Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации о рассмотрении хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц (стр. 3 из 7)

В таких случаях приоритет хозяйственным судом отдается выбору компетенции суда по договору, вне зависимости от общих правил подведомственности дел, установленных ХПК, международными соглашениями.

19. Соглашением сторон (как пророгационным, так и о передаче спора в арбитраж) не может быть изменена исключительная компетенция хозяйственных судов, предусмотренная статьей 236 ХПК.

20. Пророгационным соглашением по внешнеэкономической сделке избирается система государственного суда конкретного государства, и оно может предусматривать передачу спора в суд иностранного государства, в том числе в суд третьего государства.

Если пророгационное соглашение составлено в общей форме, отсылает не к конкретному суду, а к правовой системе государства в целом, например, - "споры и разногласия разрешаются в установленном законом Республики Беларусь порядке" - подсудность определяется общими правилами подсудности, установленными законодательством указанного государства.

При этом хозяйственный суд компетентен рассматривать спор и в тех случаях, если две стороны пророгационного соглашения являются иностранными лицами, за исключением дел в порядке приказного производства.

21. Если коммерческим договором предусматривается рассмотрение спора в арбитражном (третейском) суде следует дать оценку арбитражному соглашению.

Наличие арбитражного соглашения не препятствует принятию иска к производству хозяйственным судом - пункт 14 постановления Пленума N 31.

Если имеется соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского (арбитражного) суда, и если одна из сторон обращается с иском в хозяйственный суд, а ответчик до своего первого заявления по существу спора не возражает, то хозяйственный суд рассматривает такой иск.

Хозяйственному суду следует оценить действительность арбитражного соглашения:

- соблюдена ли письменная форма арбитражного соглашения - пункты 1, 2 статьи 2 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанной 10 июня 1958 года в г.Нью-Йорке; пункт 2 статьи 1 Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, подписанной 21 апреля 1961 года в г.Женеве;

- соблюдены ли правоспособность и дееспособность сторон;

- соблюдена ли добровольность волеизъявления;

- не утратило ли оно силу (не был ли спор по этому же предмету спора уже рассмотрен хозяйственным судом);

- может ли оно быть исполнено (достаточно ли четко определен арбитражный орган);

- относится ли предмет спора к компетенции арбитражного (третейского) суда.

При вынесении решения по вопросу о наличии или действительности указанного арбитражного соглашения хозяйственные суды должны руководствоваться, если вопрос касается правоспособности сторон, законом, который к ним применяется, а по другим вопросам:

а) законом, которому стороны подчинили арбитражное соглашение;

б) при отсутствии указаний на этот счет - законом страны, в которой должно быть вынесено решение;

с) при отсутствии указаний на закон, которому стороны подчинили арбитражное соглашение, и если в тот момент, когда этот вопрос представлен на разрешение хозяйственного суда, невозможно установить, в какой стране должно быть вынесено арбитражное решение, - законом, применимым в силу коллизионной нормы хозяйственного суда, в котором возбуждено дело, - пункт 2 статьи VI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, подписанной 21 апреля 1961 года в г.Женеве;

Если ответчик до своего первого заявления по существу спора ссылается на арбитражное соглашение между сторонами, заключенное в той или иной предусмотренной законом форме и являющееся действительным, то хозяйственный суд оставляет иск без рассмотрения и направляет стороны в арбитраж - пункт 3 статьи 2 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанной 10 июня 1958 года в г.Нью-Йорке; пункт 14 постановления Пленума N 31.

Оценка арбитражного соглашения должна содержаться в описательной части вынесенного по делу судебного постановления.

Судебный иммунитет

22. Субъектами судебного иммунитета могут быть иностранное государство и международная организация.

Правовая природа судебного иммунитета состоит в том, чтобы по определенным мотивам в предусмотренных международным договором случаях оградить иностранное государство или международную организацию от:

- предъявления иска;

- привлечения к участию в деле в качестве третьего лица;

- наложения ареста на принадлежащее им имущество, находящееся на территории Республики Беларусь;

- принятия мер по обеспечению иска и имущественных интересов.

23. На обращение взыскания на имущество иностранного государства или международной организации в порядке принудительного исполнения судебного постановления судебный иммунитет может не распространяться при условии наличия на то согласия соответствующих компетентных органов и отсутствия ограничений, установленных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

24. Иностранное государство либо международная организация могут отказаться от судебного иммунитета, оформив его по правилам законодательства соответствующего государства или международной организации.

25. Нормативными правовыми актами Республики Беларусь порядок оформления отказа от судебного иммунитета не определен. Для подтверждения отказа от судебного иммунитета в хозяйственном суде достаточно его письменного оформления.

26. Республика Беларусь не является участником международных договоров, ограничивающих понятие судебного иммунитета - Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 года, соответственно, придерживается общепризнанных международных принципов о государственном иммунитете в широком смысле.

Оценка доказательств

27. Хозяйственному суду необходимо оценить представленные сторонами доказательства, в том числе и те, которые характерны и являются специфическими для стороны, являющейся иностранным лицом.

28. Хозяйственный суд принимает в качестве доказательств официальные документы из другого государства при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами Республики Беларусь - пункт 27 постановления Пленума N 31.

Согласно Консульскому уставу Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.1996 N 82, в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 15.05.2000 N 262, от 21.12.2004 N 604, от 12.06.2006 N 385, консул легализирует документы и акты, исходящие от властей консульского округа или составленные с их участием.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на указанных документах, актах и соответствия их законам государства пребывания.

Органы Республики Беларусь принимают такие документы и акты к рассмотрению только при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь и государства пребывания.

29. Более упрощенная процедура удостоверения официальных документов содержится в Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной 5 октября 1961 года в г.Гааге (далее - Гаагская конвенция).

Гаагская конвенция определяет возможность удостоверения официальных документов компетентными органами путем проставления специального штампа - апостиля. Назначение апостиля состоит в удостоверении подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документы, подлинности печати, которой скреплен документ.

Что понимается под официальными документами для целей Гаагской конвенции установлено в статье 1 данного международного договора. Коммерческие договоры и иные документы, которые имеют прямое отношение к коммерческой или таможенной операциям, в этот перечень не входят.

Проставление апостиля на исковых заявлениях, контрактах, таможенных и платежных документах согласно порядку, установленному Гаагской конвенцией, не предусматривается.

Доверенность удостоверяется апостилем исходя из содержания пункта б) части второй статьи 1 Гаагской конвенции как административный документ.

30. Хозяйственный суд принимает официальные документы без их легализации в случаях, предусмотренных Гаагской конвенцией, из следующих стран: Албания, Аргентина, Австралия, Австрия, Андорра, Антигуа и Барбуда, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Багамские острова, Барбадос, Белиза, Ботсвана, Бруней, Венесуэла, Великобритания, Германия, Греция, Гренада, Гондурас, Дания, Доминиканская Республика, Испания, Ирландия, Израиль, Исландия, Индия, Корея, Кипр, Колумбия, Лесото, Либерия, Люксембург, Лихтенштейн, Мавритания, Малави, Мальта, Македония, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Нидерланды, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, Острова Кука, Остров Санта Лючия, Остров Ниу, Остров Святых Китса и Невиса, Остров Святых Винсента и жителей Гренады, Панама, Португалия, Румыния, Сальвадор, Свазиленд, Сербия, Самоа, Сент-Луис, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Суринам, США, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Фиджи, Франция, Хорватия, Швеция, Швейцария, Эквадор, Эстония, Южно-Африканская Республика, Япония.

31. В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется апостиль.

32. Еще более упрощенный порядок принятия официальных документов устанавливается двусторонними международными договорами о правовой помощи и правовых отношениях, участницей которых является Республика Беларусь, а также многосторонними соглашениями: