2. Критический анализ концепций западных экономистов Смита, Риккардо, Милля. Работы по этому вопросу «Капитал и труд» (1860), «Примечания к «Основаниям политической экономии» Дж. С. Милля» (1860), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861). Оценив идеи классиков политической экономии, Н.Г. Чернышевский выделил ряд противоречий и неразработанных вопросов, а последователей классиков назвал «рутинными» экономистами.
3. Разработка собственной концепции – «политической экономии трудящихся», выделив черты и принципы устройства нового общества:
· политэкономия – это наука о материальном благосостоянии человека, зависящим от произведённых трудом «вещей и положений»,
· главное в политэкономии – распределение ценностей,
· если продукт своим возникновением обязан труду, то и должен принадлежать человеку, трудом которого создан, а капитал – продукт труда и также должен принадлежать его создателям,
· в России лучшие условия для развития социализма, чем на Западе, он будет свободен от конкуренции и от анархии производства, место которых займут планомерность и соревнование трудящихся,
· социалистическое производство будет руководствоваться рациональным расчётом общественных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения на каждом этапе развития производительных сил общества.
Идеи Чернышевского использовали народники.
Народники – самостоятельное направление сложившееся после реформы 1861 года. Это идеология разночинной интеллигенции, соединившая в себе воззрения утопического социализма с идеями освобождения крестьянства от эксплуатации со стороны помещиков. Они занимались разработкой вопросов:
1) развитие капитализма в России,
2) пути перехода к социализму,
3) построение экономических отношений при социализме.
В рамках народничества выделилось два направления (течения):
1.Революционные народники стремились к торжеству крестьянского социализма, хотели спасти Россию от капитализма установлением народной власти в крестьянской общине.
Таблица 13.
Идеи российских революционных народников.
Фамилия | Работа | Основные идеи |
Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) анархист, активный участник революционного движения | «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Государственность и анархия» (1874) | 1.Правительство не может проводить реформы, которые улучшат положение крестьян. 2.Критика капитализма и его противоречий. 3.Народ готов к восстанию, нужен лишь призыв со стороны бунтарей-революционеров. 4.Уничтожение государства и создание свободной федерации рабочих ассоциаций и земледельческих общин. 5.Самоуправление и свобода личности. |
Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900), философ, публицист, редактор газеты «Вперёд» | Исторические письма (1869) | 1.Основа социализма – община, с 1880 года капитализм развивается в деревне и это надо анализировать. 2.Крестьянство не единственный революционный класс в России. 3.Революция необходима для развития капитализма и рабочего движения. 4.Необходимость установления общественной собственности. 5.Диктатура партии трудящихся сформирует новое общество и нового человека. |
Петр Никитич Ткачёв (1844 – 1885) | «Статистические очерки России», «Мужик в салонах современной беллетристики» | 1.Революционная интеллигенция не может ждать народного бунта. Необходим заговор свержения государственной власти и установления диктатуры революционного меньшинства. 2.Община – это спасение России. 3.Народ способен к революционному творчеству. После победы революции народное государство будет главным институтом общества. |
2.Либеральные народники в качестве основной идеи выдвигали невозможность повторения для России западного пути развития капитализма. Признавали тезис С. Сисмонди о невозможности развития капитализма при отсутствии внешних рынков, а новое развитие страны увидели в «народном производстве» - распространении кустарных промыслов и ремесла, то есть в создании мелкотоварного производства с передовыми технологиями, которое будет конкурировать и побеждать производство крупное.
Таблица 14.
Идеи российских либеральных народников.
