Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово» (стр. 26 из 34)

В этой речи, в которую автор вкладывает самые главные философские и богословские идеи произведения, несколько раз повторяется мысль о единстве ума и сердца, их примирении и гармонизации, едва ли не самая центральная духовная оппозиция, стержневая проблема русской литературы всего 19 века, уходящая корнями в давнюю монашескую традицию. Заповедь примирения и любви дарует людям этот безутешный пророк. Он призывает отказаться от идолопоклонства, тем самым подтверждая, что всякое служение идеологии, будь она изящной философской системой, как в первые года Бентамии, или же в низменном рубище сребролюбия, как в годы ее заката, факт идолопоклонства отринуть нельзя. Идол – ложный объект поклонения и упования.

Слово «пророк» связан с глаголом «речь», «говорить», изрекать. Пророк в библейской традиции - проводник и живой сосуд божественной мудрости. Уместно, на наш взгляд, вспомнить в беседе о пророке и его назначении, как откликнулась русская литература 19-20 веков на тему пророческого служения.

Бентамский проповедник отправлен в сумасшедший дом, после чего над страной проносится страшная гроза (ср. гроза распятия в Евангелии). Знамение это, однако, было в скорости забыто. Государство продолжало гибнуть. Голод, эпидемии, землетрясения не заставили себя ждать. Наконец, грубые формы идолопоклонства захватили оставшееся население:

«…они в суеверном страхе преклоняли колени пред пьедесталом статуи Бентама, принимая его за древнее божество, и приносили ему в жертву пленников, захваченных в битве с другими, столь же дикими племенами».

Так заканчивается история народа Бентамии, а личность рассказчика и его удивительное долголетие так и остаются загадкой в этой странной и полной пророческого смысла истории В. Ф. Одоевского.

Вопросы:

1. Этика и философия Иеремии Бентама. Ее основные положения и их актуальность в современном глобальном обществе.

2. Эсхатологическая проблематика рассказа. Проблема судьбы человечества. Конечна или бесконечна история мира, человека, планеты? Что может ускорить финал истории? Что может способствовать отдалению этого финала? Способен ли человек самостоятельно приблизить всеобщую катастрофу?

3. История Бентамии как модель и символический прообраз судьбы современного человечества. Какие ценности одержали победу в Бентамии? Способны ли они принести истинное счастье всем и каждому, установить мир и гармонию в обществе?

4. Что такое успех? В чем его отличие от счастья? Стоит ли стремиться к успеху любой ценой?

5. Утилитаризм как религия Бентамии, его актуальность. Доводы «за» и «против» утилитаризма.

К. Сергиенко. «До свиданья, овраг»

Материалы к биографии писателя:

Константин Константинович Сергиенко (17 сентября 1940 — 1996) — российский писатель. Окончил редакционно-издательское отделение факультета журналистики Московского государственного университета (1967). Владел немецким, французским, английским языками. Сотрудничал с исторической редакцией издательства «Детская литература», издательством «Молодая гвардия».

Основные произведения: «Кеес Адмирал Тюльпанов», «Бородинское пробуждение», «До свиданья, овраг», «Дом на горе», «Ксения», «Увези нас, Пегас!», «Картонное сердце», «Белый рондель», «Дни поздней осени», «Самый счастливый день». Книги Сергиенко переведены на 12 иностранных языков, пьесы по его произведениям шли в 40 российских и зарубежных театрах. Наибольшую известность получила повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг» (1979). В ней рассказывается о судьбе стаи бродячих собак, живущих на московской окраине. Яркие и запоминающиеся «очеловеченные» персонажи — благородный Гордый, авторитарный лидер стаи Чёрный, несчастная Бывшая Такса, опустившийся интеллигент Головастый и другие — являются участниками своеобразной притчи, которая позднее была переработана автором в пьесу «Собаки», спектакли по которой шли в Москве, Петербурге, Ростове, Ярославле, Новосибирске. По книге был снят мультфильм «Серьёзный разговор» (1987).

Современной инсценировкой повести «До свидания, овраг» является мюзикл Веры Копыловой «Собаки», поставленный другом Константина Сергиенко Марком Розовским в театре «У Никитских ворот». В 2007-м году по этому рассказу был сделан мультфильм "Собачья дверца" который был награждён призом зрительских симпатий на Сретенском кинофестивале.

В качестве художественного эксперимента Сергиенко под псевдонимом Питер Мартин написал несколько повестей детективного характера: «Можно уснуть навек», «Под землёй не всегда потёмки», «Не играйте на лопнувших струнах».

Проблематика повести

Эта повесть обладает неповторимым оттенком влюбленности автора в окружающий мир, его способности экспериментировать и приближать казалось бы отдаленные вещи, делать их своими и позволять увидеть ребенку красоту окружающего мира глазами другого живого существа. В данном случае другим оказывается уже не человек, как можно было бы ожидать, а самый обыкновенный бездомный пес, поскольку именно бездомным собакам посвящена эта замечательная история.

Следует отметить, что простота и непосредственность описания мира глазами животного – не новый прием в литературе. Стоит только вспомнить любимого всеми «Белого клыка» Д. Лондона или грустную историю Белого Бима. Однако нам необходимо вновь и вновь возвращаться к этой теме, всякий раз поднимать ее перед учениками, ибо острота ответственности за природу, которая тоже чувствует, страдает и радуется, может с годами утрачивать былую остроту переживаний.

Важнейшая заповедь, данная человеку в раю, обращена к его ответственности. Человеку не следует замыкаться в собственной скорлупе, на его плечах – мироздание, и все, что происходит здесь и сейчас – его рук дело. Задача человеческая состояла в том, чтобы растить и приумножать прекрасное, наполнять вселенную любовью и согласием, восстанавливать искаженное и ветхое. Вместо этого произошло обратное: земля была проклята за человека.

Страшный крен, постигший духовный строй человечества, непоправимая метаморфоза его духовного пространства привнесли в природу еще больший хаос. На протяжении стольких лет человек продолжает стремиться отмежеваться от природного бытия с одной единственной целью – спастись от угрожающих сил природы, той самой, которая дана ему, нам, в наследство и которая обращена только к нам, ориентирована на нас. Но городские стены растут, дома вмещают тысячи жителей, живая земля поглощается синтетической оболочкой цивилизации, природа становится симпатичным фоном городской жизни.

Повесть К. Сергиенко – своеобразный индикатор духовного состояния человечества. В ней есть все – и доброе, и злое. В маленьком сообществе собак, живущих на дне оврага близ многоквартирного дома, концентрируется не просто отраженное человечество с аналогичными характерными чертами. В этом животном мире сходятся все силовые линии, натянутые между царством природной стихии и царством человеческим. Овраг, заботливо укрывающий животных – образ матери-природы, заботящейся о своих чадах. Многоэтажный дом – это возросшее человеческое могущество и господство, часто выливающееся в страшные сцены, исполненные пренебрежения к природе. Бездомные собаки – ее зеркало. Каковы они, такова и она.

Проблематика произведения представлена тремя иерархически расположенными смысловыми уровнями.

Первый из них – наиболее внешний - повествует об истории взаимоотношений человека и животного, рассказывая о внутреннем мире собаки, вскрывая нравственную коллизию повести (проблемы жалости, сострадания, сочувствия к живому существу).

Второй уровень уместно назвать аллегорическим, поскольку «овражье общество» разительно напоминает общество человеческое. Оно столь же неоднородно, столь же наполнено внутренними противоречиями со своими обидами, превозношением, смирением, наконец, мечтами о счастливом будущем и даже собственными легендами.

Третий уровень – собственно мифический – приоткрывает нам космологическую проблематику повести, о которой уже говорилось. Здесь каждая психологическая черта в характере персонажей отсылает нас к тайне сплетения судеб человека и природы, их взаимопроницаемости и неразрывности, несмотря на то, что человек предпринимает все усилия, чтобы покинуть природу навсегда.

С первых же абзацев мы ощущаем тревожные нотки в тоне повествования. Предчувствие непоправимой беды в контексте мифологического дискурса свидетельствует о конце мировой истории. Повесть Сергиенко наполнена не просто экологическими предчувствиями, она предвещает вселенский исторический перелом, напрямую связанный с деятельностью человека, с его нежеланием и отрицанием собственного долга перед живой природой.

«Наш овраг с каждым летом становится меньше. Этой весной насыпали целую кучу камня, песка и глины. Снова хотят строить дом. Все наши ругаются. Разве им места мало? Почему обязательно в нашем овраге? Куда податься собаке? Но жаловаться некому».

Мотив безнадежности возникает в повести параллельно с мотивом весны. Сюжет организован в соответствии с током сезонного времени: от весны (юности, детства, радости) к осени (увяданию) и зиме (смерти), и этот факт лишь усиливает атмосферу тайной тревоги и конечности исторического движения.

Интересен тот факт, что собаки оказались на дне оврага не по воле случая, а в силу определенных действий человеческой воли, и будущая судьба животных также полностью зависит от степени человеческого безразличия или участия.