В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своём творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них; используют различные художественные материалы в своём творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качества преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нём педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания; результатов обучения – умения, навыки; результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.
Элективные курсы
Программы элективных курсов можно найти в следующих изданиях:
IX класс
1. Челышева, Т. В. Искусство и мы (художественно-педагогическое направление) // Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство» : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2003. – С. 27–41.
2. Челышева, Т. В. Мир дизайна (специальное художественное направление) // Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство» : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2003. – С. 42–47.
3. Челышева, Т. В. Основы экранной культуры (специальное художественное направление) // Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство» : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2003. – С. 48–49.
4. Шилько, Л. Ю. Дизайн. Профессия – дизайнер ; Изобразительное искусство. Профессия – художник / Л. Ю. Шилько ; под ред. Т. Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О. В. Пескун // Музыка в школе. – 2006. – № 5. – С. 41.
X–XI классы
1. Кривицкая, Л. А. Основы рисунка /Л. А. Кривицкая, Т. Г. Новосёлова, Г. А. Софронов, И. В. Казакова ; под ред. Т. В. Челышевой // Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2004. – С 41–46.
2. Кривицкая, Л. А. Основы живописи /Л. А. Кривицкая, Т. Г. Новосёлова, Н. Г. Кириллова ; под ред. Т. В. Челышевой // Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2004. – С 46–52.
3. Кузнецова, О. А. Художественные техники / под ред. Т. В. Челышевой // Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2004. –
С. 53–60.
Цифровые ресурсы по изобразительному искусству
1. Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г. http://www.gnesin. ru/normativy/concept_of_art_education. html),
2. Концепции этнокультурного образования: http://www.school.edu.ru.
3. Сеть творческих учителей (http://www.apkpro.ru).
4. http://www. art-in-school.ru.
5. http://www. artrussia.ru/.
МузыкаО. Н. Пикалова,
и. о. заведующей кафедрой воспитательной работы
и дополнительного образования СКИПКРО
Место учебного предмета «Музыка»
в учебном плане для общеобразовательных учреждений
Ставропольского края на 2009/2010 учебный год
Современные тенденции в развитии науки и образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, её сохранения, переосмыслением её места и роли в структуре познавательной и практической деятельности. Содержание музыкального образования базируется на культурологической парадигме общего образования. В содержании музыкального образования должны быть представлены различные пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная музыка, классическая музыка, произведения современных композиторов.
Целью общего музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры. Музыкальная культура ребёнка проявляется в его музыкальной воспитанности (предполагающей эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов) и обученности (проявляющейся в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, опыте эмоционально-ценностного отношения к музыке, опыте творческой деятельности). Основные задачи музыкального образования выступают как педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребёнка. К таким задачам могут быть отнесены: