Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово» (стр. 17 из 34)

И вот самое главное дело Лены: она вновь спасает Димку, произнося всего несколько слов, с которыми почти все в один миг соглашаются. Вдруг соглашаются все, что не может не вызвать удивления. Однако, это случилось: Ленка, сама не желая того, стала лидером класса, новым образцом, оставившим в тени образ Мироновой. Та же выкованная воля, но совершенно друга вера, покорившая детские сердца.

А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.

Все были за бойкот!

Только одна Ленка не подняла руки.

- А ты? - удивилась Железная Кнопка.

- А я - нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.

- Ты его простила? - спросил потрясенный Васильев.

- Вот дурочка, - сказала Шмакова. - Он же тебя предал!

- Но почему, почему ты против?! - Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. - Именно ты - против. Тебя никогда нельзя понять... Объясни!

- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!

- Какая храбрая! - Шмакова зловеще хихикнула: - Одна против всех!

- Раз так, то и Чучелу бойкот! - заорал Валька. - Ату-у-у их! – Он свистнул.

Но свист его погас, потому что никто его не поддержал.

Наверное, в этом и заключается тайна детской души – она способна измениться к лучшему, она пока слишком гибка и тонка, чтобы закоснеть в привычке.

И даже Валька, услыхав о подарке Николая Николаевича школе и музею, пережил что-то, похожее на душевное потрясение:

Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе автомашину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в собственное удовольствие. И вдруг "кто-то", по доброй воле, отказывался от всех своих богатств. От дома, который стоит тысячи. От картин, которые, говорят, стоят "мильен".

И даже Рыжий, раб коллектива, ненавидящий Бессольцеву за срыв поездки в Москву, вдруг понимает:

Я всегда был как все. Все били, я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться. - Он почти кричал или почти плакал: голос у него все время срывался. - А теперь - точка! Хоть с утра до ночи орите: "Рыжий!" - я все буду делать по-своему, как считаю нужным. - И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобожденно вздохнул.

Только теперь мы можем смело сказать – Ленка спасла многих, не только Сомова, она спасла, принеся себя в жертву, весь класс, надолго избавившийся от соблазна вершить суд над человеком. Страдания одной невинной девочки стали поводом к прорастанию глубоко затаенной в сердцах каждого истины о смысле любви и силе сострадания.

И, в заключении, нам трудно обойти еще одну ипостась повести, обращенную уже к миру взрослых, который на поверку оказывается одним из главных, хотя и незримых, персонажей повести.

Вопрос о природе детской жестокости и мотивах неожиданной агрессии крайне актуален сегодня. Спросим себя: неужели виной тому одна Миронова, неужели негодяй Валька или трус Сомов таковы от природы?

Оказывается, далеко не все так просто. Автор обращает нас лицом к лицу с новой сложнейшей проблемой – проблемой воспитания духа в человеке, и воспитанием этим заняты родители и учителя.

Но где они – воспитатели? Маргарита Ивановна целиком поглощена собственным счастьем, за что ее, конечно, нельзя судить, но нельзя и умалить долю ее вины в случившемся. Понимание к ней возвращается слишком поздно, чрезвычайно поздно догадывается она о драме, разразившейся в ее собственном классе.

Откуда появился дикий способ заработка у Вальки? Чьи идеи высказывает этот паренек? Разумеется, родного старшего брата, который только поощряет его в столь замечательных начинаниях.

Где искать источник эгоизма Шмаковой? Разве не в ее собственной семье, где мать «втайне от отца» вручает девочке лишние деньги, чтобы та как следует отдохнула в Москве. Ложь, царящую в семье Шмаковых, автор очерчивает этим незначительным штрихом. Родителей как бы и нет, но на самом деле – вся повесть обращена к ним.

Вспомним один знаменательный эпизод из разговора Шмаковой и Мироновой:

- Послушай, Миронова, а почему ты такая? - Шмакова с большим любопытством посмотрела на Железную Кнопку.

- Какая?

- Ну не как все девчонки... Мама у тебя жутко модная. Женщина моей мечты...

- Что с вас взять, - резко перебила Железная Кнопка. - Смотри, сколько нас осталось? По пальцам можно пересчитать... Из всего класса. И это после того, как мы объявили бойкот предателю. А если бы не я, вы бы уже все сидели дома.

Шмакова улыбнулась: ее не так-то легко было сбить.

- Вчера я встретила твою маму, - вновь начала она. - Идет в синей кожаной курточке. Между прочим, под цвет глаз. Я отвалилась. – Мечтательно закатила глазки: - Наверное, кучу денег заплатила?

- Не интересовалась... Шмакова, давай о чем-нибудь другом.

Тут не столько иллюстрация взглядов на жизнь самой Шмаковой, сколько глубокая характеристика ее противоположности – Мироновой. Каковы причины озлобленности Мироновой на весь мир? Разве не в том, что честное и искреннее сердце Железной Кнопки раз за разом сталкивалась с ложью и предательством в собственной семье? Разве не здесь кроется ответ на вопрос о детской жестокости? Он совсем рядом, он – в наших домах.

И это последняя фраза девочки объясняет неявный подтекст повествования:

- Все из-за нее! Из-за нее! - твердила Миронова, вытирая слезы. - Из-за матери моей... Она считает, что каждый может жить как хочет... и делать, что хочет... И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы все было шито-крыто!.. И вы такие же! Все! Все! Такие же!..

Каждый из них чувствует правду, каждый готов принять ее, но не каждый из детей счастлив в семье. И теперь, увидев и соприкоснувшись с красотой настоящего поступка, в детских душах проснулась светлая тоска,

«…такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».

Вопросы:

1. Проблематика повести. Основные конфликты и конфликтные ситуации произведения.

2. Духовный смысл мотива жертвоприношения в повести Железникова «Чучело»

3. Пространственная организация повести.

4. Временная организация повести. Кольцевая композиция.

5. Образ Николая Николаевича, его миссия в безымянном городке.

6. Нравственные проблемы, затронутые автором повести. Их роль и место в развитии сюжетной линии произведения. Воля. Авторитет. Вера.

7. Система образов повести, поляризация персонажей в зависимости от места в группе, характера и собственных убеждений.

8. История Ленки Бессольцевой как духовный подвиг – от неведения к страданию и духовному преображению личности.

9. Образ Сомова и его значение в судьбе Лены Бессольцевой

10. Мотивы поведения Шмаковой и ее нравственное кредо?

11. Мир взрослых и его незримая роль в разыгравшейся драме.

12. Духовный смысл повести: истина милосердия или истина справедливого возмездия? Значение заповеди: «Не судите, да не судимы будете».

РАЗДЕЛ 3

Э. Т. А. Гофман. «Фалунские рудники». История падения человеческой души

Материалы к биографии писателя:

Эрнст Теодор Гофман (1776—1822) родился в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но склонного к фантастике и мистике. Гофман рано выказал замечательные способности к музыке и рисованию. В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества. Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал. Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок, из которого современному обывателю известен лишь «Щелкунчик». В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала. В 47 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие.

1. Категории соблазна и прелести

Существует в святоотеческом предании такая категория, которая часто определяет всю нашу жизнь, ее смысл, ее цели, ее радости и удовольствия. Категория эта двусмысленна, неоднозначна, текуча и едва уловима. Это категория соблазна (прелести, обольщения, пристрастия, страсти).