИЗА
Студента I курса
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Этимология слова «вампир».............................................................................................................. 5
Глава 2. Определение термину «вампир»..................................................................................................... 5
Глава 3. Самые ранние упоминания о вампире..................................................................................... 6
Глава 4. Истоки веры в вампиров........................................................................................................................ 8
Глава 5. Вампир как неуспокоенная душа............................................................................................... 10
Глава 6. Опасности, подстерегающие душу при рождении и смерти............................ 13
Глава 7. Оккультное значение крови............................................................................................................ 14
Глава 8. Абстрактная природа вампира....................................................................................................... 15
Глава 9. Что могло способствовать развитию мифа.................................................................... 17
1. Летаргический сон........................................................................................................................................................ 17
2. Порфирия............................................................................................................................................................................ 18
3. Тексты апокрифов......................................................................................................................................................... 19
4. Практики древних шаманов..................................................................................................................................... 20
5. Существование психически больных людей, которые жаждут крови................................................ 20
Глава 10. Развитие образа вампира в литературе............................................................................... 22
Вывод......................................................................................................................................................................................... 23
Список литературы...................................................................................................................................................... 25
"Его кожа была румяной и светлой, ногти длинными и злобно искривленными, рот еще сочился кровью от последнего ночного пиршества. Кол прошел прямо сквозь грудь вампира, пронзительно вскрикнувшего, когда из раны потекла кровь. Затем он был сожжен дотла". Так описано появление в 1732 г. в Белграде вампира. Для многих современных читателей образ вампира связан прежде всего с Дракулой, героем романа Брэма Стокера, опубликованного в 1897 г. и удачно экранизированного в 1927 г. [1]
Действительно, представления о вампире весьма различны: это и мифический персонаж, представленный в фольклоре всех времен и стран, и герой народных рассказов о маньяках с противоестественной жаждой крови или преждевременно похороненных, и участник религиозных сюжетов о неприкаянных душах. Нет ничего удивительного в том, что художественные произведения сформировали распространенное представление о вампире как о летучей мыши - демоне, сосущей кровь спящих женщин. Подобный монстр, предшественник Дракулы, изображен в книге Преста "Varney the Vampire" (1847). Действительно, с начала ХIХв. вампир стал достойной темой для многих серьезных писателей, видимо, находившихся под влиянием ученых трудов о вспышках вампиризма по всей Восточной Европе на протяжении XVIII.
Примечательные описания вампиров содержатся в следующих произведениях: "Коринфская невеста" Гете (1797), "Леонора" Бюргера (1773), "Фалаба - разрушитель" Р. Саути (1801), "Вампир" Д. Байрона (1819), "Франкенштейн" М. Шелли (1818). Вампиров изображают также Т. Готье в "Смерти любовника" ("La morte amoreuse", 1836), Бодлер в "Вампире" (1855), Маркиз де Сад в "Жюльетте" ("Juliette", 1796), а также Ш. ле Фану в "Кармилле" ("Carmille", 1872), М. Джеймс в "Герцоге Магнусе" ("Count Magnus", 1905), Ю. Бенсон в "Комнате в башне" ("The room in the Tower", 1912) и Ф. Кроуфорд в романе "Жизнь за кровь" ("For the blood is the life", 1911)
Мы привыкли видеть вампира, таким, как его представляли выше перечисленные писатели – грозным существом, живущим по ночам, убивающих людей для продления своего существования. Мы смотрим фильмы с таким образом вампира, мы читаем фантастику с подобным существом в главной роли. У нас есть образ вампира – кстати, модный ныне. Но, пожалуй, мало кто из нас задумывается, а как возник этот образ? Обычно ответ на этот вопрос крайне прост: так вампира описал писатель Брэм Стокер, и от него и пошел образ аристократичного и притягательного вампира.
Возникает следующий вопрос: а что было до Стокера? А каков был образ вампира раньше? Что это за миф вообще – миф о вампире? Я попытаюсь проследить генезис развития мифа, а также попытаюсь показать в своей работе, что миф о вампире – не абстрактная сказка, а попытка объяснить естественные физические явления, такие как мор и чума, а так же постараюсь доказать, что сам вампир, в его истинном проявлении, нематериален, а существует лишь в умах людей.
В своей работе я использовал следующую литературу:
Во-первых, это книга Монтегю Саммерса «История вампиров». На основе длительных исследований он пришел к выводу, что далеко не все истории о вампирах выглядят так уж традиционно. В темных анналах истории, как, впрочем, и в газетах нового времени, сохранились сведения о живущих, современных нам людях, которые становятся вампирами из-за непреодолимой тяги к человеческому мясу и крови. В эту особую категорию вампиров Саммерс включил, например, 14-летнюю девочку из Франции, которая любила пить кровь из свежих ран, итальянского бандита Гаэтано Маммоне, у которого имелась «прекрасная привычка припадать губами к ранам своих несчастных пленников», а также бесчисленных каннибалов всех времен и народов. Сюда же он относил и тех, кто питал аналогичное пристрастие к трупам, а не к живым людям. «Вампиризм, — пишет Саммерс, — представляется в более ярком свете, это вообще какое-либо осквернение трупов, и нет преступления более ужасного и отталкивающего».[2]
Во-вторых, это Дом Августин Кальме, французский библиовед, который в своей диссертации «о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезин» попытался доказать, что около 75% всех историй о вампирах суть вымышленные. Дом Кальме говорит: «Вампиризм был результатом расстроенного воображения суеверных, которые воображали, что некоторые люди после смерти подымались из своих могил, беспокоили целые деревни, сосали кровь у своих родных и умерщвляли их. Этих мнимых мертвецов, беспокойных ночных бродяг, прокалывали насквозь, рубили и жгли, не сознавая бесчеловечности таких отношений к лицам, которые большей частью были умершие, никогда и не думавшие беспокоить живых, поднявшись из могил, как потому, что не в состоянии были подняться из могил, так и потому, что в безотрадном состоянии обморока они попросту были не способны».[3]
В – третьих, это «Оккультное значение крови» Рудольф Штайнера, где автор пытается доказать, что кровь является не только важной биологической составляющей человека, но и хранилищем души.
В - четвертых, книга Д.Д. Фрезера «Золотая ветвь». Дж. Фрезер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания.
В - пятых, это Рыбаков Б. А., известный исследователь мифов древних славян и его книга «Язычество древних славян».
Так же, я использовал тексты христианских апокрифов, в которых я увидел параллель с мифами о вампирах, и материалы различных Интернет сайтов, посвященных вампирам.
Глава 1. Этимология слова «вампир»
Для разгадки мифа о вампире попытаемся вначале изучить само слово «вампир», что оно значит, и где имеет свои корни. Слово «вампир» пришло к нам из венгерского языка, где оно бытует в форме «vampir», но вообще это слово скорее славянского происхождения. У славян оно встречается в аналогичной форме в русском, польском, чешском, сербском языках, сосуществуя с такими вариантами, как болгарское слово «вапир», «вепир», рутенское «vepir», «vopir», русское «упырь», польское «upier». Миклошич в качестве одного из возможных вариантов происхождения слова «вампир» предлагает турецкое слово «uber» - «ведьма». Еще один вариант, но менее вероятный — образование от корня pi- (пи- ) - «пить» при помощи приставки va- (ва- ) или ау - (ав- ). От корня pi- образуется древнегреческое «пью». Отсюда же возникло слово, имеющее значение «свежая, питьевая вода». В связи с этим непременно следует процитировать Рэлстона, хотя стоит иметь в виду, что в некоторых деталях он немного устарел. Его работа «Песни русского народа», откуда я привожу следующий отрывок, была опубликована в начале 1872 года. Вот что Рэлстон пишет о вампирах: «Это название никогда не могли удовлетворительно объяснить. Слово «вампир» именно в этой его форме – «vampir» - южнорусское «upuir», «upir» до сих пор сравнивали с литовским «wempti» = «пить» и «wempti», «wampiti» = «рычать», «ворчать» и выводили его из корня pi- (пить) с префиксом u = av, va. Если эта деривация верна, то главную особенность вампира можно истолковать как подобие опьянения кровью. В соответствии с этими представлениями хорваты называют вампира «pijavica» (пиявица), а сербы говорят о человеке с лицом, красным от постоянного пьянства, что он «багровый, как вампир»; сербы it словаки именуют горького пьяницу словом «vlkodlak» (влкод-члак, т. е. вурдалак).
Глава 2. Определение термину «вампир»
В словаре Даля[4] находим: «ВАМПИР м. плотоядное, летучее млекопитающее жарких стран, из семейства крыланов, похожее на летучую мышь, но величиною с белку; кровосос, упырь; последнее название в Малороссии (и в южных славянских землях) придается сказочному оборотню, который по смерти летает кровососом, загрызая людей; ведмак». Большая Советская Энциклопедия[5] про вампира рассказывает нам следующее: «Вампир, упырь, в славянских народных верованиях - мертвец, выходящий из могилы, чтобы вредить людям, сосать их кровь. Известен в поверьях русских (упырь), украинцев (упир, В.), белорусов (вупар), поляков (upiór, upierzica), чехов (upír), сербов (в 15-16 вв.- упир, позже - В.), болгар (вапир, въпир). У древних славян существовал культ жертвоприношения упырям ("оупирем"). В переносном смысле - кровопийца, жестокий человек, эксплуататор». Монтегю Саммерс в своей книге «Исследование вампиризма» пишет: "Он [вампир] - часть темной стороны природы, он обладает таинственными и ужасными качествами, ...хотя в строгом смысле и не является демоном[6]»