Смекни!
smekni.com

Работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: Денежно-кредитная политика: цели и инструменты (стр. 4 из 5)

В 2008 г. ЦБ РФ продолжил публиковать отчеты о структуре и результатах управления золотовалютными резервами. Данный шаг направлен на повышение прозрачности операций Банка России. Однако стоит отметить, что результаты управления резервами публикуются более чем с полугодовым лагом, превышающим, на наш взгляд, разумные пределы. Кроме того, в отчете не приводятся доходности, полученные по всем инструментам, используемым для инвестирования, в разбивке по отдельным валютам. Такая информация позволила бы более полно оценить результаты управления резервными активами.

Для оценки результатов деятельности ЦБ РФ по управлению резервными активами в отчете предлагается использовать так называемые нормативные портфели, которые фактически представляют собой индексы тех рынков, на которых осуществляются инвестиции. В составе активов Банка России в резервных валютах выделяются операционный и инвестиционный портфели. По всей видимости, операционный портфель призван поддерживать высокий уровень ликвидности резервных активов, необходимый для реализации ЦБ РФ своих функций по проведению денежно-кредитной и валютной политики. Инвестиционный портфель, как следует из названия, был создан для вложений его средств в менее ликвидные и более рискованные активы.

Доходность операций по управлению резервными активами составила в апреле 2007 – марте 2008 гг. 7,3% в долларах США, 4,5% в евро, 7,9% в фунтах стерлингов и 0,6% в иенах.

В 2008 г. ЦБ РФ продолжил повышать процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций: депозитам на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 2,75% до 6,75% годовых, «1 неделя» и «спот-неделя» с 3,25% до 7,25% годовых. Повышение ставок было осуществлено в целях стерилизации избыточной ликвидности летом и стало возможным в результате изменения внутренних и внешних экономических условий. С помощью данной меры Банк России продолжил курс на повышение роли процентных ставок при реализации денежно-кредитной политики. В то же время в результате возникновения недостатка ликвидности на российском рынке на фоне финансовой нестабильности на мировых рынках объем депозитов коммерческих банков в Банке России в течение 2008 г. не превышал 300 млрд руб., тогда как в 2007 г. он достигал 1,2 трлн руб.

В 2008 г. Банк России также активно использовал такую меру денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательного резервирования. При этом до сентября нормы обязательного резервирования четыре раза повышались и достигли8,5% годовых по долгам российских банков перед зарубежными кредитными организациями, 5,5% – по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях и 6% годовых – по иным обязательствам кредитных организаций. Стоит отметить, что быстрее всего повышался норматив обязательного резервирования по долгам российских банков перед нерезидентами. По всей видимости, это объяснялось желанием ЦБ РФ замедлить темп роста внешней задолженности банков, чтобы повысить их финансовую устойчивость в случае возникновения проблем на мировом финансовом рынке [8, с.39].

По мере нарастания финансовой нестабильности в стране Банк России принял решение о резком снижении с 15 октября нормативов отчислений в ФОР. В результате двухэтапного снижения по всем видам резервируемых обязательств нормативы были установлены на уровне 0,5%. В то же время нормативы были снижены лишь на определенный срок: с 1 февраля 2009 г. они должны увеличиться до 1,5%, а с 1 марта 2009 г. – до 2,5%. Однако в январе 2009 г. совет директоров Банка России решил перенести сроки поэтапного увеличения нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. В соответствии с новым решением сроки повышения нормативов были перенесены с 1 февраля 2009 г. и с 1 марта 2009 г. на 1 мая 2009 г. и 1 июня 2009 г. соответственно.

По всей видимости, ЦБ РФ принял данное решение из-за сложной ситуации в финансовом секторе страны, вызванной мировым финансовым кризисом. В ближайшее время российские кредитные организации столкнутся с быстрым ростом невозвратов по выданным ими кредитам, что ухудшит их финансовое положение. В такой ситуации изъятие ликвидности у банков в виде отчислений в ФОР лишь способствовало бы росту финансовой нестабильности.

В 2008 г. Банк России шесть раз повышал ставку рефинансирования, которая в результате выросла с 10 до 13% годовых. Заметим, что увеличение ставки рефинансирования в 2008 г. осуществлялось параллельно с повышением ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ и происходило одновременно с ускорением инфляции в РФ. Однако в силу быстрого нарастания инфляционного давления ставка рефинансирования в реальном выражении на протяжении практически всего года оставалась отрицательной.

Осенью 2008 г. в условиях обострения ситуации на финансовом рынке спрос коммерческих банков на кредиты Банка России резко вырос, что привело к повышению значения процентной политики ЦБ РФ, так как средства ЦБ РФ стали основным источником формирования денежного предложения. Поддержание низких процентных ставок в реальном выражении использовалось Банком России для активного кредитования коммерческих банков. В то же время ЦБ РФ осенью увеличил темп повышения ставки рефинансирования для противодействия оттоку капитала, начавшемуся в результате развития мирового финансового кризиса и падения цен на основные товары российского экспорта.

Вследствие развития финансового кризиса во второй половине 2008 г. российские финансовые посредники столкнулись с недостатком ликвидных ресурсов, что заставило Банк России принять ряд исключительных мер (помимо снижения процентных ставок по предоставляемым им кредитам и уменьшения нормативов отчислений в ФОР), направленных на недопущение разрастания нестабильности в банковском секторе России. Так, 10 октября Государственная Дума РФ приняла закон, позволяющий Банку России выдавать российским коммерческим банкам кредиты без обеспечения, которые могут быть предоставлены кредитным организациям, имеющим кредитный рейтинг не ниже установленного уровня, на срок не более 6 месяцев. Данная мера была направлена на поддержку банковского сектора России, оказавшегося в тяжелой ситуации вследствие масштабного оттока частного капитала из России, значительной внешней задолженности, накопленной в предыдущие годы, и кризиса в реальном секторе экономики.

До принятия указанного закона ЦБ РФ мог выдавать кредиты российским коммерческим банкам под залог ценных бумаг, валюты, прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций. Однако вследствие значительной потребности банков в кредитных ресурсах у них не хватало активов, под залог которых они могли бы получить кредит у ЦБ РФ. В такой ситуации предоставление ЦБ возможности выдавать кредиты без обеспечения позволило поддержать российские банки, хотя и повысило риски недобросовестного поведения банков, получавших такие ссуды.

Для поддержания банковского сектора в условиях развивающегося финансового кризиса ЦБ РФ начал заключать соглашения с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании. Также были предприняты такие меры, как предоставление финансирования РЕПО под залог расширенного списка активов, удлинение сроков кредитования РЕПО, предоставление субординированных кредитов системообразующим банкам, принятие законодательства о гарантиях по кредитам предприятиям. Кроме того, была осуществлена рекапитализация АСВ в целях проведения санации банковской системы.

Наконец, 30 декабря Банк России изменил порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с действующим порядком кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в зависимости от оценки кредитного риска. При этом резервирование уменьшает объем средств, доступных коммерческим банкам для осуществления текущих операций.

Таким образом, данная мера фактически стимулировала кредитование более рискованных заемщиков. Однако необходимо понимать, что слишком либеральный подход к оценке кредитных рисков может способствовать снижению финансовой устойчивости. Иными словами, данную меру необходимо рассматривать исключительно как временную помощь российской финансовой системе. Более того, в конце 2008 г. появилась информация о том, что крупнейшим российским банкам органами государственной власти даются указания о необходимости наращивания кредитного портфеля определенным темпом. В условиях роста финансовой нестабильности подобный подход может привести лишь к накоплению «плохих» активов на балансах банков и вызвать в дальнейшем проблемы у кредитных организаций.

Основной проблемой, с которой предстоит столкнуться банкам в ближайшее время, станет рост просроченной задолженности по выданным ранее кредитам. На наш взгляд, в такой ситуации основными задачами в области поддержки банковской системы являются разработка подходов к снижению количества плохих активов банков, облегчение процессов слияния и поглощения в банковском секторе, рефинансирование внешнего долга банков на рыночных условиях, а также совершенствование банковского регулирования и надзора. Помимо предоставления государством банкам дополнительного капитала популярной мерой поддержки банковской системы в мире является выкуп у них плохих активов специальным агентством. В завершение отметим, что ключевыми факторами роста объемов кредитования реального сектора являются снижение девальвационных ожиданий и прояснение масштабов и глубины кризиса, которые позволят банкам более точно оценивать кредитные риски.