Смекни!
smekni.com

А. В. Патрушев Методические рекомендации (стр. 1 из 6)

Ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики

УрЮИ МВД России

подполковник милиции

А.В.Патрушев

Методические рекомендации.

Формы и методы оказания психологической помощи сотрудникам ОВД, получившим ранение при выполнении служебно-боевых задач.

Одним из направлений деятельности психологов ОВД является реализация программ психологической помощи и реабилитации личного состава, принимавшего участие в боевых действиях в горячих точках.

Участие в боевых действиях не обходится без потерь и ранений. В данный момент в различных госпиталях системы МВД находится относительно большое количество сотрудников, получивших ранения в ходе контртеррористической операции в Северно-Кавказском регионе.

Фактически у всех раненых имеются симптомы посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР): навязчивые воспоминания, сниженный фон настроения, непреодолимая бессонница, необъяснимая тревога, повышенная раздражительность, нервозность, депрессия, сверхбдительность, расстройства памяти и внимания.

В настоящее время, ввиду отсутствия в госпиталях штатных психологов, в ряде регионов сложилась такая практика, когда психологическая помощь раненым осуществляется психологами органов внутренних дел.

По отзывам психологов ОВД, работавших в госпиталях различных регионов России, все они сталкивались с одинаковым набором трудностей:

1. Адаптация к условиям госпиталя. Необходимость сочетания графика работы медицинского учреждения и режима лечебного процесса с психотерапевтической работой.

2. Трудности установления психологического контакта с ранеными на начальном этапе: отказ от помощи, отрицание проблем, недоверие и т.д.

3. Большие психологические нагрузки. Профессионализм психолога определяется умением установить психологический контакт, а это, в свою очередь, зависит от способности настроиться на пациента, «отзеркалить» с помощью своего тела и психики его состояние. Чем лучше психолог это делает, тем больше проблем пациента он может буквально взять на себя. Отсюда - возникновение симптомов психологического стрессового расстройства, а именно, соматические проявления, повышенная тревожность, неспособность расслабиться, отрицание собственных переживаний, флэшбэки, навязчивые сновидения. Как результат - эффект «выгорания».

4. Реадаптация к обычным условиям несения службы после окончания работы в госпитале.

Таким образом, для эффективной организации работы психологической службы МВД России, в плане оказания психологической помощи раненым сотрудникам, необходимо выделять два направления:

- непосредственная работа с ранеными, направленная на переработку травматического переживания и интегрирование его в позитивный жизненный опыт личности; обучение навыкам саморегуляции (релаксации, контролю боли, наработка ресурсных состояний, мобилизации памяти и внимания); психологическое просвещение;

- работа, направленная на психологическую и физическую реабилитацию психологов.

По своей сути эти два направления ничем не отличаются друг от друга. Более того, реабилитация психологов может быть значительно затруднена личностными установками. Так, испытывая на себе все симптомы посттравматического стрессового расстройства, психологи очень редко обращаются за помощью к своим коллегам, считая, что они сами, как профессионалы, обязаны справиться с этой проблемой. Однако одной из особенностей ПТСР является низкая поисковая активность, нежелание прилагать волевые усилия вне привычного образа жизни, плохой произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, собственно, строится почти вся психотерапевтическая работа).

Как в отечественной психологии, так и в зарубежной психологии для лечения ПТСР большое внимание уделяется вопросам психорегуляции, направленной на оптимизацию психических состояний. Эти задачи предполагается решать через использование аутогенной тренировки, методов прогрессивной релаксации и их модификаций, когнитивной перестройки, идеомоторной тренировки, визуализации, методов йоги и дзен-будизма. Все они требуют определенных волевых усилий от пациента, самодисциплины и направлены на работу с чувственно-образными представлениями.

Существует ли простой и эффективный метод, сочетающий, с одной стороны, все достоинства вышеперечисленных методик и, с другой стороны, позволяющий обойти указанные трудности. Такой метод существует – свето-звуковая стимуляция мозга. Более того, он уже прошел апробацию в подразделениях и органах внутренних дел Омской, Кемеровской и Свердловской областей и в Уральском юридическом институте МВД РФ.

Теоретические основы.

В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать электрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что мозг способен следовать за различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот электрических потенциалов мозга (0.5-42Гц). Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 10-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. Это открытие позволило создать эффективную систему тренировки мозга для достижения необходимых состояний.

В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

Бета волны — самые быстрые. Их частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42Гц (а по некоторым современным источникам, - более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 герц, доминируют в нашем мозге. Бета волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

Альфа волны усиливаются, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Электрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются “всплески” альфа волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще “альфа состоянием”. По-видимому, альфа-состояние является “нейтральным”, бездеятельным состоянием мозга; на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или болезни. Также альфа волны являются своеобразным мостиком - обеспечивают связь сознания с подсознанием. Исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга (в психологии этот феномен получил название «эффект вытеснения»). Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате совершенного над ними насилия, военных действий или экологических катастроф. Также в этом диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, поэтому становится понятным – почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям.

Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Электрические колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние называют еще “сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Именно в тета состоянии человеческий мозг продуцирует больше бета-эндорфинов – собственных “наркотиков”, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипногогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий). В каждой Восточной философско-эзотерической школе “гипногогия” использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих. Заметим, что применение гипногогии не ограничивается Восточными религиями. История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пучини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарльз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипногогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель.

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа и тета волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа и тета диапазоне, у них резко возрастает. Тренировка мозга в тета-диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению, способность самостоятельно решать различные проблемы. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках.