Значение для выражения идей Достоевского сюжетной линии и жития старца Зосимы. Смысл включения в роман евангельского чтения («Кана Галилейская»). Значение и смысл эпиграфа.
Противопоставление сюжетных линий Зосимы и Ивана Карамазова. Противопоставление атеизма и христианства, гордого своеволия и смирения. Пути достижения «мировой гармонии». Богоборческий бунт Ивана. Конкретно-исторические реалии, идейный смысл и композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе». Неисчерпаемость идейного содержания романа. Конкретно-социальное и вечное в произведении. Стилевое своеобразие романа. Понятие «карамазовщина» и его использование в последующей литературе и критике.
Социальная и религиозно-нравственная проблематика романа. Романная структура как эстетическая проблема (концепция жанра в трудах М.М. Бахтина).
Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». «Отрочество». «Юность». Тема, проблематика и основные идеи произведений, входящих в трилогию. Творческая история «Детства». «Эпохи развития» толстовского героя. Очарование детства, «пустыня» отрочества и первые жизненные уроки юности. Становление типа толстовского героя-интеллектуала, правдоискателя, стремящегося к совершенствованию. Автобиографические черты толстовского героя. Проблема нравственного самоусовершенствования. Литературные традиции в трилогии Толстого и ее новаторский характер. Метод «диалектики души» (Н.Г. Чернышевский) в произведениях раннего Л.Н. Толстого. Рассказы Кавказского цикла. Война в ранних произведениях писателя. «Севастопольские рассказы» как цикл. Жанр, герои, проблематика художественного метода. Народ в «Севастопольских рассказах».
«Война и мир». Замысел и история создания. Проблема жанра. Критика и литературоведение о романе. Психологический анализ Л.Н. Толстого в изображении нравственных исканий главных героев романа (Андрей Болконский и Пьер Безухов). «Мысль народная» в романе «Война и мир». Значение нравственной правды народа в движении замысла романа и эволюции его главных героев. Народ на войне 1812 года. Женские характеры и судьбы в романе «Война и мир». Естественно-интуитивный и интеллектуальный подходы к жизни (Наташа Ростова – Марья Болконская). Народные истоки мироотношения любимых героев писателя. Феномен художественной эпопеи. Книга духовных исканий. Мир и война, истинное и ложное. Идейные скрепы романа ("мысль народная", философия истории). Роль личности в истории. Истинный и ложный патриотизм. Критерии ценности человека. Внешний и внутренний человек. Сущность "диалектики души". Поиск истины (Андрей Болконский, Пьер Безухов, автор). Проблема богоискательства. Платон Каратаев как олицетворение всего "русского, доброго и круглого", дух "простоты и правды". Идея опрощения в романе. Образ Кутузова. Русский фатализм, "воля провидения". Образ Наполеона. Война как будничное дело и испытание. Народная война 1812 года. Героизм армии, патриотизм мирного населения, "дубина народной войны" (Денисов, Долохов). Победа в войне – победа естественной жизни, мира, истинного начала, внутреннего человека, смысла жизни. Женские образы. Семейная тема в романе. 1870-е годы в творчестве Л.Н. Толстого.
«Анна Каренина». Особенности жанра романа (социальное, психологическое, философское в произведении). Отражение в романе толстовского понимания послереформенного состояния общества. Проблематика романа. «Мысль семейная» в романе. Каренины, Облонские, Левины. Смысл изображения в романе их семейных судеб. Образ Анны Карениной. Смысл ее конфликта с обществом и с собой. Смысл эпиграфа к роману. Анна и аристократическое общество.
Образ Константина Левина. Автобиографические и типические черты героя. Духовные искания Константина Левина и жизненный опыт Льва Толстого. Направление и смысл исканий главного героя. Левин и проблема народа в романе.
«Воскресение». Проблема нравственного выбора. Социальное и общечеловеческое. Эволюция образов главных героев, Нехлюдова и Катюши Масловой. Обличительное содержание романа. Проповедь «положительной» программы писателя. Проблема взаимоотношений Толстого с церковью. Социальное содержание в романе. Нравственно-этическое содержание. Образы людей из народа и образы революционеров в романе. Оценка Толстым своих персонажей. Новые тенденции в стиле и языке произведения.
Рассказы и повести 1880—1900-х гг. («Смерть Ивана Ильича», «После бала», «За что?», «Божеское и человеческое», «Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Хаджи-Мурат» и др.). Новая направленность идейно-нравственных исканий, изменение в художественном методе.
Литературное движение 1880-х – 1890-х годов. Теория и практика «малых дел». Кризис романного жанра и новая гносеологическая ориентация (на эмпирию факта). Проза П.Д. Боборыкина, Д.М. Мамина-Сибиряка. Поэзия К.К. Случевского, К.М. Фофанова, С.Я. Надсона. Развитие беллетристики (А.А. Луговой, Н.Н. Потапенко).
А.П. Чехов. Место А.П. Чехова в русской литературе XIX века А.П. Чехов-рассказчик. Тематическое и жанровое разнообразие, элементы сатиры и психологического анализа. "Осколочный" период. Поэтика ранних рассказов писателя. Формы комического: «сценка», анекдот, гипербола, гротеск, ирония. Переосмысление темы «маленького человека» в творчестве Чехова ("Смерть чиновника", "Унтер Пришибеев", "Хамелеон", "Толстый и тонкий"). Творчество А.П. Чехова второй половины 1880-х годов. Лирическое начало в произведениях писателя («Шуточка», «Поцелуй», «Именины», «Дуэль», «Степь»). Элементы психологизма в рассказах А.П. Чехова. Повести и рассказы 1880-1890-х годов. Изображение социальной и человеческой трагедии. Тема «футлярного» существования и ее разработка в «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») и других произведениях. «Романное» содержание чеховского рассказа («Ионыч» и др.).
Новаторство Чехова-драматурга. Его роль в развитии русского театра («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»). Комедия «Вишневый сад». Проблема жанра и сценической интерпретации. Своеобразие конфликта. Лирико-символическое начало в пьесе. Подтекст. Смысловой рефрен (звук лопнувшей струны, стук топора, пауза).
В.Г. Короленко. Народническая идеология как основа мировоззрения Короленко. Общественно-политическая деятельность писателя. Короленко о силе и слабости народнического движения («Чудная») и двойственной природе революционного энтузиазма («Мороз»). Судьба народа и народные типы в произведениях Короленко («Сон Макара», «Убивец», «Соколинец», «Без языка»). Авторская концепция русского характера в рассказе «Река играет». Тема «униженных и оскорбленных» в повести «В дурном обществе», психологизм в обрисовке детских образов. «Философия жизни» Короленко: идея «стремления к свету» и борьбы за счастье в повестях «Слепой музыкант» и «С двух сторон», рассказе «Парадокс». Полемика с толстовской идеей непротивления злу и этикой социальной пассивности в произведениях «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды» и «Необходимость», жанр притчи и философской сказки у Короленко. «Неоромантические» тенденции в стиле: элементы идеализации персонажа, преобладание лирической интонации, «импрессионистичность» описаний, использование символической и аллегорической образности. Личное и общеисторическое, документальное и художественное в мемуарной книге «История моего современника». Публицистические циклы Короленко («В голодный год» и др.). Идейно-политическая позиция писателя в первые послереволюционные годы (письма А. В. Луначарскому).
СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история». «Обломов». «Обрыв».
И.С. Тургенев. «Записки охотника». «Ася». «Рудин». «Дворянское гнездо». «Накануне». «Отцы и дети». «Гамлет и Дон-Кихот». Стихотворения в прозе.
А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся!». «Бедность не порок». «Гроза». «Бесприданница». «Лес». «Таланты и поклонники».
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». «Мороз, Красный нос». «Русские женщины». Лирика.
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?».
Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы», «Будка», «Живые цифры», «Выпрямила», «Власть земли».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Господа Головлевы», Сказки.
Н.С. Лесков. «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Соборяне».
Ф.И. Тютчев. Лирика.
А.А. Фет. Лирика.
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».
Л.Н. Толстой. «Детство». «Отрочество». «Юность». «Набег». «Севастопольские рассказы». «Люцерн», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича». Рассказы и повести 1890-1900-х годов.
А.П. Чехов. Рассказы и повести 1880-1890-х годов: «Из дневника помощника бухгалтера», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Маска», «Радость», «Хирургия», «Поцелуй», «Именины», «Степь», «Дуэль», «Душечка», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч», «Палата № 6», «Черный монах», «Крыжовник», «Скрипка Ротшильда». Пьесы: «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад».
В.Г. Короленко. «Сон Макара», «Чудная», «Река играет», «В дурном обществе», «Слепой музыкант». Письма В.Г. Короленко А.В. Луначарскому.
Н.Н. Златовратский. «Устои» (или другое произведение 1870-х годов – по выбору).
Н. Помяловский. «Очерки бурсы».
Ф. Решетников. «Подлиповцы».
А. Слепцов. «Трудное время».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