Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово» (стр. 14 из 34)

Две ключевых конфликтных ситуации формируют и определяют содержательную ткань произведения, причем первый конфликт неразрывно связан со вторым. Первый конфликт – личность и социум - разворачивается во многих плоскостях, таких как, например, человек и толпа, я и другой, индивидуальность и масса. Второй конфликт представляет собой столкновение двух мировоззренческих платформ, двух нравственных императивов, или же конфликт двух моральных доктрин – морали милосердия и морали возмездия (этика милости и этика наказания, а в самом широком смысле – этика благодати и этика закона).

Эта крестообразная смысловая структура повести неслучайна, поскольку сам сюжет произведения высвечен мотивом креста, крестной жертвы, грехопадения, предательства и искупления. Автор затрагивает самые тонкие нити человеческой организации. Проблемы повести, вырастающие из столкновения четырех конфликтующих стихий, ширятся и охватывают собой все стороны жизни человеческого сообщества.

В этом небольшом эссе мы постараемся начать разговор об этом произведении, опираясь на стержневой лейтмотив его – мотив жертвоприношения.

Голгофа Ленки Бессольцевой

Сама пространственно-временная организация (хронотоп) повести имеет строго определенную иерархическую структуру.

Пространство преднамеренно обращается автором в духовную вертикаль. Давайте посмотрим, с чего начинается повесть. Это приезд Николая Николаевича, дедушки Лены Бессольцевой, в безымянный городок, имеющий давнюю героическую историю. Сам городок – перекресток и зеркало исторических путей России, по сути – некая точка соединения духовных токов русской исторической и духовной традиции настоящего и минувшего, а дедушка – живое соприсутствие в настоящем всего нравственно чистого и исконного, что когда-либо существовало в истории Руси. Николай Николаевич – воплощенный прообраз праведника, неожиданно просветившего поникший советский быт и без которого, по пословице, никогда не устоит село. Праведника, которого, подобно Матрене из рассказа А. Солженицына, никто не может понять, многие осмеют, но который втайне вызывает в сердцах людей не просто любопытство, но порывы восхищения и необъяснимого внутреннего трепета. Создается впечатление, что именно с тем и появляется герой повести в безымянном городке, что на берегу Оки. Именно с той задачей, чтобы потрясти привычные основы привычного быта и указать людям на самих себя, вскрыть в жизни нечто неисправимо и привычно темное, что вот уже излилось на их собственных детей и готово разразиться духовной катастрофой.

Николай Николаевич совсем неслучайно возвращается домой. Он верит в свой дом, и вновь возникает отдаленное эхо притчи о блудном сыне, которого так ждет и надеется увидеть у себя Николай. Эхо, повторимся, неожиданным образом ставшее реальностью, поскольку вместо сына появляется внучка Николая, внучка, которая образует своеобразное силовое поле праведности в нравственно-психологическом пространстве юного поколения, еще только начинающего свой жизненный путь.

Возвращаясь к пространственной организации текста, давайте вспомним, где именно располагался дом Николая Николаевича, и каким образом он воспринимался жителями городка:

И между прочим, люди привыкли к тому, что дом Бессольцевых светился ночью и стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой. Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле.

Этот потрясающий образ возвышающегося над городом дома-свечи, горящей, что особо важно подчеркнуть, в непроглядной тьме, отсылает нас к евангельскому мотиву света как знамения спасения и Божественной благодати, а тьмы – как земного приюта падшего человека. Дом – свеча, дом – духовный маяк, который Николай приводит в порядок и приступает к своему главному делу – собиранию картин, тех самых картин, которые могли бы послужить замечательным символом духовного наследия и памяти и которые никому, кроме самого Николая, не были нужны... До некоторых пор.

Сюжет повести автор помещает в своеобразную художественную рамку, которая замыкает историю на себя, хронология развития событий поэтому имеет концентрическую (кольцеобразную) структуру. Сама же рамка повествования обладает вполне определенной жанровой спецификой, отсылающей нас к исповедальной традиции русской духовной культуры и словесности.

Первая глава хронологически должна была бы стать последней, ведь все уже произошло, кроме самого главного в этой истории – не завершилась исповедь, последняя ступень в развитии сюжета. Повествование Лены – это рассказ, открывающий ей самой тайну собственного сердца и тайну других. По этой причине мы с вами как читатели участвуем одновременно и в наблюдении за событиями, приведшими к роковой черте, за которой - отъезд Лены из города, и в то же время приобщаемся исповедальному тону повести, в ходе таинственного и драматического диалога между внучкой и дедом наблюдая за рождением той последней истины, которая должна была бы окончательно освятить весь духовный строй юной героини, а впоследствии и окружающих ее сверстников.

Такова рамочная организация сюжетной композиции повести.

Путь Лены Бессольцевой, за несколько дней успевшей повзрослеть на годы, поразителен, но самое существенное на этом пути – оформление и проявление всех духовных сокровищ человеческого сердца, которые шаг за шагом, от страдания к страданию приобретали все более и более отчетливые и веские черты. Этот путь уместно сравнить только с духовным подвигом.

Железников видит человеческую душу двоякой, двуликой, двусторонней. В этой мысли – основа художественного конфликта повести. Детская душа хранит в себе зачатки лика и личины, хищнический оскал и бесконечную любовь, тьму и свет, причем каждый персонаж на всем протяжении повествования реализует одну из сторон своей внутренней природы. Автор убежден в одном: ребенок чувствует и предощущает истину, и весь вопрос в том, вызреет ли истина в недрах души человеческой, выйдет ли наружу, станет ли убеждением и нравственной силой, или же сгинет, так и достигнув порога сознавания.

Немаловажным фактором в этом самоосуществлении правды и совести в человеке становятся две категории: воля и авторитет. Первая позволяет личности найти в себе силы воспротивиться агрессивному воздействию внешнего мира, научиться отстаивать собственную позицию, приобрести устойчивость и непоколебимую веру в ту истину, которую исповедуешь. Воля дарует человеку несгибаемость и крепость, твердость решения и стойкость в борьбе. Воля дисциплинирует дух и координирует пространство нравственного выбора в самых казалось бы невыносимых для человека ситуациях. Воля – единственное оружие в борьбе с соблазном и искушением. Отсутствие воли влечет за собой духовное порабощение и полную неспособность к принятию ответственности за себя и других. Безволие для Железникова – один из главных пороков современного человечества, с легкостью вручающего дар свободного выбора и самоопределения в руки других, зачастую нечистых на руку людей. Тогда личность теряет самое главное в себе – собственное лицо.

Но для подростка ситуация осложняется многократно, ведь обыкновенный шестиклассник еще не всегда знает, что значит иметь собственное лицо и что такое личная позиция в споре. Подростковое сознание бессознательно влечется к лидеру, человеку, способному повести за собой и объяснить ему то главное, ради чего стоит жить. Синдром поклонника в молодежной среде замечателен именно тем, что молодой человек пребывает в поиске и зачастую готов отдать право на личный нравственный выбор другому, более волевому, более успешному, более популярному, даже не задумываясь о том, прав ли тот, другой, и какими мотивами он руководствуется. И тогда душа впадает в противоположное состояние слепой преданности авторитету.

Важно заметить, что последнее встречается много чаще в юношеском среде, нежели первое, которое еще требуется приобрести. Ребенок младшего школьного возраста изначально внушаем, в этом залог успешности воспитания, однако подросток находится в своеобразном пограничном состоянии, когда впервые проснувшаяся воля к самоопределению сталкивается с непониманием смысла и цели этого определения. Юноша или девушка в этом возрасте уже имеют право на принятие собственных решений, но не знают, что с таким правом делать и в какое русло направить эту безудержную силу молодости.

В конечном счете подростковый коллектив (например, 6-й класс) начинает самоорганизовываться на основе личностных особенностей каждого члена данного коллектива. Лидерство преимущественно получает тот, кто обладает уже сложившимся мировоззрением, знает, чего хочет и не склонен к слепому подражанию сверстникам. Иными словами, право лидера может получить человек с крепкой волей или человек, вызывающий впечатление волевого и уверенного в себе.

Воля и авторитет – в такой поляризованной диспозиции и разворачиваются основные события повести. Однако проблему человеческой агрессии невозможно разрешить, опираясь только на два вышеприведенных понятия. Они могут лишь способствовать выработке поведения группы, тогда как самое главное и существенное скрывается в категории третьей – в категории веры.

Опасен ли человек конформный? Опасен ли непримиримый стоик с железной волей? Эти вопросы так и останутся без ответа, если мы не спросим, во что они верят, какой идеал избрали для себя, почему исповедуют те или иные принципы? А подобные вопросы носят уже совершенно иной характер – характер мировоззренческий.