Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Разработано кандидатом искусствоведения Южаковой Е. В. Новокузнецк 2006 (стр. 4 из 12)

Эстетика – (от греч.aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности. Термин введён в научный обиход в качестве обозначения определённой области знаний Баумгартеном в середине XVIII в. Однако, ростки эстетики появляются уже в древних мифологических текстах.

Художественные нормы – (от лат. Norma – руководство). Правило, образец) – исторически сложившиеся способы и правила на основании которых создаётся произведение искусства. Находят выражение в требованиях творческого метода в искусстве, стиля, жанра, способов организации пространства и времени в искусстве, соотношения пропорций и т.п.

Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех её видах. В эстетическом чувстве представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер.

Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления прекрасны тогда, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы общества и человека, способствующие гармоническому развитию личности.

Ссинтез искусств – (греч. Synthesis – соединение, сочетание) – органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединяемых единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства.

Стиль – ( лат. Stylus, от греч. Stylos – палочка, стержень для письма) – структурное единство образной системы и приёмов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства.

Жанр – (фр. Genre – род, вид) – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Существуют различные принципы жанрового деления – тематические, структурные, функциональные.

Художественный образ – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Рождаясь в художественном воображении, воплощается в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусство зрителя.

Художественное творчество – создание новых эстетических ценностей. В широком смысле это «творчество по законам красоты» присуще всем видам человеческой деятельности. В концентрированном виде находит выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства.

Художественный канон – (греч. Kanon – норма, правило) – система правил, норм, господствующая в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Проявляется в первую очередь в Древнем и Средневековом искусстве.

Художественное произведение – продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощён духовно- содержательный замысел его создателя – художника и который отвечает определённым критериям эстетической ценности.

Эстетическая ценность – особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. Связь ценностей эстетических с другими классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все их характеризует значимость объекта для субъекта, которая определяется ролью данного объекта в жизни человека и общества.

Язык искусства – совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приёмов создания художественного образа, т.е. изобразительно-выразительных средств. Сам термин имеет метафорический характер и основан на аналогии между изобразительно-выразительными средствами искусства и словесным языком.

Баумгартен Александр Готлиб (1714-1762) – немецкий философ, последователь учений Г.Лейбница и Х.Вольфа, основоположник эстетики немецкой философии. В 1735 году впервые ввёл термин «эстетика», которую понимал как философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное, и выражающемся в образах искусства. Видел практический смысл эстетики в применении её в филологии. Риторике, теории музыки и т.д. Различал в эстетике эвристический («учение о вещах и предметах мысли»),. семиотический («учение об эстетических знаках») и методологический («учение об организации художественного произведения») аспекты. Целью эстетики считал выявление законов художественного творчества, воплощающихся в конкретных искусствах.

Винкельман Иоганн Иоахим (1717 – 1768) – немецкий исследователь истории античного искусства (искусства Древней Греции и Древнего Рима), автор труда «История искусства древности», один из главных создателей искусствоведения как науки. Развитие искусства (проходящего через стадии роста, созревания и увядания) рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела. В истории древнегреческого искусства эти изменения привели к смене четырёх стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития древнего искусства считал «высокий» идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Идеи Винкельмана оказали огромное влияние на философов и деятелей еврапейского искусства конца XVIII – первой половины XIX вв.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883 – 1955) – испанский филосов и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь – культурна.. В его взглядах сочетались идеи неокантианства, философии жизни и феноменологии. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству; кризис европейской культуры в XX веке связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы: «Дегуманизация искусства», «Эссе на эстетические темы», «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом» и д.р.

Семинар №4. МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА.

(2 часа)

1. Как, в понимании современной культурологии, соотносится мир культуры человека с понятием духовности?

2. Как можно определить обусловленность типа духовности от укоренившихся представлений о душе? Поясните вашу точку зрения ссылками на высказывания о душе Аристотеля, Фараби, Авиценны. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 65-67, 394-396.; Фараби. Существо вопросов. //Антология мировой философии: В 4 т. М.., 1969. Т. 1. Ч.2. С.728-729; Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские труды. М.,1980. С.472-478.

3. Какова роль ценностей в культурной жизни человека?

4. По каким критериям осуществляется классификация ценностей? Какие ценности Вы считаете приоритетными в условиях современного мира?

5. По мнению Риккерта «относить к ценностям» и оценивать - совершенно различные по своей сути действия. Тем не менее, существуют ли, на Ваш взгляд, исторические ценности? Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.// Культурология. XX век. Антология. М.,1995. С.90-91.

6. Как связаны между собой ценности культурные и социальные? Справедливо ли утверждать превосходство одних над другими?

7. Что такое ценностное ядро культуры? Как изменяется оно во времени? Каково его значение для формирования культур разных типов?

8. В чём состоит культурная ценность творчества?

9. Как соотносится индивидуальный мир культуры и окружающий мир в различных традициях мировой культуры?

10. С.Н.Булгаков противопоставляет «путь цивилизации» и «путь творчества», который он отождествляет с культурой. Разделяете ли Вы его мнение? Булгаков С.Н. Избранные статьи. В2 т. М., Т.2.С.637-643.

Литература:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.1990.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1994.

5. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.,1994.

6. Мид М. Культура и мир детства.// Избранные произведения. М.,1988.

Термины и персоналии:

Архетип – (греч. «начало» и «образ») – прообраз, первичная форма, образец В аналитической психологии К.Юнга понятие архетип соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К.Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в том числе и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Гуманизм – (лат – человеческий, человечный, образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Ментальность – мироощущение, мировосприятие формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определённой культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Ментальность является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.