Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тамбов 2004 удк (стр. 26 из 43)

8.3.2. Права автора и патентообладателя.

8.3.3. Получение патента.

8.3.4. Регистрация и выдача патента на секретное изобретение.

8.4. Ответственность за нарушения законодательства в сфере

авторских прав.

8.5. Ответственность за нарушения законодательства в сфере

патентных прав.

8.1. Информация как объект интеллектуальной собственности.

Статья 138 Гражданского Кодекса РФ гласит:

«…В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя….»

Отнесение интеллектуальной собственности к объектам гражданских прав носит принципиальный характер. Интеллектуальная собственность - новый законодательный термин. Научиться оценивать и эффективно использовать интеллектуальную собственность в экономическом обороте нам еще предстоит.

Стержневую основу гражданского законодательства о собственности составил Закон «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. Он привел к полному признанию в России права частной собственности на основе равенства всех форм собственности. Новая идеология с логичной неизбежностью вызвала к жизни новеллу, устанавливающую, что «продукты интеллектуального и творческого труда могут быть объектами права интеллектуальной собственности» (ст. 2 п. 4).

Понятие интеллектуальной собственности ранее не фигурировало в советском гражданском законодательстве. Социалистическая экономика базировалась на жестких планово-административных началах при абсолютном преобладании государственной («общенародной») собственности. Она же породила и правовой режим, при котором признавались отношения лишь по поводу фактической передачи результатов творческой деятельности, но не по поводу какого-либо интеллектуального права на них, закрепленного за творцом, автором. Право на продукты духовного производства признавалось за государством, фактическое же их использование осуществлялось в рамках организационно-правовых отношений, где не было места для права интеллектуальной собственности. Был внедрен императив, согласно которому автор произведения науки, литературы и искусства не располагал исключительным правом на использование результата своей творческой деятельности и мог использовать произведение только через соответствующую «социалистическую организацию».

Что же касается важнейшего по экономической значимости объекта интеллектуальной (промышленной) собственности - изобретения, то оно в советский период охранялось не патентом, закрепляющим монопольное право изобретателя, а авторским свидетельством, призванным всецело обеспечить исключительное право государства на использование изобретения. Тем самым промышленная собственность исключалась из экономического оборота.

Ныне в России законодательно закреплен институт интеллектуальной собственности; государство лишилось привычной многолетней монополии на практически безвозмездное использование результатов духовной творческой деятельности; теперь все усилия должны быть направлены на обеспечение высокого уровня охраны интеллектуальной собственности и защиты прав и интересов ее создателей.

Правоотношения интеллектуальной собственности – часть гражданского законодательства. В то же время ГК не может, да и не призван воспринять в полной мере все законодательные нормы в названной области.

Основной массив законодательного регулирования содержится в специальных законах и многочисленных нормативно-правовых актах. Примечательна в этом отношении норма п. «о» ст. 71 Конституции РФ, которая устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся гражданское законодательство и, наряду с ним, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Очевидно, данная норма Конституции отражает особое место интеллектуальной собственности в системе гражданского законодательства, показывая некую обособленность ее от традиционных институтов вещного и обязательственного права.

Интеллектуальная собственность включает в себя только те результаты, на которые могут быть установлены и защищены исключительные (монопольные) права. Иными словами, речь идет о строго определенной системе институтов, относящихся либо к патентоспособным и регистрируемым в особом порядке объектам промышленной собственности, либо к объектам не регистрируемым, но охраняемым от незаконного копирования или присвоения (авторские произведения, секреты производства и др.).

Различные виды научно-технической продукции и документации, многообразные знания и сведения, содержащиеся в источниках информации, невостребованные идеи, теории, концепции, методы, способы и иные творческие результаты сами по себе не могут быть защищены исключительными (монопольными) правами, хотя они активно используются в экономическом обороте.

Статья 138 ГК не предусматривает перечня объектов интеллектуальной собственности, а группирует их на две категории: права на результаты интеллектуальной деятельности и права на приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг.

В настоящее время в Российской Федерации создана законодательная основа для охраны интеллектуальной собственности:

а) Патентный закон РФ;

б) Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;

в) Закон РФ о правовой охране топологий интегральных микросхем;

г) Закон РФ о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

д) Закон РФ об авторском праве и смежных правах;

е) Закон РФ о селекционных достижениях.

Наряду с названными законами имеется множество нормативно-правовых актов о пошлинах за патентование и регистрацию соответствующих объектов промышленной собственности, а также актов, касающихся порядка и правил составления и подачи заявок на регистрацию тех или иных объектов, рассмотрения и выдачи охранных документов и т.п.

Во второй части ст. 138 ГК говорится: «Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

Заложенная в данной норме ключевая идея авторской монополии позволяет правообладателю свободно распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом преимущественно на основе договора о передаче этого права либо лицензионного договора. Иными словами, правообладатель может передавать исключительное право другому лицу или выдавать разрешение (лицензию) другому лицу на такое использование.

В современных рыночных условиях правовые и экономические формы и способы использования автором (правообладателем) своих исключительных прав заметно расширились.

8.2. Основы авторского права в сфере информационных технологий.

В настоящий момент основными нормативными актами, регламентирующими авторское право в области программного обеспечения, являются Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Эти законы следует рассматривать взаимосвязано, т.к. их положения непосредственно затрагивают правовую охрану программ для персональных компьютеров.

Особенность применения этих нормативно-правовых актов, заключается в том, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» ссылается на Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», как на приоритетный нормативный акт, но в постановлении о введении в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» указано, что нормативные акты, которые были приняты ранее (в том числе и Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»), применяются в части, не противоречащей новому закону.

8.2.1. Основные понятия в области авторского права в сфере информационных технологий.

Первоначально необходимо познакомиться с рядом основных понятий, используемых в указанных законодательных актах:

· программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

· база данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;

· адаптация программы для ЭВМ или базы данных - это внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

· модификация (переработка) программы для ЭВМ или базы данных - это любые их изменения, не являющиеся адаптацией;

· декомпилирование программы для ЭВМ - это технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ;

· воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных - это изготовление одного или более экземпляров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ;