Смекни!
smekni.com

Источники гражданского процессуального права: понятие, классификация, тенденция развития (стр. 3 из 6)

Пределы действия нормативного правового акта обычно устанавливаются по трем параметрам: по времени, территории и по кругу лиц. Иногда добавляют и четвертый параметр - определенную сферу общественных отношений, которую регулируют нормы права, и говорят о предметном действии нормативно - правовых актов.

Действие нормативных правовых актов во времени определяется двумя временными ограничениями: моментом вступления нормативного акта в законную силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление нормативного акта в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять, соблюдать его все граждане, юридические, должностные лица и организации.[24] Однако для того чтобы норма права действовала, прежде всего она должна быть опубликована, доведена до сведения субъектов права, а также должно быть определено время ее вступления в силу.

В настоящее время порядок вступления в силу нормативных правовых актов определяется Федеральным законом от 14.06.94 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"[25] и Указом Президента РФ от 23.05.96 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".[26] В соответствии с ними момент начала действия гражданских процессуальных нормативных актов определяется по-разному. Если в нормативном акте (или в сопутствующем документе) указана календарная дата, с которой он вступает в силу, то именно с этой даты начинается действие нормативного акта.

Дата введения в действие нормативного акта обычно указывается при большом промежутке времени между принятием и введением его в действие, что связано с нецелесообразностью реализации нормативных предписаний в обычные сроки. Следует обратить внимание на то, что при отклонении от общепринятого срока законодатель применяет термин "введение закона в действие" вместо "вступление закона в действие". К.И. Комиссаров объясняет это тем, что закон уже принят, но еще не работает. До введения закона в действие ведется организационная работа по приведению действующего законодательства в соответствие с вновь принятым.[27]

Если в нормативном акте указаны иные обстоятельства, определяющие момент вступления акта в силу, например момент официального опубликования, то это и будет датой вступления нормативного акта в силу. Изданиями, в которых официально публикуются нормативные акты, являются "Российская газета", "Парламентская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Такой способ вступления в силу гражданского процессуального нормативного акта имеет как положительные черты - оперативность, так и недостатки. Граждане, права которых затрагиваются актом, и правоприменитель оказываются заранее не информированными и неподготовленными к реализации новых норм.

Если в нормативном акте начало его действия не определено, то вступают в действие общие правила, установленные для данного вида нормативного акта, в соответствии с которыми федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Международные договоры по вопросам гражданского процесса также нуждаются в определении их действия во времени. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.95 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"[28] международные договоры подлежат ратификации, если в них устанавливаются иные правила, чем предусмотренные гражданским процессуальным законом, а также, если их исполнение требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов. Международные договоры вступают в силу для РФ в порядке и в сроки, предусмотренные или согласованные в договоре сторонами.

Вступившие в силу международные договоры подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в "Собрании законодательства Российской Федерации", а также в Бюллетене международных договоров.

По общему правилу в самих нормативных правовых актах не указывается предельный срок их действия. Существует несколько способов прекращения действия нормативных правовых актов:

а) путем отмены или признания утратившими силу,

б) путем фактической отмены. Данный способ не слишком удобен для правоприменителя, так как полная ясность относительно действия того или иного нормативного акта, вместо которого принят новый акт, отсутствует,[29]

в) истечение срока, на который был принят нормативный акт,

г) без официальной отмены и принятия нового акта, но в связи с исчезновением общественных отношений, на урегулирование которых он был рассчитан.

Прекращение действия международного договора осуществляется с принятием Федеральным Собранием РФ закона о прекращении (денонсации) международного договора. Это (если договором не предусмотрено иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками) освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения. Официальное сообщение МИД России о прекращении действия международного договора, заключенного от имени Российской Федерации, производится в вышеперечисленных официальных изданиях.

Разделяя мнение Я.Ф. Фархтдинова, следует отметить, что проблема действия источников гражданского процессуального права во времени тесно связана с вопросами о том, должен ли новый закон распространять свое действие лишь на отношения, возникшие после его вступления в силу, или он регулирует и отношения, возникшие до его вступления в действие.

Гражданское судопроизводство ведется однозначно по гражданским процессуальным законам, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий. В связи с этим К.И. Комиссаров считает, что новая норма процессуального права не регулирует старые отношения точно так же, как старый закон уже не служит регулятором новых правоотношений.[30] Иными словами, действие гражданских процессуальных норм характеризуется отсутствием обратной силы закона.

Однако абсолютно отрицать обратную силу действия закона нельзя. Специфика такой сферы общественных отношений, как гражданское судопроизводство, требует особого подхода к этой проблеме. По общему правилу применение норм процессуального права "назад" практически неосуществимо. Это вызвало бы необходимость ревизии уже произведенных по старому процессуальному закону судебных действий, повторного их совершения по новым правилам, что привело бы к неустойчивости процессуальных гарантий сторон.[31]

Но обратная сила процессуального закона все же допустима для распространения его норм на последующие права и обязанности - применительно к уже урегулированным длящимся правоотношениям в целях уравнивания правового положения лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового закона, с теми, кто становится участником аналогичных отношений уже после этого момента. Обратная сила процессуального закона касается лишь длящихся отношений, возникших в прошлом, по которым не наступили окончательные последствия.

Кроме случаев обратной силы закона, существует противоположное явление - "переживание" старого закона после введения в действие нового закона. Продление силы закона возможно только применительно к длящимся отношениям.[32]

Международные договоры также могут предусматривать эти способы действия во времени. Так, в соответствии с Конвенцией "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", заключенной между государствами - членами СНГ в 1993 г.[33], действие ее распространяется на правоотношения, возникшие и до ее вступления в силу.

Действие источников гражданского процессуального права в пространстве связано с распространением их действия на определенную территорию. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации[34]. Следовательно, гражданские процессуальные законы распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации и на территории всех ее субъектов. Все суды общей юрисдикции применяют единое процессуальное законодательство.

С действием гражданских процессуальных законов в пространстве связан вопрос об их экстерриториальном действии, т.е. по отношению к иностранцам, а также гражданам и организациям РФ, находящимся за рубежом. Вопрос об экстерриториальном действии гражданского процессуального закона еще не стал предметом специального исследования.

По общему правилу на территории каждого государства действует свое, внутреннее гражданское процессуальное право, если иное не предусмотрено международным договором.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N1-ФКЗ «О военных судах РФ» таким судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международными договорами РФ. [35]

Международные договоры РФ о правовой помощи с другими государствами не затрагивают подобных специфических вопросов. У России имеются специальные соглашения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием российских воинских формирований на территории иностранных государств (Беларуси, Киргизии, Украины, Молдовы и др.), которые предусматривают порядок применения процессуального законодательства.