Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Разработано кандидатом искусствоведения Южаковой Е. В. Новокузнецк 2006 (стр. 12 из 12)

... В результате грехопадения творчество человека приобретает трагическую раздвоенность, происходит борение духа и плоти ­аскетическое противоборство двух возможностей для творческого человека: с одной стороны, человек подчиняющийся стихиям мира, живущий жизнью этих стихий, с другой - человек, борющийся со стихиями и осуществляющий образ Божий в себе.

Таким образом, открываются два пути для осуществления твор­ческих способностей человека: путь l{uвuлuзации и путь творчества(культуры). Цивилизация есть приспособление к условиям природ­ной жизни. Культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе, когда человек на свой труд в мире налагает печать своего духа. Впрочем, нет абсолютной культуры и абсолютной цивилизации, потому что человек не может быть ни до конца рабом, ни до конца творцом...

... Но если человек не творит, не делает, если он безответствен перед своим делом, если он не влагает в дело силы своей мысли, силы любви, то он осуществляет не аскетизм, а нигилизм. И если это называть аскетизмом, то такой аскетизм есть плен миру, это признание мира даже в большей степени, чем признает его секуля­ризованная цивилизация. Нигилистическое понимание аскетизма выражается в освобождении себя от ответственности за мир. По­длинный же аскетизм является величайшей культурой и творческой силой в мире... .

Все, что человек делает, должно быть оплачено творческим усилием, трудом...

Бог почтил человека тем, что дал ему часть в собственном творческом деле. И поэтому творчество имеет религиозную цен­ность, возможно лишь при прохождении аскетического пути, пото­му что аскетический путь имманентен творческому акту. Тут аскетизм и нигилизм выявляют свою противоположность. Аскетизм является неотъемлемой частью творческого пути, а нигилизм­предельным отрицанием творчества. Человеческое творчество есть не только внутреннее состояние, но и внешнее делание, меняющее облик мира.

Творчество включает художество, всякое искусство, всякое че­ловеческое делание, которое проектируется как ars. Творчество должно быть связано с религиозной ценностью человека (аскети­ческий момент должен быть имманентно заложен в творческом акте). Спаянность внешнего делания и религиозного - есть вдох­новение (духовный артистизм). Культ есть духовное средоточие культуры.

Булгаков С.Н. Избранные статьи. В 2 т.

М., 1993. Т.2. С. 637-643.