Не способствует точному пониманию законодательного текста употребление выражений «в случае необходимости», «нередко», «другие», «иные», так как они требуют разъяснения, комментария, тогда как текст нормативного акта должен быть понятен без дополнительных объяснений.
Из требований точности и доступности нормативных правовых предписаний вытекает необходимость экономичности использования языковых средств. Законодательная мысль должна быть выражена максимально ограниченным числом фраз и терминов. Лишние слова, неоправданные повторения, многословия при объяснениях - всего этого должен избегать автор проекта нормативного правового акта. Чем лаконичнее изложен текст, тем лучше и легче он воспринимается исполнителями.
Так, многие широко употребляемые в проектах нормативных правовых актов словосочетания и выражения оказываются по сути информационно пустыми. И среди них прежде всего следует назвать многочисленные определительные конструкции (имя существительное с прилагательным или глагол с наречием в положительной или сравнительной степени), в которых определительная часть становится как бы «постоянным эпитетом»: глубоко (глубже) освещать; широко (шире) пропагандировать; теснее увязывать; регулярно вести; активнее использовать; осуществлять действенный контроль; строго пресекать и так далее. Подобные выражения несут не только недостаточную позитивную, но и значительную негативную информацию. Фактическая сравнительность их смысла как бы отрицает обозначаемое ими действие в его прошлом: контроль не был действенным, пресечение не было строгим, освещение не было глубоким и так далее. Таким образом, малоинформативные словосочетания в тексте нормативного правового акта являются не только лишними, но иногда некорректными и двусмысленными.
Важной особенностью стиля нормативных правовых актов является также его безличный, неиндивидуальный характер. В лексическом отношении безличность стиля влечет за собой полный отказ от употребления личных местоимений и некоторых личных форм глаголов.
Так, в текстах законов используются глаголы регламентирующего характера, чаще возвратные глаголы (с частицей -ся) в форме третьего лица настоящего времени. Например: «осуществляется», «устанавливается», «производится», «формируются», «не допускается», «подлежит» и так далее. Кроме вышеуказанных используются глаголы в неопределенной форме для указания действий по изменению, дополнению или утверждению текста закона. Например: «внести изменения»; «изложить в следующей редакции»; «дополнить статью»; «утвердить отчет» «принять», «учесть», «предложить», «согласиться» и так далее.
В текстах обращений, стиль которых диктует сама форма обращения к конкретному адресату (адресатам), в более произвольной форме используются конструкции и словосочетания, передающие позицию автора (авторов), их (чаще) несогласие по какому - либо вопросу и просьбу о принятии мер. Например: «вызывает возмущение»; «просим принять меры»; «не можем согласиться»; «побудило обратиться с просьбой» и так далее.
В текстах заявлений для выражения собственной принципиальной позиции и выражения оценки фактам и действиям используются глаголы типа: «выступает», «считает», «выражает» и так далее.
Одна из типичных стилистических ошибок - речевая недостаточность. Пример: «приостановление трудового договора» вместо «приостановление действия трудового договора», «законы и нормативные правовые акты» вместо «законы и иные нормативные правовые акты».
Недопустимы в тексте закона конструкции, позволяющие неоднозначно толковать их смысл, например: «Деятельность арбитражного суда обеспечивает аппарат арбитражного суда».
Законы и иные нормативные правовые акты должны излагаться простым, ясным языком. Не допускается использование неологизмов, даже образованных по традиционным моделям, например: «конструкторант», «переорганизация».
Особое внимание следует обращать на употребление прописных и строчных букв в текстах законов и иных актов.
В названиях федеральных конституционных законов только слово «федеральный» пишется с прописной буквы. Например: «Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Следует различать написание названий кодексов. Например: «Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации», где слово «кодекс» пишется со строчной буквы, и «Кодекс законов о труде Российской Федерации», в названии которого слово «кодекс» пишется с прописной буквы, так как оно является первым в названии.
При написании названий федеральных законов следует иметь в виду, что при полном названии принятого закона с прописной буквы пишется только слово «Федеральный». Например: «Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Со строчной буквы пишутся словосочетания «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «федеральные законы» без конкретного названия, а также словосочетание «проект федерального закона» и «проект федерального конституционного закона».
Наименования упоминаемых в текстах законов и иных нормативных правовых актов органов, организаций, предприятий и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальным названием, предусмотренным в уставах, положениях об их создании или переименовании.
Текст должен быть редакционно обработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики.