«Если рудокоп не откажется от всяких иных помыслов и занятий, кроме тех, которые требует его работа, и не предастся всей душой и телом труду с огнем в земле, то дело это неминуемо погубит его самого. Но если ваше решение твердо, и вы хорошо себя испытали, то с Богом, в добрый час!»
и) Элис принимается за работу. Поначалу все идет замечательно, а любовь к Улле и в самом деле освобождает на некоторое время сердце Элиса от власти Торберна, но однажды, в сумраке шахты и полном одиночестве, он встречает старика, который принимается запугивать и устрашать юношу, принуждая его отречься от земной жизни во имя подземных откровений.
Наверху же он узнает легенду о старом Торберне, связавшемся с нечистой силой, не имевшем ни жены, ни детей, всю жизнь отдавшем подземной стихии. Он пророчил погибель всем рудокопам, но, в конце концов, страшный обвал уничтожил его самого. Теперь, можно сказать, Элис имел полные сведения о собственном искусителе, но, как на беду, он оказывается жертвой глупого розыгрыша самого Пэрсона Дальсе, который, испытывая на прочность чувства Элиса к своей дочери, вводит влюбленного в заблуждение. Улла выходит замуж за другого, объявляет он.
Реакция Элиса не заставила себя ждать. Не медля ни секунды (как будто только того и ожидая!) Элис несется в шахту. Отчаяние и уныние вновь охватывают все его существо. Порывистость и чрезмерное безрассудство сыграли злую шутку с героем. Он не дал себе ни единого шанса на спасение, по собственной воле совершив духовное самоубийство. Со всей очевидностью Гофман рисует перед нами портрет гордыни как самого чудовищного порока, порождающего обиду, мстительность, самоослепленность, превозношение над другими, и, как результат, гибель. В который раз мы убеждаемся вместе с Гофманом, что мать всех пороков – гордость, причина и следствие первородного греха.
В холодной тьме рудника Элис призывает имя Торберна, умоляя последнего принять его душу. И в этот момент Элис Фребем начинает видеть незримое. Таинственный сон, виденный им в Гетеборге, повторяется наяву.
«Зачарованный сад металлических цветов и деревьев, с рдеющими на ветвях плодами из драгоценных каменьев, сверкавших, как ряд разноцветных огней, обступили его со всех сторон. Снова увидел он улыбающиеся лица прелестных женщин, и снова восстал перед ним величавый образ царицы. Она привлекла его к себе и прижала к своей груди. Тут все помутилось в его глазах; какой-то раскаленный луч проник в его сердце, и ему казалось, что он понесся по волнам голубоватого, сверкающего эфира».
к) Друзья подоспели слишком поздно. Заветные слова уже сказаны, душа человеческая окончательно пленена, несмотря на извинения Пэрсона, несмотря на помолвку Элиса с Уллой. Сознание героя теперь отдано горной царице, а сам он постепенно превращается в зеркальное отражение Торберна.
Порою Элис понимает, что сотворил, и ужасается соделанному:
«Дивные прелести, так восхищавшие его в глубине, казались ему теперь каким-то адским наваждением, зачаровавшим его для вечной муки и погибели. У Элиса готова была разорваться грудь от отчаяния».
Еще раз вспомним слова И. Брянчанинова: «Приходят минуты, в которые прелесть как бы разоблачается, и дает вкусить себя так, как она есть. Эти минуты – ужасны! горечь их и производимое впечатление невыносимы…».
Но эти муки уже не спасают, а, напротив, ведут к неизбежному. Эти просветы вновь затмеваются безумными видениями подземных миров. Теперь, когда Элис спускался в рудник, он видел богатейшие рудные жилы. Причем видел только он и никто более. Болезнь растет, начинается духовная раздробленность, душа распадается на части:
«Он точно чувствовал себя разделенным на две половины, из которых большая неудержимо стремилась туда, к центру земли, где, казалось, неизъяснимое блаженство ждало его в объятиях царицы, а другая чувствовала, что наверху, в Фалуне, для него все пустынно и мертво».
Удивительно и то, что помощь друзей он также игнорировал. Когда Элису сообщали, что богатейшие жилы, открытые им, лишь плод его воображения, тот лишь «презрительно смеялся и думал про себя, что значит ему одному дано понимать таинственные приметы и знаки, начертанные рукой царицы на каменных глыбах, и что ему совершенно достаточно просто о них знать, так как он не имеет ни малейшего желания делиться с кем-нибудь своими открытиями».
Душа героя, пораженная прелестью, уже не в силах реагировать на слова окружающих. Гордость, преобладающая в такой душе никогда не позволит другому достучаться до его сердца. Обычно самовлюбленные и тщеславные люди боятся чужого мнения и стремятся всячески его избежать – очевидный признак прельщения и страха разочарования.