Фамилия | Работа | Основные идеи |
Василий Павлович Воронцов (1847 – 1918) | «В защиту капиталистического пессимизма» (1881), «Судьбы капитализма в России» (1882) | 1.В стране идет насаждение крупного промышленного производства, предприниматели получают огромные субсидии. 2.Капитализм в России не имеет перспектив из-за внешних и внутренних условий (суровый климат, бездорожье, конкуренция на мировом рынке, низкая покупательная способность основной массы населения). 3.Капиталистическая организация производства в стране вступила в заколдованный круг: необходимо наличие богатого населения, когда любой шаг по пути капитализма ведёт к его обнищанию. |
Николай Францевич Даниэльсон (1848 – 1918) | «Очерки нашего пореформенного хозяйства» (1893) | 1.Развитие страны идёт в противоборстве двух форм хозяйства: капиталистической и общинной. 2.Средства борьбы: кредитная система, железнодорожное строительство и внешняя торговля. 3.Основа роста экономики – сельское хозяйство, находящееся на низком уровне развития, причём правительство удешевляет экспорт зерна и снижает платёжеспособность населения. |
В 60-70 –х годах Х1Х века в стране активно стал укореняться марксизм, чему способствовала учёна элита – преподаватели российских университетов.
Первым пропагандистом марксизма считают доцента Киевского университета Николая Ивановича Зибера (1844 – 1888). Он опубликовал диссертацию «Теория ценности капитала Д. Риккардо в связи с позднейшими исследованиями и разъяснениями». Через 14 лет вышла книга « Давид Риккардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях». Он признал теорию Маркса логически безупречной, показав связь его идей с классической политэкономией. Зибер занимался популяризацией только экономической теории марксизма, отбросив все практические рекомендации. Он с позиций марксизма спорил с народниками, считая, что в России капитализм не разовьётся, так как раньше исчезнет на Западе.
Наиболее значимой фигурой в распространении идей марксизма стал Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918). Он был народником, одним из руководителей «Земли и воли». Народнические идеи отразил в работах «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России» (1879), «Поземельная община и её вероятное будущее» (1880), но уже через год, признав, что страна вступила на путь капитализма, стал марксистом. С позиций марксизма он написал работы «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова» (1896).
Г.В. Плеханов показал естественность существования общины в условиях натурального хозяйства и неизбежность её разрушения при товарном хозяйстве. Он доказал народникам, что Россия уверенно идёт по капиталистическому пути развития, поэтому нужно не звать в прошлое, а быстрее пройти капиталистический этап. На этом этапе кустарное производство – это тормоз.
В споре марксистов и народников участвовал Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – 1870 – 1924 гг. Это отражено в работах «По поводу так называемого вопроса о рынках» (1893), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г-на Струве» (1895), «Развитие капитализма в России» (1899). Он отмечал:
1) несостоятельность позиций народников о возможностях создания общественной формы устройства, основанной на национальных особенностях,
2) община – это не специфика, а отсталость,
3) состояние российского рынка влияет на низкое внутреннее и производственное потребление,
4) развитие капитализма в России идёт в вширь и вглубь, то есть развивается внутренний рынок (исследованы были процессы в сельском хозяйстве и промышленности),
5) экономическое учение народников – это русская версия европейского экономического романтизма.
В.И. Ленин стал основоположником радикального направления марксизма, которое получило развитие в странах, где политические режимы не были демократическими, отсутствовали гражданские права. Последователи этого направления все экономические вопросы подчинили подготовке и проведению мировой социалистической революции, которая безуспешно окончилась в Венгрии, Германии, Болгарии, но победила на 70 лет в России.
Вместе радикальным марксизмом в России существовал и легальный марксизм, его основными представителями были П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановский. Они не только критиковали народников, но и отдельные положения марксистов.
Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944) в книге «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894) доказывал, что у России есть внешние рынки – Балканы, Азия, а внутренний рынок – огромен, чтобы поднять экономику, нужны железные дороги. Он считал, что расслоение крестьян – это положительное явление для дальнейшего развития. Призывал применить американский опыт фермерского хозяйства, отмечал, что со временем капитализм начнёт сглаживать свои противоречия увеличением потребления.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865 – 1919) опубликовал работы «Основы политэкономии», «Промышленные кризисы в Англии, их причины и влияние на народную жизнь», «Периодические промышленные кризисы», «Русская фабрика в прошлом и настоящем». Он считал, что прежде, чем участвовать в споре, надо рассмотреть основные вопросы рыночного хозяйства и прийти к определённым теоретическим выводам. Воззрения ученого: