Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово» (стр. 33 из 34)

В результате, как окажется впоследствии, второй голос, глас Милосердия, оказывается весомее, нежели глас Судии. Кем были Говорящие, догадаться нетрудно. Достаточно понять, что голос любви, с точки зрения Толкиена, всякий раз берет на себя решающую роль, даже если человек этого в действительности не всегда заслуживает. Ниггль всем сердцем пережил это, когда услышал, что его переводят на «мягкое лечение».

Толкиен неслучайно рассматривает историю восхождения души к своему духовному источнику через мотив болезни и излечения, вернее – исцеления как восполнения утраченного, обретения себя целостного. Перемещение от одной ступени лечения к другой есть, по сути, освобождение души от власти греха и его последствий. Сначала человек должен очиститься от последствий пороков (суровое исцеление в Работном доме) и лишь затем получает право осуществить все то лучшее и прекрасное, что не успел при жизни (мягкое лечение, картина Ниггля).

Не забудем и о том, что, спасаясь сам, Ниггль от чистого сердца обращается к своему Спасителю с просьбой о милосердии к Пэришу, которого, как ему показалось, ждут не менее трудные испытания в пути:

«– Вы не могли бы сообщить мне что-нибудь о Пэрише? – спросил Ниггль. – Мне бы очень хотелось снова его увидеть. Я надеюсь, он не очень болен? Вы можете вылечить его от хромоты? У него иногда ужасно болела нога. И, пожалуйста, не беспокойтесь насчет его отношения ко мне. Он был отличным соседом и очень дешево продавал мне прекрасную картошку. Я сэкономил массу времени».

Этими словами Ниггль спасает Пэриша, чем в очередной раз подтверждает глубоко христианскую мысль о том, что молитва за другого человека никогда не останется не услышанной. Более того, именно такая молитва способна в самой казалось бы безнадежной ситуации освободить человека из плена внутренней духовной слепоты.

На следующий день мир вокруг Ниггля преобразился. Впервые из тьмы он вышел на свет. Чистый солнечный свет разливался по всей комнате сквозь распахнутые ставни. Отныне мотив света будет сопровождать героя вплоть до финала притчи.

Следующий пункт назначения в путешествии Ниггля – картина, написанная им самим. Перед художником – самая настоящая картина, не та, которая была изображена на холсте, но та самая картина, которую он рисовал в своем воображении долгие годы, со всеми деталями и мельчайшими подробностями.

«Перед ним стояло Дерево – его Дерево, но законченное. Если можно так сказать о Дереве живом, с распускающимися листьями, о Дереве, ветви которого росли и гнулись под ветром. Этот ветер Ниггль так часто чувствовал или представлял себе, и так часто не мог запечатлеть на холсте! Не отрывая взгляда от Дерева, он медленно раскинул руки, как будто для объятия».

Но задача Ниггля совсем непроста. Картина, в которой он оказался, была предложена ему вовсе не для того, чтобы он остался в ней навсегда. Исцеление души предполагает ее полное исполнение, а значит картина должна сыграть в его жизни какую-то свою, таинственную и особую роль на пути к духовному освобождению и счастью. Как мы помним, картина была не закончена, и теперь было самое время завершить начатое, когда страсти и тоскливые мысли окончательно растаяли в душе главного героя и ничто уже не могло отвлечь его от чистого творчества.

Завершить картину – значит превратить ее в совершенство, в целостный и законченный мир, в абсолютную красоту. Способен ли на это Ниггль? Теперь, без сомнения, способен, но не в одиночестве. Здесь мы приближаемся к заветной мысли Толкиена, связанной с тайной творчества, с назначением человеческого искусства, эстетической деятельности. По мысли писателя, явственно прослеживающейся в его рассказе, художник не должен творить для себя, ради себя и своего удовольствия. Истинное призвание художника – дарение красоты миру, бескорыстный подарок другим людям, нуждающимся в прекрасном.

Всякое истинное произведение искусства (а значит истинная красота, совершенство формы и содержания, данное в целостном образе-лике) служит спасению души человека, указывает и самому художнику, и зрителю, и читателю единственно верный путь к осуществлению своего призвания. Нет, не каждый в мире людей способен быть талантливым творцом красоты. Тем большая ответственность лежит на плечах художника, осмелившегося посвятить свою жизнь созиданию совершенства. Таким образом, мы приходим к выводу, что само представление Толкиена о смысле художественного творчества исполнено глубоким христианским человеколюбием и осознаванием особой миссии художника в мире, сближающего его с пророческим призванием. Вот почему Ниггль не может удовлетвориться одиноким пребыванием в собственной картине. Она не нужна ему, если он один.

И он вновь вспоминает о Пэрише, призывая его к себе:

«Нельзя, чтобы здесь кроме меня никого не было: ведь это же не частный парк. Мне нужна помощь и добрый совет, – давно пора было об этом подумать.

Соседи ни слова не сказали друг другу, только кивнули, как раньше, когда сталкивались на улице. Но на этот раз они пошли дальше вместе, рука об руку. Без слов Ниггль и Пэриш согласились, где поставить маленький домик и разбить сад, без которых было не обойтись.

Трудились они вместе, и скоро стало ясно, что теперь Ниггль лучше Пэриша умеет распоряжаться своим временем. Работа у него спорилась. Как ни странно, именно Ниггль больше увлекся домом и садом, а Пэриш часто бродил по округе, разглядывая деревья, особенно Большое Дерево».

Мы наблюдаем, как значительно изменился Пэриш. Прежде его внимание никогда не останавливалось на картинах соседа, и только теперь, здесь, под этим волшебным солнцем, чудо, порожденное фантазией художника, предстало перед ним во всей своей невероятной красоте. И значит, даже Пэриш не был лишен эстетического чувства, значит, и он нуждался в утраченном совершенстве. И неслучайна, не напрасна была работа всей жизни Ниггля. Весь вопрос лишь в том, чтобы научиться видеть эту красоту, которую так трудно рассмотреть порою на полотне художника. С каждым днем Пэриш все больше и больше погружается в картину Ниггля, все внимательнее и серьезнее относится к ее содержанию, всматривается в линию гор на горизонте.

Наконец, их совместная работа, труд зрителя и художника, подходит к концу, картина приобретает окончательные черты, хотя это вовсе не значит, что жизнь ее замерла навсегда. Каждый новый зритель, каждая новая душа сможет что-то добавить от себя, что-то приложить к уже ставшему и завершенному.

История Ниггля близка к завершению, ведь его картина – это он сам. Завершив картину, он завершает самое себя, свой собственный рост, свое духовное взросление, воплощенное в небесном идеале, который уже совсем рядом, неподалеку. Пэриш провожает Ниггля к тому месту, которое именуется автором «Предел». Это место расположено у самого края волшебной страны Ниггля, там, где в небо уходят белоснежные вершины гор. Именно символика заснеженных гор, тающих в бездонной синеве лучистого неба, становится верховным символом рассказа, его духовным пределом:

«Ведь на заднем плане высились Горы. Они отчетливо, хоть и очень медленно, приближались. Казалось, они не из этой картины. Горы были как звено, связующее ее с чем-то иным, что лишь проглядывало сквозь деревья, – со следующей ступенью, с новой картиной».

У подножия друзей встречает человек, «похожий на пастуха», который готов предложить свою помощь в качестве проводника. И этот пастух, а вернее сказать, Пастырь, встречающий человека в преддверии небесного Града, не может не вызывать у читателя знакомых евангельских ассоциаций. Перед нами Тот Пастырь, Который все это время вел героев от ступени к ступени, не давая оступиться, остаться в стороне или остановиться на полпути.

И только теперь, после разъяснений Пастыря, Пэриш понимает, что все это время он находился в той самой картине, которой залатал свою протекающую крышу.

«– Но тогда все это было совсем не похоже, не настоящее, – пробормотал Пэриш.

– Да, это был только отблеск, – сказал пастух, – но, может быть, ты уловил бы его, если бы считал нужным попытаться».

Толкиен уверен, что истинное искусство не имеет ничего общего с выдумкой. Напротив, искусство стремится выразить полноту реальность как таковой. Той реальности, которая и составляет жизненный нерв мироздания. То, что изображается на холсте, в книге, танце или музыке – лишь отдаленный отблеск той истины, которая сокрыта в чувственных формах искусства. Тем не менее, у человека достаточно духовных сил и воли, чтобы отыскать следы вечности в произведениях земного искусства. Поистине «даже маленький Ниггль в своем старом сарае сумел уловить очертания Гор – так они и попали на задний план его картины. Но лишь те, кто поднялся в Горы, могут сказать, какие они на самом деле и что лежит за ними».

После возвышенного пафоса финала притчи автор вновь возвращает нас на землю, в царство повседневности и суеты, предлагая ознакомиться читателю со своего рода эпилогом рассказа. Здесь, внизу, все как всегда. Бывшие приятели Ниггля ловко завладели опустевшим домом бедного художника и в ходе беседы без зазрения совести осыпают последнего градом насмешек:

«– По-моему, глупый человечишка, – заявил советник Томкинс. – Никакого толку от него не было. Человек, бесполезный для Общества». Я его как-то раз спросил, зачем ему это. А он отвечает, что они, по его мнению, красивые. Можете себе представить? «Что красивое, – говорю, – органы питания и размножения у растений?» Он, конечно, ничего не ответил. Неумеха!»

На земле, в мире дольнем, где правят деньги, а вовсе не вечная красота, от картины Ниггля остался один-единственный обрывок холста с изображением листа, который и был сохранен в городской галерее.