л) Ко дню, назначенному для свадьбы молодых, Элис давно утрачивает прежние черты. Момент гибельного исступления становится близок, как никогда. Это уже не Элис Фребем, перед нами другой человек. Последние слова его обращены к Улле, но смысл их не имеет ничего общего с любовью к девушке:
«- Я пришел тебе объявить, моя дорогая… что мы стоим теперь возле высочайшего счастья, какое только может достаться в удел людям. Все открылось мне в эту ночь: там, внизу, на страшной глубине, под толстым слоем хлорита и слюды зарыт огненный, сверкающий альмандин. На нем вырезана ожидающая нас судьба, и его получишь ты от меня как свадебный подарок. Он прекраснее, чем кровавый карбункул, и когда мы будем смотреть на него полными любви глазами, увидим мы ясно, как наше внутреннее существо, разрастаясь, переплетается с теми дивными ветвями, которые вырастают из сердца царицы в самом центре земли».
Элис покидает свою возлюбленную. Спустя несколько часов рудник постигает страшный обвал.
Вопросы:
1. Проблемное поле новеллы Гофмана – соблазн и его разрушительное воздействие на сознание и психику человека.
2. Учение святых отцов о соблазне, прелести, страстной привязанности.
3. Основные этапы порабощения человеческой души болезненно-страстным состоянием.
4. Современное общественное сознание и культура наслаждения. Опасности, сокрытые в гедонистическом образе мыслей.
5. Состояние уныния (отчаяния) как духовный и психологический тупик в жизни личности и ее духовном становлении. Рассудительность как способ преодоления уныния.
6. Психологический портрет Элиса Фребема. Духовные искания героя, его интересы, характер, темперамент. Что именно увлекает Элиса в рассказе старика Торберна? Элис – по преимуществу поэт или карьерист? Что находится у героя на первом месте: идеальное или материальное, мистическое или обыденное?
7. Мир сновидений в художественном пространстве гофмановской новеллы. Проблема вещих снов, их толкования. Учение святых отцов об истинной природе сновидений. Опасности, сопряженные со слепой верой в предсказания и вещие сны?
8. Одержимость как состояние окончательного духовного пленения прелестью.
9. Последний шаг Элиса к бездне – гордыня. Почему именно гордость именуется первопричиной всех зол в христианской богословской традиции?
П. П. Бажов. «Горный мастер».
Материалы к биографии писателя:
Павел Петрович Бажов (1879—1950) — русский писатель, фольклорист, впервые выполнивший литературную обработку уральских сказов. Павел Петрович Бажов родился в семье рабочего Сысертского завода вблизи Екатеринбурга. Закончил училище, затем в 1899 году духовную Пермскую семинарию. Работал учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Женился на своей ученице, в семье родилось семеро детей.В Гражданскую войну воевал на стороне красных, стал журналистом, а затем — редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. В 1943 году за книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов был удостоен Сталинской премии второй степени.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, похоронен в Свердловске.
Общие замечания
Перед нами два удивительно похожих друг на друга произведения – «Фалунские рудники» Э. Т. А. Гофмана и «Горный мастер» П. П. Бажова. Сюжетная линия, характеры героев, пространственная организация произведения во многом схожи, а порою тождественны.
Данило, главный герой цикла «Малахитовая шкатулка», подобно Элису, увлеченно стремится к красотам и несбыточным мечтам подземного мира. И тот, и другой захвачены безумной страстью к холодной красоте камня. Оба расстаются во имя страсти с земной любовью и земными привязанностями. Наконец, в обоих произведениях присутствует могучая сила, искушающая, обольщающая, пленяющая мысли и сердца героев (образ горной царицы).
Однако существуют и некоторые характерные отличительные черты, ярко проявляющиеся в обоих произведениях. По этой причине полезно параллельное ознакомление учащихся с этими рассказами, чтобы в итоге осуществить сопоставительный анализ их центральных идей.
Образ Катерины
В отличие от гофмановской новеллы, главной героиней «Горного мастера», несмотря на название, становится женщина. Этот факт следует подчеркнуть особо и обратить на него внимание ребят. Как мы помним, Улла Дальсе, несмотря на свою неподдельную любовь к Элису, не смогла найти в себе сил для спасения героя. Напротив, вся характерность русской героини состоит именно в способности ее выстоять в неравном поединке со стихией, бросить вызов хозяйке медной горы и вернуть возлюбленного к земной жизни. Ее стойкости и вере посвящен рассказ, главный конфликт которого вырастает из противостояния личности Катерины трем силам: соблазну, общественному порицанию, страху смерти. С первых же строк мы узнаем о странном поведении Катерины: