«Что делать?». История создания и публикации. Тема борьбы против семейного деспотизма, образ Марьи Алексеевны Розальской. Лопухов и Кирсанов как «новые люди», их мировоззрение и образ жизни. Сущность теории «разумного эгоизма» и ее философские источники. Идеи эмансипации женщины и их отражение в романе. Идеал брака в представлении Чернышевского и пути решения проблемы «любовного треугольника». Преломление в романе экономических и футурологических идей социалистических учений. «Особенный человек» Рахметов как герой нового времени. Жанровое своеобразие романа. Синтез теоретико-публицистического и художественного начал. Структурные элементы авантюрного романа и их функция в повествовании. Особенности композиции, роль теоретических отступлений и «аллегорических» эпизодов. Сновидения героини как композиционный прием, проблема расшифровки образов сновидений. «Что делать?» в отзывах критики (статья Д. Писарева «Мыслящий пролетариат» и др.) и откликах современников.
Литература 1870-х гг. Общая характеристика общественно-литературного движения 1870-х годов. Влияние народнических идей на литературу (проза Н.Н. Златовратского, Н.И. Наумова, Ф.Д. Нефедова, А.И. Эртеля); поэзия П.Ф. Якубовича; публицистика и критика: Н.К. Михайловский, Н.В. Шелгунов; журналистика: «Отечественные записки», «Дело». Своеобразие творчества поэтов – «суриковцев», С.Я. Надсона.
Г.И. Успенский. Личность и литературная судьба Г.И. Успенского. Статья Н.К. Михайловского «Г.И. Успенский как писатель и человек». Жанр очерка и его значение в 1870-е годы и творчестве Г.И. Успенского. Цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (проблематика и поэтика). Цикл очерков «Живые цифры». Нравственно-эстетические искания писателя в контексте духовных исканий русской интеллигенции 1870-х годов (рассказ «Выпрямила»). Крестьянский вопрос в художественном сознании Г.И. Успенского («Власть земли»).
М.Е. Салтыков-Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин как писатель, критик, журналист и общественный деятель. Раннее творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (антропологические тенденции, идеи утопического социализма, «натуральная школа»). Повесть «Запутанное дело». Своеобразие жанра сатирической хроники в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Губернские очерки».
«История одного города». Своеобразие жанра. Концепция художественного времени. Политическая направленность сатирического изображения в книге. Приемы сатиры (ирония, алогизм, гипербола, гротеск и др.) в изображении градоначальников. Угрюм – Бурчеев и значение финала. Проблема народа. Авторская позиция и способы ее воплощения.
Роман «Господа Головлевы». Литературная традиция и новаторские тенденции в переосмыслении жанра романа-хроники. Антропологические начала и социальная направленность в идейном содержании произведения. Судьба семьи Головлевых и ее символический конец. Значение Иудушки Головлева в системе образов романа. Портрет и пейзаж в «Господах Головлевых». Язык произведения.
«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как цикл. Творческая история сказок, их идейно-политическая содержательность, художественное своеобразие.
Н.С. Лесков. "Время нас делало литераторами": приход Лескова в литературу, первые рассказы и повести о народе ("Погасшее дело", "Язвительный", "Житие одной бабы"). Тема судьбы сильной, неординарной личности в условиях "тесноты русской жизни" ("Леди Макбет Мценского уезда", "Воительница"). "Отомщевательные романы" Лескова ("Некуда", "На ножах"): антинигилистический или полемический тип романа? Исторические хроники Лескова ("Соборяне", "Захудалый род"). Своеобразие повествования. Функция хроникера в "Соборянах". Люди духовного звания – герои "Соборян" (Савелий Туберозов, Ахилла Десницын). Проблема "отходящей" дворянской Руси в "Захудалом роде". Образ Варвары Никаноровны Протазановой. "Я вырос в народе…". Лесковский человек ("Овцебык", "Несмертельный Голован", "Однодум", "Левша", "Тупейный художник" и др.). Тема праведничества в творчестве писателя. "Очарованный странник". История Ивана Флягина. Лесковский сказ. Позднее творчество ("Мелочи архиерейской жизни", "Загон", "Заячий ремиз").
Ф.И. Тютчев. Поэт-философ, связь с традицией немецкого романтизма. Философский характер тютчевского романтизма, связь с «натурфилософией» Шеллинга. Тютчев-пантеист: концепция природы как живого организма («Не то, что мните вы, природа...»). «Стихийное» и «катастрофическое» в природе («Сон на море», «Последний катаклизм»). «Натурфилософские» оппозиции дня и ночи, космоса и хаоса. Тютчев о месте человека в природе и истории («Тени сизые сместились...», «Цицерон», «Певучесть есть в морских волнах...», «От жизни той, что бушевала здесь...»). Лирический герой "между двойною бездной", "мыслящий тростник", собеседник на вселенском пиру. Любовная лирика Тютчева. Стихотворения «денисьевского» цикла. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики. Жанр «фрагмента» (лирической миниатюры) как основной жанр поэзии Тютчева. Двустрофные композиции и их «натурфилософский» смысл. Роль мифологических образов. Поэтический язык Тютчева.
А.А. Фет. "Чистый лирик". Поэтические принципы Фета. «Неуловимое» и «мимолетное» в лирике Фета, импрессионистический характер его поэзии. Картина мира в фетовской лирике. Жизнеутверждающее начало в природной лирике Фета («Весна на дворе», «Майская ночь», «Весенний дождь» и др.). Чувственный характер и утонченный психологизм любовной лирики («Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад...»; «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» и др.). Переплетение и взаимодействие темы природы и темы любви в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом...»; «Первый ландыш»; «Шепот, робкое дыханье...» и др. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Сборник «Вечерние огни». Философские мотивы в поздней лирике Фета. Тема смерти и трагедии человеческого существования в стихотворениях «Ничтожество», «Смерть», «Никогда» и др., влияние философии А. Шопенгауэра. «Эстетическая» (В. Боткин) и «реальная» (Д. Писарев и др.) критика о поэзии и мировоззренческой позиции Фета.
Ф.М. Достоевский. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Тема «маленького человека» и литературная традиция в романе. Герои, жанр, стиль, язык. Традиции «натуральной школы» в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Гуманистический пафос, особенности сюжета и стиля произведения.
«Преступление и наказание». Социальная, нравственно-философская и психологическая проблематика романа. Философский аспект романа. Проблема личности. Тип "нищих", "хищных" и двойников. Идеологический аспект. Проповедь почвенничества, "нравственно надо соединиться с народом" (Достоевский), правда религиозного сознания. Этический аспект романа. Выбор нравственности. Стать выше мира и Бога, "освободиться от морали" – суть нигилистического и ницшеанского бунта Раскольникова. Человеколюбие Достоевского. Контекст литературной традиции: Пушкин (тема "маленького" человека, моральное право переступить), Лермонтов (индивидуалистический бунт, герой-жертва), Гоголь ("физиология" Петербурга, его контрасты, аномалия человеческого существования). Философско-психологический, православный роман. Преступление. Объективные и субъективные предпосылки. Разрыв идеи и натуры. Каин и гуманисты в Раскольникове. Лужин и Свидригайлов. Наказание героя. Нравственные муки, болезнь уязвленной гордости. Возможности любви. Созерцание вечности. Смысл эпилога. Образ Петербурга. Звуковой фон. Климат. "Город полусумасшедших", город порока. Галерея "униженных и оскорбленных". Сонечка – "вечная жертва" и воплощенное милосердие. Образы детей. Гуманистическая концепция. М.М. Бахтин о «полифоническом» романе.
«Идиот». История замысла романа и образа князя-Христа. Проблема «положительно прекрасного человека». Князь Мышкин и его судьба. Литературные предшественники героя (тип «чудака» в литературе). «Добро» и «красота» в эпоху «великого перелома», трагический пафос романа. Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Идейный смысл образов князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Антибуржуазная и антикапиталистическая темы в романе. Образы Рогожина и Гани Иволгина. Семейство Епанчиных, женские образы романа. Выражение в романе религиозной позиции Достоевского. Проблема веры и неверия. Смысл бунта Ипполита Терентьева, значение его исповеди.
«Братья Карамазовы» как итог творческой деятельности писателя. Роль замысла «Жития великого грешника» («Атеизм») в творчестве Достоевского последнего десятилетия жизни. Соотношение замысла «Жития» и проблематики романа. Творческая история произведения. Связь проблематики романа с «Дневником писателя». Обобщение в романе социальной, этической, философской и религиозно-нравственной проблематики. Основные идеи романа. Противопоставление атеизму и материализму религиозно-нравственного пути постижения смысла человеческого существования.
Основные персонажи романа. Семья Карамазовых. Развитие типа приживальщика и сладострастника в образе Федора Павловича. Продолжение типа интеллектуального героя-индивидуалиста и рационалиста (Иван). Нравственно-психологический тип Дмитрия. Символический смысл сна Дмитрия. Смердяков и «смердяковщина». «Ранний человеколюбец» Алеша. Традиции жития и духовного стиха в формировании сюжетной линии героя в романе. Значение образа Алеши для неосуществленного продолжения романа. Алеша и мальчики. Женские персонажи романа. Повторение Достоевским мотива «разбойник и блудница».