Методические рекомендации по написанию эссе «Мои первые шаги в профессии»
(для участников конкурса «Молодой педагог»)
Эссе, входящее в состав необходимых документов для участия в конкурсе «Молодой педагог», можно назвать педагогическим сочинением. Еще до выхода учителя на сцену в качестве конкурсанта, конкурс дает возможность высказаться учителю, осмыслить свою жизненную, профессиональную «философию» в форме эпистолярного жанра – эссе.
Высказывая самое сокровенное, учитель определяет главный «нерв» педагогического творчества, задающее музыкальную мелодию души и духа Учителя, прикасающегося к душам своих воспитанников. А это значит – необходимо поговорить о жанре эссе, с которого учитель начинает путь в конкурс.
Эссе – древнейший жанр мировой литературы. К эссе обращаются, прежде всего, такие писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе, наверное, должен чувствовать, что слова А.С. Грибоедова: «Как живу, так и пишу: свободно и свободно», – относятся и к нему тоже.
Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему.
Что же такое эссе как жанр литературного произведения?
1. Определение эссе.
В словаре Ожегова мы читаем: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно».
Большой энциклопедический словарь дает развернутое определение: «Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
Литературный энциклопедический словарь сообщает нам, что «эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику».
Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. В первую очередь следует обратить внимание на ключевые слова, которые характеризуют этот жанр:
* индивидуальная позиция (а фактически - жизненная и профессиональная концепция);
* непринужденность (а фактически - легкость, изящество стиля, увлекательность повествования);
* парадоксальность (а фактически - нестандартность, творчество в подаче материала);
* афористичность (а фактически - убедительность и доказательность, меткость, точность, глубина слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей);
* образность (а фактически – яркость, художественность текста);
* разговорная речь (а фактически – живое общение с читателем вашего эссе);
* впечатления (а фактически – живые эмоции, без которых нет духовной компоненты жанра, нет ощущения живой беседы автора со своим читателем);
* ассоциации (а фактически – свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте).
Осмысление ключевых слов, которые определяют сущность эссе как художественного (литературного) жанра, позволяет предположить, что успешность работы над эссе, над формированием его содержания, лежит в сфере эстетики, которая вооружает автора эссе пониманием и умением реализовывать красоту, гармонию педагогических идей, которые определяют профессиональную деятельность конкурсанта в реальной практике, в красоте и гармонии художественного (публицистического) слова.
2. Признаки эссе как литературного жанра.
2.1. Наличие конкретной темы или вопроса.
Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки» и др. При этом заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
Тема нашего конкурсного эссе задана – «Мои первые шаги в профессии», однако не запрещается использовать в рамках данной темы собственный авторский заголовок. Данная тема предполагает, что автор, раскрывая ее, продемонстрирует достойный уровень педагогической культуры, отражающий глубину и основательность понимания предмета рассуждения. Одно из важнейших условий раскрытия темы конкурсного эссе – осмысление оснований, идей и методов педагогической деятельности в ее развитии.
Фактически эссе, являясь своеобразной «увертюрой» для конкурсанта, должно и призвано демонстрировать методологическую культуру учителя, которая «сводит все концы с началом», задает свою, неповторимую тональность, главную мелодию, объединяющую все виды конкурсных испытаний: презентацию школы, в которой работает педагог, открытый конкурсный урок и его самоанализ, урок-импровизацию и др.
Таким образом, конкурсное эссе – это интегративный творческий «продукт», включающий в себя педагогическую философию учителя, его убеждения, взгляды, ценности, приоритеты, которые потом должны непременно реализоваться и в представлении опыта педагогической работы, и в конкурсном уроке и его самоанализе: одним словом, - на всех этапах конкурса.
2.2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
В эссе, как уже было сказано, ярко выражена авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Автор эссе – не только рассказчик и повествователь, но еще и герой. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.
2.3. Свободная композиция.
Свободная композиция – главная примета эссе как жанра. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации – многоточия, приглашающие к соразмышлению. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом: «Все — наоборот!».
2.4. Непринужденность повествования.
«Непринужденность» фактически используется как легкость, изящество стиля, увлекательность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
2.5. Парадоксальность.
Под парадоксальностью понимается нестандартность, творчество в подаче материала.
Приобретение учителем технологических и культурных навыков происходит под влиянием
философской, педагогической литературы; в процессе живого профессионального и человеческого общения с коллегами; через механизм соблюдения и следования нормам, устанавливаемым педагогическим сообществом и обществом в целом. В качестве значимого источника, содержащего в себе позитивный образ «Я» учителя, выступает художественная и мемуарная литература. И, если для читателя, не являющегося учителем, фрагменты этих текстов часто выпадают из поля зрения, то читатель-педагог непременно фиксирует их. В «копилке» каждого учителя непременно найдется некий набор афоризмов, цитат, выписок, в которых воссоздаются те или иные грани как идеального, так и далекого от идеала образа представителя своей профессии. Наличие такой «копилки» значительно облегчит учителю написание конкурсного эссе, сочинения и др.
Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры; проводит параллели; подбирает аналогии; использует всевозможные ассоциации.
2.6. Внутреннее смысловое единство.
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
2.7. Особый язык эссе.
Особый язык эссе предполагает образность и афористичность – яркость и художественность текста, убедительность и доказательность, меткость, точность, глубина слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей. Можно использовать разговорную речь: по речевому построению эссе - динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, в нем возможна установка на разговорную интонацию и лексику, живое общение с читателем, живые эмоции, без которых нет духовной компоненты жанра, нет ощущения живой беседы автора со своим читателем. В эссе можно встретить ассоциации, которые проявляются как свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте.