Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Разработано кандидатом искусствоведения Южаковой Е. В. Новокузнецк 2006 (стр. 6 из 12)

Все равно, в каком качественном чувственном комплексе вос­принимается слово. Эмпирически наиболее распространенным является качество звукового комплекса. Одно качество может быть переводимо в другое. Законы и типы форм одного качества могут быть раскрыты и во всяком другом качестве. Художественное и вообще творческое преобразование форм одного качества. Может рассматриваться как типическое для всякого качества.

Слово есть знак sui generis. Не всякий знак – слово. Бывают знаки – признаки, указания, сигналы, отметки, симптомы, знаме­ния, omina, и проч., и проч. Теории о связи слова как знака с тем, что он значит, основанные на психологических объяснениях – ­ассоциациях, связи причины и действия, средства и цели, преднамеренного соглашения и т. п., - только гипотезы, рабочая ценность которых при современном кризисе доходит до нуля. Связь слова со смыслом есть связь специфическая. Она является «родом», а не подводится под род… Специфичность связи определяется не чувст­венно данным комплексом как таким, а смыслом – вторым терми­ном отношения, - который есть также sui generis предмет и бытие. Только строгий феноменологический анализ мог бы установить, чем отличается восприятие звукового комплекса как значащего знака от восприятия естественной вещи. Слова-понятия: «вещь» и «знак» – принципиально и изначально гетерогенны, и только точный интерпретативный метод мог бы установить пределы и смысл каждого. Это – проблема не менее трудная, чем проблема отличия действительности от иллюзии, и составляет часть общей проблемы действительности.

Что такое «одно» слово или «отдельное» слово, определяется контекстом. В зависимости от цели, из данного контекста как отдельное слово может быть выделен то один, то другой звуковой комплекс. В новое время графическое изображение и выделение отдельное слово звукового комплекса устанавливается произволь­но – по большей части по соображениям удобства и потребностей грамматической морфологии. «Ход» есть отдельное слово, также «пароход», также «белыйпароход»,также»большойбелыйпароход»,также «явижубольшойбелыйпароход» и т.д. Синтаксическая «связь слов» есть также слово, следовательно, речь, книга; литература, язык всего мира, вся культура – слово. В метафизическом аспекте ничто не мешает и космическую вселенную рассматривать как слово. Везде существенные отношения и типические формы в структуре слова – одни.

Графически слово может изображаться сложною и простою системою знаков. Пиктография и граммография имеют свою исто­рию. Графический знак всегда может быть заменен звуковым. Даже такой графический знак, как свободный промежуток между двумя написанными, нарисованными или напечатанными «словами»­»пробел», - может быть заменен звуковым комплексом или зву­ковою паузою, которые могут принять на себя любую функцию знака, в том числе и слова, т. Е. осмысленного, со значением знака. Теория слова как знака есть задача формальной онтологии, или учения о предмете, в отделе семиотики.

Слово может выполнять функции любого другого знака, и любой знак может выполнять функции слова. Любое чувственное воспри­ятие любой и временной формы, любого объема и любой длитель­ности рассматриваться как знак и, следовательно, как осмысленный знак, как слово. Как бы ни были разнообразны суппозиции «слова», специфическое определение его включает отношение к смыслу.

… Слово есть также вещь и, следовательно, определяется также своими онтологическими законами. Его идеальная отнесенность двойная: сигнификационная и оптическая, прямая. Слово есть также «слово». «Слово» есть также название вещей-слов, и под ним подразумевается предмет – слово. Синтаксис изучает не слово как слово о чем-то другом, а просто слово, т. Е. сам синтаксис есть слово о слове, о слове как слове, о слове как слововещи . Синтаксис изучает отличие этой «вещи» от всякой другой вещи, иновещи и должен строго блюсти свое достоинство слова о слововещи, в отличие от слов об иновещах, от других наук. В таком своем качестве синтаксис есть не что иное, как антология слова, - часть семиотики, онто­логического учения о слове вообще…

Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты//

Сочинения.М.,1989.С.357-558,380-380-382,406.

