Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово» (стр. 5 из 34)

6. Христианское понимание страсти. Природа страсти, ее источник, характерные особенности. Страсть и любовь.

7. Суд совести как двери покаяния. Понятие совести.

8. Смирение как центральная в христианской культуре ценностная категория.

9. Гордость как порок в контексте христианского миросозерцания.

10. Характеристика Провидения в контексте христианского понимания судьбы и предназначения человека в мире.

С. А. Абрамов. «Выше радуги»

Материалы к биографии писателя:

Родился писатель 10 апреля 1944 г. в Москве в семье писателя Александра Абрамова. Окончил МАДИ. В 1968-1988 гг. - журналист в «Литературной газете», «Правде», журналах «Смена», «Театр». В 1988 г. создал и до начала 90-х возглавлял еженедельную газету «Семья». С 1997 г. - первый зампред Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы. С 2000 г. - первый заместитель начальника Главного управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации. В 2001-2004 гг. - секретарь президентских Советов по культуре и искусству, по науке, технологиям и образованию, а также по спорту. Постоянный эксперт-консультант общественной организации «Мегапроект», член Всероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», член генерального и координационного советов общественной организации «Деловая Россия». Писатель-фантаст, автор более 40 произведений, часть которых написана в соавторстве с отцом («Хождение за три мира», трилогия «Всадники ниоткуда» и др.) и сыном («Смертные боги», «Место покоя моего» и др.).

В творчестве С. Абрамова значительное место стал занимать неомиф - особая жанровая форма художественной условности, отмеченная введением отдельных мифологических мотивов или персонажей в ткань реалистического повествования. Для нее характерно присутствие фантастики - сна, тайны. Чаще всего такой неомиф представляется автором как “мифологизированная” новелла - короткий рассказ о необычайном проишествии, главное в котором - тайна мироздания и судьбы.

Проблематика повести

В свое время экранизированная версия повести Сергея Абрамова была довольно популярна, да и сама повесть вследствие этого заинтересовала значительную часть юношества, ведь книга и в самом деле была о них, о трудностях взросления, о способности выбрать собственный путь в жизни, о первой любви, подвиге, отчаянии, непонимании и юношеской жажде всеобщего признания.

«Выше радуги» - летняя, июльская повесть, пропитанная горячим зноем ранней юности. Она светла и чиста, но главное – щедра в мудрых советах. В целом, история Алика по фамилии Радуга, неожиданно открывшего в себе талант атлета, это история становления характера молодого человека, история взросления и приобретения жизненного опыта, а в избранном нами контексте – история духовного испытания, победы над страстью. Иными словами, мы вновь возвращаемся к излюбленной теме истории человеческой души, ее внутренней эволюции, становления и преображения. Сюжетная традиция подобного рода, как мы еще увидим, пронизывает многие литературные произведения, однако в архетипическом измерении мотив человеческого пути, призвания человека воплощен в евангельской притче о блудном сыне. Именно эта универсальная трехчастная структура: «дом-чужбина-дом» являет собой не просто прототипическую ситуацию, но символизирует общечеловеческое представление об историческом процессе, его векторности, направленности и конечности. Смысл человеческой истории заключен лишь в одном слове – возвращение. Возвращение домой.

Линия развития сюжета повести пролегает между двумя временными ориентирами, выражающими два состояния души главного героя. Первая глава знакомит нас с типичным подростком, обладающим характерным набором отличительных признаков: завышенной самооценкой напополам с комплексом неполноценности, связанным с физической неспособностью перепрыгнуть планку на физкультуре (тем более в присутствии девочек).

Молодой человек обижен на весь мир и винит всех и каждого за то, что у него не получилось совершить нелепый прыжок в высоту. Проблема с каждой новой неудачей приобретает для Алика космические масштабы. Что же предпринимает герой, желая преодолеть столь неожиданную трудность? Он предпочитает вымещать свою злость на преподавателя физкультуры в форме иронических сентенций. Кроме того, Алик переключается на свою любимую сферу творчества – поэзию, ведь он еще и поэт, а зачем поэту физическая культура, когда истинное его призвание – творчество? Все было бы хорошо, но как же общественное мнение, без которого подросток просто не может существовать? Как быть, если весь класс не принимает в расчет поэтический гений (и обязательно – гений!) юноши, а продолжает усмехаться, глядя на очередную неудачу Алика Радуги над планкой?

Все, что остается делать, по мнению героя, это отомстить Биму (кличка учителя физкультуры), отомстить нелепому, непонимающему, в чем-то даже отсталому по сравнению с ним, Аликом, человеку. Так начинается повесть. И как мы можем видеть, начинается не самым лучшим образом в отношении душевного и духовного состояния Алика. Капризность, самомнение и эгоцентризм – не самые лучшие качества будущего поэта, а именно таким Алик и был, несмотря на суровые, но верные замечания отца:

«Ты же физически здоровый парень, - говорил ему отец не однажды. - Тебе стоит только захотеть, и получится все, что положено твоему возрасту и здоровью. Но захотеть ты не в силах. Ты ленив, и проклятая инерция сильнее твоих благих намерений".

"Я - интеллектуал", - говорил Алик.

"Ты только притворяешься интеллектуалом, - говорил отец. - А потом: писать средние стихи не значит быть интеллектуалом».

Даже симпатию к своей однокласснице Даше Строгановой он обращает в циничную насмешку, чувствуя свою невозможность привлечь ее внимание.

Единственный выход из сложившейся ситуации для человека с подобным образом мыслей должен быть адекватным, а именно – чтобы все получилось в жизни «по щучьему велению», безо всякого усилия с его стороны. И симпатия Дашки, и месть Биму, и спортивные результаты, и поэтические подвиги должны, с точки зрения Алика, явиться к нему сами собой, а если нет, то виноват, уж конечно, не он, а мир с его неправильным устройством и подлостью человеческой.

Найти на дне Москвы-реки замшелый кувшин, выпустить из него джинна и пожелать, не мелочась, спортивных успехов назло врагу. Однако загвоздка: нырнуть-то можно, а вынырнуть - не обучен. Значит, лежать кувшину на дне, а все наземные кувшины давным-давно откупорены... Старик Хоттабыч на телеэкране включал и выключал настольную лампу, восторгаясь неизвестным ему чудом, а глупая мыслишка не отпускала Алика, точила помаленьку.

Соблазнительная идея вторгается в душу Алика как будто бы извне и начинает осуществлять свою разрушительную работу. Однако, чудо, произошедшее с ним впоследствии, мы с полным правом могли бы назвать делом Провидения, а не соблазном, поскольку событие, подарившее юноше сладостную способность прыгать на уровне мастера спорта легкой атлетики, перевернет в дальнейшем всю его жизнь.

Все началось довольно просто – с вещих снов, в течение которых Алик общается то с джинном Ибрагимом, мечтающем поработать в московском цирке, то с бабой-ягой, то с профессором Брыкиным. Все три персонажа говорят, в общем-то, одно и то же: дескать, прыгать ты будешь «по мастерам», но при одном условии – если соблюдешь заповедь «не обмани». Ни в коем случае и ни при каких условиях нельзя лгать.

Чудо и в самом деле происходит, но нас должен заинтересовать не просто сам факт волшебного овладения прыжками в высоту, а мотив Алика. А мотив этот вполне ясен – не спорт и не жажда физических усилий подвигла подростка к подобному желанию, а ненависть и обида. В этом и заключается обманчивость мечты подростка, поскольку он и в самом деле был уверен, что ее осуществление может принести ему счастье.

Радуга обманулся с самого начала, искренне поверив, что таинственный волшебник может взмахнуть волшебной палочкой и подарить человеку душевный мир и радость. Как оказалось впоследствии, ни один волшебник не в силах заменить человеческое сердце, а счастье живет именно там, глубоко внутри, и ни при каких условиях не может быть привнесено в сердце человека искусственным образом.

В чем заключается истинное счастье Радуга поймет лишь в самом конце повести, когда неожиданно лишится своего дара, когда обнаружит, что истинное удовлетворение можно почувствовать, лишь одерживая победу над самим собой, лишь в служении чему-то большему, чем он сам, лишь в умении внимать ближнему. Но до этого еще очень далеко. Пока же наш герой пребывает в эйфории от неожиданно обрушившейся на него славы:

Триумф этот виделся ему не на Олимпийском стадионе под вспышками "леек" и "никонов", а в полутемном спортзале родной школы - на глазах у тех, кто вчера мерзко хихикал над неудачником.

Со временем Алик даже и вовсе забывает о том, каким путем получил этот дар и самоуверенно начинает полагать, будто это он сам достиг подобных результатов. И так, действительно, мыслить много проще, ведь в таком случае ответственность как бы сходит на нет, и быть обязанным больше некому – вполне характерное свойство, именуемое неблагодарностью и порожденное тщеславием и самолюбием. Алик всюду ищет исключительно одного – успеха и славы, с каждым днем ложь его положения нарастает, но он не чувствует этого. Ему пока мало что говорит словосочетание «упорный труд», зато очень отчетливо видится понятие «признания». Происходит самая очевидная подмена понятий. Успех может и вовсе не прийти, но если человек увлечен своим делом и достигает высоких результатом, счастье от исполненного долга превышает любой успех, тогда как ориентация на успех любой ценой ни в одной сфере деятельности не приносит больших плодов и остается бабочкой-однодневкой.