Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие псков 2008 (стр. 6 из 14)

Л.Н. Толстой

Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. Л., 1959.

Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

Бурсов Б.И. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. М., 1960.

Громов П.П. О стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире". Л., 1977.

Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого. М.,1958-1960.Т.1-2.

Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.

Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. М., 2002.

Кузина Л.Н., Тюнькин К.И. «Воскресение» Л.Н. Толстого. М., 1978.

Куприянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.;Л., 1966.

Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1978. Т. 1-2.

Ломунов К.Н. Лев Толстой. М., 1984.

Л.Н. Толстой о литературе. М., 1955.

Л.Н. Толстой в русской критике. М.. 1978.

Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. М., 1984.

Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

Шкловский Б.В. Лев Толстой. М., 1967 (сер. «Жизнь замечательных людей»).

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Кн. первая. 50-е годы. Л., 1928; его же. Кн. вторая. 60-е годы. Л.;М., 1931.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960.

А.П. Чехов

А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986.

Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. М., 1984.

Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955.

Громов М. Книга о Чехове. М., 1989.

Громов М.П. Чехов. М.. 1993 (сер. «Жизнь замечательных людей»).

Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. М., 2002.

Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

Паперный З.С. А.П. Чехов. М., 1960.

Паперный З.С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехо­ва. М., 1982.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Л., 1972.

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

Турков А.М. Чехов и его время. М., 1987.

Чуковский К.И. О Чехове: Человек и мастер. М., 1971.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Фортунатов Н.М. Тайны Чехонте: О раннем творчестве А.П. Чехова. Н.Новгород, 1996.

Чудаков А.П. А.П. Чехов: Биография писателя. М., 1987.

Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

В.Г. Короленко

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л., 1983.

Бялый Г.А. Неизбывное, бодрое, героическое («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет» В.Г. Короленко) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983. С. 357-378.

В.Г. Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962.

Миронов Г.М. Короленко. М., 1962 (сер. «Жизнь замечательных людей»).

Ростов Н.В. В.Г. Короленко. М., 1965.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТЕМ КУРСА

Роман И.А. Гончарова «Обломов».

1. История создания романа. Специфика названия.

2. Образ Ильи Ильича Обломова. Споры вокруг главного героя. В чем заключается различие между добролюбовским пониманием "обломовщины" и содержанием этого художественного образа в романе?

3. Место и функция «Сна Обломова» в композиционной структуре романа. «Сон Обломова» как своеобразная увертюра, ключ к прочтению романа.

4. Оппозиция движение/покой в "Обломове": время Обломова и время Штольца. Как раскрывается позиция автора в разрешении этой оппозиции?

5. Реализация сюжета «обретения рая». Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. Известно, что в период работы над первой частью романа Гончаров обдумывал название «Обломовщина». Как вы думаете, почему писатель отказался от своего замысла? Что хотел подчеркнуть автор, вынося в название романа имя героя?

2. Прочтите первую часть романа, обращая особое внимание на двойственность, постоянно подчеркиваемую автором неоднозначность героя. С какой целью автор вводит образы посещающих Обломова гостей? Что всех их притягивает в Обломове? О чем размышляет Обломов после встреч с Волковым, Судьбинским, Пенкиным? Почему он считает их «несчастными»? Обратите внимание на реализацию мотивов маски и игры (роли) в романе. Подберите свои примеры. Каков идеал жизни Ильи Ильича Обломова? Что противопоставляет герой суетной, деляческой жизни?

Со времени появления романа "Обломов" в 1859 году мнения о его главном герое разделились. Н.А. Добролюбов увидел в нем обломовщину с ее отталкивающей "ленью и апатией", характерной для "лишних людей". Суждения подобного рода встречаются в исследованиях о романе и по сей день: Обломова считают "обрюзглым лентяем", духовно-нравственным "нулем", "мертвой душой", откровенным "паразитом". А.В. Дружинин, напротив, разглядел в Илье Ильиче весьма симпатичного человека, достойного за свою сердечную мягкость "беспредельной любви". Подумайте, чья точка зрения ближе к авторскому замыслу - представить Обломова как "коренной тип" русской жизни с его несомненными достоинствами и недостатками, погрузиться во внутреннее бытие героя, сосредоточенного на поиске смысла человеческого существования.

3. Обратите внимание на главный мотив "Сна" – мотив тишины и неподвижности, реализующийся в образе Обломовки – "чудного края", некоего сонного царства. Какова его роль? Какова функция фольклорно-мифологического начала в картине обломовского царства? Почему сказочно-фольклорный пласт становится доминирующим в воссоздании обломовского житья-бытья? Какие устойчивые приметы и процессы характеризуют патриархально-идиллический тип жизни, воплощенный в Обломовке? Какова смысловая значимость пространства идиллии в «Сне Обломова»?

4. Какие категории лежат в основе авторского противопоставления Обломова и Штольца? В чем заключается смысл оппозиции времени Обломова ("вечная дрема" в доме на Гороховой улице") и времени Штольца (вечный путешественник и неустанный труженик)? Каково смысловое ядро созерцательной философии Ильи Обломова и непрерывной деятельности Андрея Штольца? Раскройте понятия «идеала жизни» и «нормы жизни» обратившись к эпизоду спора Обломова и Штольца (2 часть, 4 глава).

5. Какое место в реализации сюжета «обретения рая» занимают образы героинь – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной? О какой любви мечтает Обломов? В какой роли видит себя Ольга по отношению к Обломову? Случаен ли здесь мотив «путеводной звезды» (ч. 2, гл. 8. 9)? Как любит Илью Ильича Агафья Матвеевна? Можно ли говорить о том, что идеал его жизни осуществился в доме на Выборгской стороне? В чем своеобразие этого пространства? Случайно ли здесь повторение основных мотивов «Сна Обломова»? Назовите их.

Понятно, что за всеми выше обозначенными вопросами стоит сам автор. Какова, в конечном счете, позиция Гончарова по отношению к главному герою? Каковыми представляются идеал и норма жизни самому писателю?

Рекомендуемая литература:

1. Гончаров И.А. «Обломов».

2. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина?

3. Дружинин А.В. "Обломов". Роман И.А. Гончарова.

4. Краснощекова Е.А. "Обломов" И.А. Гончарова. М., 1996.

5. Лощиц Ю. Гончаров (ЖЗЛ). М., 1977. С.168 – 195.

6. Недзвецкий В.Н. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

7. Отрадин М.В. "Сны Обломова" как художественное целое // Русская литература. 1992. № 1. С. 3 – 17.

8. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов». Спб., 1996.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1. Проблематика романа, обусловившая его основной конфликт.

2. Образ Евгения Базарова. Базаров как «человек нигилистического сознания». Роль композиции романа в раскрытии характера главного героя.

3. Роман «Отцы и дети» в русской критике.

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. Обратите внимание на своеобразное «наслоение» в романе целого ряда взаимосвязанных проблем: от семейных (вечное противостояние «отцов» и «детей»), социальных (столкновение дворянского поколения и поколения разночинцев) к проблемам философского характера (столкновение «временных», с точки зрения Тургенева, идеалов как «отцов», так и «детей», с «вечными» законами природы). Обратившись к тексту романа, покажите, какие способы постановки и разрешения данных проблем предлагает автор. Можно ли говорить о том, что на уровне быта (конкретно-исторический, временный аспект) герои противопоставлены друг другу (Базаров – Павел Петрович Кирсанов), а на уровне бытия (с точки зрения вечности) их судьбы «рифмуются», сходятся? Покажите, обратившись к конкретным примерам из текста.

2. Роман строится как «удвоение» пути жизненных странствий героя (Базарова). С какой целью автор проводит своего героя дважды по одному кругу? Можно ли говорить о том, что образ Базарова в романе «двоится»? Каким предстает Базаров в первой части романа? Что значит «человек нигилистического сознания»? В чем заключается сущность одной из самых значительных коллизий романа – «схватки» между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Что изменилось в душе Базарова после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой? Обратите внимание на постепенное углубление конфликта Базарова с миром и самим собой. В чем именно находит проявление внутренний конфликт – «поединок роковой» - в душе Базарова?

3. Обратившись к критическим статьям «реальных» критиков Д.И. Писарева «Базаров», М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» и критика-почвенника Н.Н. Страхова «И.С. Тургенев. Отцы и дети», покажите, в чем заключалась сущность споров, развернувшихся вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Рекомендуемая литература:

1. Тургенев И.С. «Отцы и дети».

2. Антонович М.А. Асмодей нашего времени.

3. Писарев Д.И. Базаров.

4. Страхов Н.Н. И.С. Тургенев. Отцы и дети.

5. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети": Комментарий. М., 1991.