Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие псков 2008 (стр. 2 из 14)

«Обыкновенная история». Конфликт «прекраснодушного» романтизма и трезвого практицизма. Романтические «маски» Александра Адуева (сентиментально-элегическая, байроническая и др.) в столкновении с «реальной действительностью». Предметные образы «реальной действительности» (вещные, гастрономические и т. п.) и их роль в разоблачении «романтического комплекса». Петр Адуев как идеолог и защитник новой «действительности» с позиций рационализма и практицизма «буржуазного» типа. Авторское отношение к крайностям романтизма и практицизма и поиски путей примирения между ними, образ Лизаветы Александровны.

«Обломов». Общественное, философское и нравственное представление обломовщины. Проблема героя. Созерцательная философия Ильи Ильича Обломова. «Позитив» и «негатив» образа Обломова с авторской точки зрения. Социальные причины обло­мовской апатии. Обломов как русский национальный и универ­сально-человеческий тип. Пространство идиллии в "Обломове". "Сон Обломова", его художественная функция. Андрей Штольц. Социальные, национальные и культурные корни его характера. Штольц как гончаровский вариант типа «нового человека»-деятеля. Свое­образие практицизма Штольца и его мировоззренческая подоснова. Мотивы "покоя" и "движения" в структуре романа. Женское начало и женские характеры. Центральные женские персонажи романа — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — как психологические антиподы. Роман "Обломов" в оценке русской критики. «Реальная» (Н. Добролюбов, Д. Писарев), «эстетическая» (А. Дружинин) и «органи­ческая» (А. Григорьев) критика об Обломове и обломовщине.

«Обрыв». Эпоха, изображенная в произведении. Смысл названия. Образ бабушки, его символический подтекст. Млад­шее поколение героев в романе. Вера и Марфенька — их характе­ры, жизненные установки, отношение к любви. Культурно-идеологические пласты образа Райского: Райский как романтик, как идеалист 1840-х гг., как идеолог «свободной любви». Тема искусства в романе. Идеи Волохова и идеи «новых людей» Чернышевского. Отношение Гончарова к идеологии эмансипации и роману «Что делать?». Религиозные и мистические мотивы в «Обрыве». Гончаров о концепции романа в статье «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв»».

И.С. Тургенев. "Гений меры" (Д. Мережковский). Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева. Тургенев как западник-либерал, отношение к консерваторам и революционерам-радикалам. Ранний романтический этап творчества. Первые «реалистические» поэмы («Параша») и повести в духе эстетики «натуральной школы». Опыты в области драматургии, психологизм, «повествовательность», бытовой реализм тургеневской драмы («Нахлебник», «Месяц в деревне» и др.).

«Записки охотника». История создания цикла. Его идеологический пафос. Соотношение социальной, национальной и общекультурной тематики. Русский крестьянин в изображении Тургенева. Многообразие крестьянских типов в очерках. Крестьянин как тип и как индивидуальность («Хорь и Калиныч» и др.), приемы и способы «возвышения» героя-крестьянина. Антикрепостническая направленность очерков «Ермолай и мельничиха», «Бурмистр» «Два помещика» и др. Тур­генев о духовной силе и культурном богатстве и своеобразии рус­ского человека из народа («Касьян с Красивой мечи», «Певцы» «Бежин луг», «Живые мощи» и др.). Образы помещиков и пред­ставителей других сословий в очерках. Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика. Тургеневская философия Природы в «Записках охот­ника» («Поездка в Полесье»). Тургенев — мастер «реалистического» пейзажа, элементы романтического стиля в природных описаниях Тургенева. Связь природного и человеческого начал, ее варианты и модификации в различных рассказах цикла, прием психологического паралле­лизма у Тургенева.

Тургеневский роман. Художественные особенности. Романы Тургенева — художественная летопись жизни русско­го общества 1830—1860-х гг. Нравственно-философская основа тургеневского романа. Центральные герои романов как герои-идеологи и духовные символы поколений, сменяющихся на арене истории. Смерть героя-идеолога как постоянный мотив тургеневского романа, ее культурно-исторический смысл. Тема про­верки духовной состоятельности героя-идеолога женской любо­вью и суда над ним. Роман – "испытание любовью". Проблема лишнего человека в романе "Рудин". Функция финала романа. Роман «Дворянское гнездо». Тема национальной и духовной родины в романе, ее утраты и обретения. Психологическое про­тивостояние героев «русской почвы» и «европейского духа». За­падничество Паншина. Славянофильские черты в личности и мировоззрении Лаврецкого. Образ Лизы Калитиной, народно-ре­лигиозные корни ее личности. Герой цели в романе «Накануне». Смысл названия. Инсаров как идеальный разночинец и высокий герой нового типа, его противостояние дворянским героям романа. Героическое и жертвенное в характере Елены Стаховой. Попытка соединения идеала общественного и личного счастья и ее крах. Темы любви, смерти и искусства, их символический и композиционный параллелизм. Н.А. Добролюбов о романе в статье «Когда же придет настоящий день?». Образ «тургеневской девушки». "Тайный психологизм" писателя.

"Отцы и дети". Своеобразие конфликта. Осмысление проблемы "отцов" и "детей". "Новый" человек нигилистического сознания. Сущность трагедии Базарова. Социальное и онтологическое (бытийное) в романе. Сюжетно-композиционные повторы и аналогии в романе и их концептуальный смысл. Пародия на нигилизм. Облик "отцов", доминанта человеческого. Женские образы. Принцип "тайной психологии". Споры вокруг романа.

«Гамлет и Дон-Кихот» как реплика в идео­логических спорах рубежа 1850—1860-х гг. и ключ к художествен­ной «характерологии» писателя, русские Гамлеты и Дон-Кихоты в тургеневском творчестве.

«Стихотворения в прозе». Жанровое и композиционное свое­образие цикла. Общественно-исторические идеалы, симпатии и антипатии Тургенева в стихотворениях «Деревня», «Порог», «Чер­норабочий и белоручка», «Русский язык». Русское крестьянство в стихотворениях «Щи», «Два богача», «Сфинкс» и др. Стихотворе­ния о любви, любовь как трагедия («Роза» и др.) и любовь как жертва («Воробей» и др.). Стихотворения пессимистического ха­рактера, идея обреченности смерти и космического одиночества человека в стихотворениях «Разговор», «Старуха», «Конец света», «Насекомое». Символические, аллегорические и фантасти­ческие образы в цикле, лиризм, элегизм, притчевость, «поэтика сновидения».

А.Н. Островский. «Колумб Замоскворечья». Своеобразие "театра Островского". Комедия «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»). Изображение конфликта сквозь призму нравственных отношений и нормы. Образ Самсона Силыча Большова – «купеческого Лира». Пьесы "москвитянинского" периода («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). "Народная комедия". Типы героев. Апология патриархального мира. Любим Торцов («Бедность не порок») — «вы­сокий герой» купеческой драмы Островского.

"Гроза". «Пьеса-итог» и «пьеса-начало». Характер конфликта. Мир Калинова в художественном пространстве трагедии, его жизненный уклад; образы калиновцев. Исторический и общечеловеческий смысл трагедии Катерины. "Домострой" Катерины и «Домострой» Кабанихи. Феномен идеальной героини. Символический образ грозы. Своеобразие жанра. Критика о "Грозе" (статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»).

Сатирическая комедия и психологическая драма. Художественные особенности сатирической комедии Островского («Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Комедия "Лес". Символика заглавия. Деньги как высшая мера ценностей. "Театр в театре". Функция образа Несчастливцева. Поиск роли Человека: перспектива пути и исход. "Дорога через лес". Своеобразие психологической драмы Островского ("Бесприданница", "Таланты и поклонники" и др.). Женский характер. Функция "амплуа" в системе психологической драмы. "Новые" хозяева жизни. Символика в драме.

Н.А. Некрасов. Новаторство Н.А. Некрасова-лирика. Поэт для народа. Народная судьба в поэзии. Лирический герой как гражданин и исповедник народного горя. Эволюция темы народа в лирике Некрасова. Мотив женской доли. Христианские мотивы. Проблема поэтического многоголосия. Урбанистическая поэзия Некрасова. Сатирические стихи. Тема поэта и поэзии.

"Кому на Руси жить хорошо". Своеобразие жанра. Проблема композиции. Фольклорное начало в поэме, его функции. Панорама народной жизни. Счастье "несчастливых", народное представление о счастье. Принципы изображения народных характеров (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин, Матрена Тимофеевна). "Многоголосие" в поэме. Функции легенд о "грехе". Герой "деятельного добра" Гриша Добросклонов. Мотив "ангела милосердия". Песни как отражение жизни. Значение "Пира на весь мир" в структуре поэмы.

Поэмы ("Коробейники", "Мороз, Красный нос", "Русские женщины"). Своеобразие жанра в творчестве Некрасова. Историко-героическая поэма. Лирическая поэма ("Рыцарь на час"). Поэмы о народе. Своеобразие пространственно-временных отношений в поэме "Мороз, Красный нос". Система мотивов в поэме. Мотив "величавой славянки". Образ Мороза и его "чудодейство". Финал поэмы.

Н. Г. Чернышевский. Философские и социально-политические взгляды Чернышевского. Борьба с «романтическим» идеализмом за естественнонаучный и «материалистический» образ действительности в философии (статья «Антропологический принцип в философии») и эстетике (диссертация «Эстетические отношения искусства действительности»). Чернышевский как литературный критик. Принципы «реаль­ной критики» Чернышевского. Точка зрения на роль гоголевского и пушкинского направления в русской литературе. Борьба с иде­ями «эстетической» и «органической» критики.