Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово» (стр. 13 из 34)

Искушение Господа – это желание использовать милость и благоволение Божие в собственных эгоистических интересах. Никогда и ни при каких обстоятельствах подобное действие не остается безнаказанным. Самый яркий пример в истории русской литературы – случай со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке», что в своих необузданных желаниях замахивается, в конце концов, и на господство уже не над тварью, а над самим Творцом.

Что же до нашего героя, то спустя несколько лет пришла пора ему готовиться к экзаменам и осуществлять свою деловую карьеру. Именно в этот «совершенно неподходящий» момент он встречает свою дверь вновь. Как часто случается в жизни, встреча с долгожданным счастьем отчего-то оказывается несвоевременной и возникает болезненное желание подождать, не выпадать из рутинного тока событий, хотя нет в этих событиях для нас ничего особенно важного и существенного. Но словно некий магнит мы прикованы к этой цепи забот и треволнений. Впрочем, молодой Уоллес уже разбирается в жизни и в силах отличить действительно важное от детских никчемных фантазий:

- Я вновь увидел зеленую дверь, когда мне было уже семнадцать лет. Она внезапно появилась передо мной в третий раз, когда я ехал в Падингтон на конкурсный экзамен...

"Если бы я остановил извозчика, - размышлял я, - то не сдал бы экзамена, не был бы принят в Оксфорд и наверняка испортил бы предстоящую мне карьеру". Я стал лучше разбираться в жизни. Этот случай заставил меня глубоко призадуматься, но все же я не сомневался, что будущая моя карьера стоила такой жертвы. Теперь я собирался покорить весь мир, и передо мной распахнулась другая дверь - дверь моей карьеры.

Истинный соблазн, с точки зрения Герберта Уэллса, состоял в честолюбии героя, которое с неудержимой силой влекло молодого человека к себе. Тщеславие стало двигателем всей жизни Уоллеса. Этот факт особо характерен для европейской протестантской культуры, в рамках которой карьера считалась знаком благоволения Божьего. Уэллс бросает вызов традиционным представлениям о человеке, стремясь обнаружить под ее покровом традицию более глубокую и древнюю, в соответствии с которой подлинная цель человека на жизненном пути – спасение души, стремление к истине, служение ей вплоть до полного отречения от мира повседневности.

Удивительное дело, но чем глубже погружается герой в стихию карьерного «роста», тем чаще, словно напоминания из горнего мира, встречает он в разных местах ту самую дверь. Однажды, будучи приглашен на обед к одной знаменитой особе, Уоллес просто «прошел мимо, так как настойчиво стремился к своей цели. Дверь не манила меня в тот день. В глубине души я был уверен, что она распахнется для меня, но тут я подумал, что ведь это может меня задержать, я опоздаю на свидание, а ведь дело идет о моем самолюбии».

Мотивы Уоллеса становятся совершенно прозрачны. Что ж, маяк зеленой двери со временем тускнеет, а душа героя столь же интенсивно мрачнеет и черствеет. Таков, согласно авторской мысли, путь многих подающих надежды молодых людей, в свое время больших мечтателей, авторов лирических вирш, романтиков и энтузиастов, а впоследствии – лицемеров, циников и мизантропов, иронизирующих над собственной юностью и лучшими мгновениями своей жизни.

Спустя многие годы упорного труда, когда Уоллес забыл и думать о заветной двери, он достиг всего, о чем только мог мечтать. И вдруг неожиданно понял, чего ему так не хватало все эти годы и в какую духовную западню он попал, восходя, как казалось, к самой вершине успеха. Важно отметить, что успех как таковой или, говоря словами Гегеля, «жажда признания», часто оборачивается к человеку совсем другой стороной, и вместо ожидаемого счастливого отдохновения от трудов превращается в тяжелую ношу, от которой невыносимо трудно избавиться. Эта ноша напоминает нам чудовищные вериги грешников в «Рождественской песне» Ч. Диккенса. Это ноша тщеславия и его плодов.

«С некоторых пор я утратил жизнерадостность, которая помогает бороться и преодолевать все препятствия. И это теперь, когда назревают важные политические события и надо энергично действовать.

Я давал клятву, а когда дверь оказывалась передо мной, не входил. Три раза в течение одного года я проходил мимо этой двери, но так и не вошел в нее. Три раза за этот последний год».

Наконец, Уэллс устами своего героя недвусмысленно высказывает свое отношение к теории успешной (или преуспевающей) личности. Английский писатель, сам добившийся невероятной популярности, писал:

Ты говоришь, я добился успеха? Но что таксе успех, которому все завидуют? Жалкая, нудная, пустая мишура! Да, успеха я добился.

При этих словах он с силой раздавил грецкий орех, который был зажат в его большой руке, и протянул его мне:

- Вот он, мой успех!

Путь человеческий есть беззаветное и бескорыстное искание вечности в своем сердце и в мире вокруг себя. В этом, по мнению писателя, состоит единственное по-настоящему достойное призвание человека. Все же остальное – пустой грецкий орех с крепкой скорлупой, но без ядра внутри.

А на следующий день газеты публикуют известие о смерти Уоллеса. И вот тут мы вправе задаться вопросом – что же на самом деле произошло и действительно ли таинственная дверь была орудием зла?

Для безопасности проходящих по шоссе людей траншеи были обнесены сколоченным наспех забором, где был прорезан небольшой дверной проем, куда проходили рабочие. По недосмотру одного из десятников дверь осталась незапертой, и вот в нее-то и прошел Уоллес.

Я, как в тумане, теряюсь в догадках...

Да и существовала ли когда-нибудь белая стена и зеленая дверь? Право, не знаю.

Тайна, окутывающая смерть Уоллеса, ставит читателя перед выбором: признать героя безумным фантазером, либо принять на веру его слова. Сам Уэллс намекает на возможный ответ. Первая мысль подтверждает наше предположение о неземном происхождении таинственной двери:

Теперь я совершенно уверен, что, во всяком случае для него, эта "дверь в стене" была настоящей дверью в реальной стене и вела к вечным реальным ценностям.

Вторая же мысль, выражающая философскую идею рассказа, его мистическое измерение, заключается в следующем:

Все вокруг нас кажется нам таким простым и обыкновенным, мы видим только ограду и за ней траншею. В свете наших обыденных представлений нам, заурядным людям, кажется, что Уоллес безрассудно пошел в таивший опасности мрак, навстречу своей гибели.

Но кто знает, что ему открылось?

Уэллс предлагает читателю взглянуть на наш мир с другой стороны, всего лишь попытаться и допустить мысль, что мир – не только то, что мы привыкли видеть из окна автомобиля. В нем существует и нечто такое, что могло бы показаться нелепым, а зачастую и кажется таковым. Проблема веры, сформулированная еще апостолом Павлом, сводится к идее уверенности в вещах невидимых. Подвиг человеческий заключается именно в той силе, с какой человек способен поверить в то, что далеко не всегда кажется ему очевидным.

Вопросы:

1. Художественное пространство и художественное время рассказа «Дверь в стене». Два града, земной и небесный; два мира, дольний и горний. Их значение в христианской модели мироздания. Мир дольний как результат грехопадения. Мир горний как а) мир небесных бесплотных сил (ангелов); б) мир ожидаемый, «Небесный Иерусалим», следствие тотального обновления и преображения космоса и человечества (обожение, теозис), которое наступит после конца истории (апокатастасис).

2. Понятие суеты, суетности как омраченного состояния души. Суета как порабощенность несущественными проблемами повседневности. Суетность как предание забвению истинного предназначения человека в пользу ложных истин и объектов удовлетворения желаний (по М. Хайдеггеру, озабоченность).

3. Символический образ двери и его возможные интерпретации. Образ стены как преграды между душой и Богом, возведенной человеческой слабостью и безволием.

4. Чудесный мир по ту сторону двери. Его описание. Мотив духовной родины человеческой души, символически воплощенный в сказочном мире Уоллеса.

5. карьерный рост как мотив, тщеславие как порок.

6. О двух смыслах человеческой жизни в рассказе. Тщеславие (карьеризм, успешность) или духовный рост (подвижничество, покаяние)? Путь нагорной проповеди или путь земной славы? Возможно ли примирить два пути? История Уоллеса – путешествие от самоутраты к самообретению.

7. Двусмысленность и проблематичность финала рассказа. Проблема истинной и ложной реальности, их соотношения. Существовала ли таинственная дверь на самом деле?

8. Идея рассказа: проблема веры и способности верить в высшее предназначение человека вопреки сложившемуся общественному мнению.

В. К. Железников. «Чучело»

Материалы к биографии писателя:

Владимир Карпович Железников, родившийся в семье пограничника 1925 году и из-за этого все детство часто переезжавший с места на место, и сам собирался стать военным, учился в артиллерийском училище, в юридическом институте. Но в 1957 году окончил Литературный институт имени М.Горького и стал писателем.

Его книги издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах. Он классик нашей детской литературы, его книги входят в школьную программу. По его сценариям поставлены такие известные фильмы, как: "Чудак из 5 "Б", "Маленькая принцесса", "Безумная Лори", "Чучело", "Русский бунт" и многие другие. У писателя вышла первым изданием новая повесть "Чучело-2 или Игра мотыльков", которая в увлекательной остросюжетной форме рассказывает о судьбе пяти подростков. Действие повести разворачивается в конце 80-х годов прошлого века. Но обращена эта повесть всем своим драматическим пафосом к современным подросткам.

Проблематика повести

Перед нами одно из самых уникальных произведений детской литературы последних десятилетий. Едва ли можно найти повесть более пронзительную и более значительную по своим духовным корням, чем «Чучело» Железникова. Сказать, что это повесть о подростках, о нравах подрастающего поколения, о специфике взаимоотношений в группе – значит ничего не сказать. На наш взгляд, повесть значительно превышает рамки детской литературы и, в сущности, обращена к человеку вообще, без привязки к тому или иному возрасту.