СЕМИНАР №2

А. В. Мень

Александр Влaдuмиpoвич Мень (1935-1990) - священник Русской Православной Церкви, историк религии, основатель Православного университета. Обладая энциклопедической образованностью, он создал многотомную "Историю религии: В поисках пути, истины и жизни Работа эта в равной мере представляет интерес в рамках не только религиозного, но и научного знания. В представлениях А. Меня религия и культура неразрывно связаны между собой, он полагал, что отрыв культуры от Бога опасен, так как на место Бога люди неизбежно ставят идолов. В самой же культуре А. Мень видел огромные возмож­ности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства.

А.В. Мень. Бытие и вера

То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспри­нимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура в конечном счете рождается в недрах того, что можно назвать рели­гией в широком смысле слова.

История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, как мифы, концепции и убеждения меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки.

Едва ли двадцать пять веков назад люди были умственно слабее наших современников. Вспомним хотя бы всеобъемлющие иссле­дования Аристотеля, математические теории Евклида или инженер­ный гений Архимеда. По каким же причинам прогресс науки и техники оказался настолько замедлен? Античный мир располагал для него всеми предпосылками, но остановился на полпути. По-ви­димому, важнейшим препятствием оказалось здесь языческое обо­жествление природы, которое преодолела лишь библейская вера. В ней были заключены те семена, которые дали всходы в новое время. Согласно Библии, человек создан по образу Божию, призван пове­левать миром и созидать, а сам мир понимается в Библии как процесс, который должен подчинить материальное мироздание духу. Все эти идеи стали основанием для развития естествознания ХУI - ХУН веков, из которого родил ась современная наука. На это указывал еще в двадцатых годах известный русский ученый В.И. Вернадский. "От религии, - писал он, - как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука".

Даже для исследователей, весьма далеких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением. Искусство родилось как культовое, наука и философия возникли как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир; мораль, право, семья базировались на заповедях вepы. И это относится не только к прошлому. Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в"древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре...

"Мы видим., - пишет английский философ истории Кристофер Доусон- целые народы, переходящие от одной культуры к другой без существенного изменения условии жизни, на примере ислама мы видим обновление жизни силами, зародившимися на бесплод­ной почве Аравии и изменившими всю жизнь и социальный строй славянских горцев Боснии, малайских пиратов Ост-Индии, высо­коцивилизованных народов Персии и Северной Индии и диких негритянских племен Африки. Главные барьеры между народами ­ не расовые, языковые или географические, но различие духа: элли­ны и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане и индусы, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют разные концепции действительности, разная мораль и эстетические нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя. Опыт Магомета в пещере горы Гира, когда он увидел, что человеческая жизнь кратка и ничтожна, как трепет комариного крыла, в сравне­нии с величием и мощью Божественного Единства, изменил жизнь огромной части человечества. Ибо народ, который трижды в день слышит голос муэдзина, провозглашающего единственность Бога, не может смотреть на мир теми же глазами, что и индуист , который обожествляет жизнь природы в ее бесчисленных формах и смотрит на Вселенную как на проявление игры космических сексуальных сил..."

Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни. В самом деле, чем, например, была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская - без ее религий, русская - без правосла­вия, арабская - без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, которое приводит творчество к деградации и омертве­нию...

С, Н. Булгаков

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - русский религиозный философ, богослов, экономист. Профессор политэкономии в Киеве и Москве. Выслан из России в 1923 г., был профессором догматики и деканом русского Богословского института в Париже. Основные работы: "Свет невечерний" (1917), "о Богочеловечестве. Трилогия ":Агнeц Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945), "Купина неопалимая" (1927) и др. В его учении доминировала идея боговоплощения, т. е. внутренней связи Бога и созданного им мира ­софии, которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными к Богу. В работе "Догматическое обоснование культуры" он показы­вает, как рассматривается соотношение цивилизации и культуры в различных религиозных направлениях христианства.