Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие псков 2008 (стр. 7 из 14)

6. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.

7. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.

8. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972.

Пьеса Н.А. Островского «Гроза»

1. «Гроза» как «пьеса-итог» и «пьеса-начало» (А.И. Журавлева).

2. Конфликт, лежащий в основе пьесы. Кризис патриархального мира и патриархального сознания. Образы Кабанихи и Катерины.

3. Пространство города Калинова.

4. Смысл названия пьесы.

5. Тема суда в "Грозе". Конфликт внешний и конфликт внутренний.

6. Жанровое своеобразие пьесы. Почему «Гроза» не трагедия, а драма?

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. А.И. Журавлева называет «Грозу» в прямом смысле «пьесой-итогом» и «пьесой-началом» одновременно. Что это значит? Что она подытоживает и что начинает?

Обратите внимание на то, что в ранних пьесах, пьесах москвитянинского периода, Островский идеализирует патриархальный быт. К этой же проблематике драматург обращается и здесь. Но если в ранних пьесах патриархальность, характерная для купеческого мира, осмыслялась им как хранительница народной нравственности, то теперь он дает нечто принципиально новое и в изображении и, главное, в оценке мира патриархальных отношений. Законы патриархальной жизни превращаются лишь в условную формальность, которой необходимо следовать.

2. Рассматривая семейно-бытовой конфликт, лежащий в основе пьесы, обратите внимание на его расширение - противостояние двух начал жизни: догматического, которое воплощено в образе Кабанихи, и индивидуально-личностного, воплощенного в образе Катерины. И та, и другая героиня живет Домостроем («Домострой» - книга, содержащая в себе свод определенных правил, по которым должен жить человек, строить свой дом; своеобразная модель поведения человека). Как Домострой пресуществляется в сознании Кабанихи? Проанализируйте с этой точки зрения действие 1 явление 5, действие 2 явления 5-6-7.

Рассматривая образ Катерины обратите внимание на то, что Катерина, в противовес Кабанихе, воплощает сам дух патриархального мира, его мечту, его порыв. Особо выделите ключевые мотивы, создающие ее образ, - мотив воли (см. монолог Катерины в действии 1 явлении 7) и мотив любви. Чем жизнь в доме Кабанихи отличается от жизни в родительском доме?

3. В чем заключается своеобразие пространственной организации города Калинова? Как в образе самого города проявляется ведущая оппозиция пьесы «воля» - «неволя»? С одной стороны, красота мира, раскрывающаяся в пейзажах, описанных не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц (приведите примеры из текста). С другой, - мрачная картина повседневной жестокости жителей по отношению друг к другу. Отсюда мотив замкнутости калиновского мира, невероятной «затерянности» калиновской жизни (подтвердите примерами из текста). Каково доминирующее начало, характеризующее нравы города Калинова? Обратите внимание на образ Шапкина. С какой целью он появляется в пьесе?

4. В.Я. Лакшин говорит о многоликости образа грозы в пьесе: «Гроза в пьесе многолика, это не только образ душевного переворота, но и страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда». Для того чтобы понять символическое значение образа грозы, следует вспомнить фрагменты текста, ремарки, в которых упоминается гроза, и восприятие ее жителями Калинова. Почему Катерина боится грозы?

5. Тема суда в «Грозе». На уровне социальном город, патриархальный мир судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит саму себя. Особое внимание обратите на то, что теперь уже не патриархальное сознание Катерины судит ее грех, но сама она, ее личность стремится осознать, что произошло. Единственным грехом, с тяжестью которого она не может совладать, оказалась ложь: жить во лжи для Катерины так же невозможно, как отказаться от Бориса. Ведь и отказ от любви - та же ложь, ложь самой себе, ложь, к которой принуждают догматы патриархального мира. Таким образом, в пьесе представлено становление нового мироощущения, нового чувства – чувства личности, которое принимает не форму гражданского, общественного протеста, а форму индивидуальной личной любви. Причем проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех (для нее это нарушение нравственного долга – в отличие от Катерины, все другие герои пьесы стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят – «Главное, чтобы все шито-крыто было…»). Именно несоответствие между греховным внутренним состоянием Катерины и тем, чего требуют от нее религиозные заповеди, не дает ей возможности молиться, как прежде. Стремление к воле воспринимается Катериной как нечто страшное и гибельное, противоречащее всем ее представлениям о должном. Согласитесь ли вы с точкой зрения современной исследовательницы Н. Ищук-Фадеевой о том, что трагедия героини «Грозы» - «трагедия не столько обманутого чувства, сколько несостоявшейся святой»?

Особое внимание обратите на реплику Кулигина в финале пьесы: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Приведите свои примеры из текста, раскрывающие христианский аспект пьесы.

6. Рассматривая жанровую специфику пьесы Островского, соотнесите известные вам характеристики жанровых моделей трагедии и драмы (см. Словарь литературоведческих терминов) с текстом пьесы, сделайте выводы. При этом обратите внимание на то, что современные исследователи (например, А.И. Журавлева) говорят о «Грозе» как о «единственной жанрово-чистой у Островского трагедии».

Рекомендуемая литература:

1. Островский А.Н. «Гроза».

2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1996.

3. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М.: МГУ, 1977.

4. Лакшин В.Я. Островский. М., 1982.

5. Лобанов М.П. Островский (ЖЗЛ). М., 1989.

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Проблема жанра. Прием «поэтического многоголосия».

2. Композиция поэмы, своеобразие ее проблематики.

3. Соотношение в поэме сказочного и реального.

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. Подумайте, можно ли говорить о поэме «Кому на Руси жить хорошо» как об эпической поэме? В чем своеобразие этого жанра? Что является основой художественного мировидения в эпических жанрах (жанре эпопеи)? Какую функцию выполняет здесь обращение к фольклору? Как именно в поэме Некрасова достигается широта и полнота изображения народного характера, обобщенного образа нации? Кто является в ней главным героем? Почему мужиков семь? С чем связано это число? Как создается собирательный образ народа? Обратившись к главам «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь», раскройте понятие «поэтического многоголосия» как способа показать всю широту народной жизни, народного миросозерцания.

2. Поэма строится как путешествие крестьян-странников, ищущих счастливого. Обратите внимание на функциональную роль Пролога, именно здесь намечена четкая схема путешествия: встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако сюжетная линия поэмы лишена этой прямолинейности и однозначности. Некрасов, стремясь к полноте воссоздания жизни, постоянно допускает «отступления», замедляя или ускоряя время, перенося действие с одного конца России на другой, обращаясь к самым разным героям из народа. Приведите примеры. Кроме того, обратите внимание на то, что поэма так и не была закончена (неизвестно даже, в какой последовательности автор намерен был расположить написанные части). Какие доводы приводят исследователи творчества Некрасова, предлагая тот или иной вариант публикации поэмы? Какая проблема определяет завязку поэмы и развитие ее действия? Как постепенно меняется представление мужиков о счастье?

3. Какие два изобразительных уровня лежат в основе поэмы? С какой целью в Пролог вводится сказочный зачин? Почему для Некрасова становится принципиальным введение в текст фольклорных элементов? Каких? Как сочетается между собой сказочное, вневременное и бытовое, реальное?

Рекомендуемая литература:

1. Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо».

2. Бухштаб Б.Я. Некрасов. Л., 1989.

3. Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. Л., 1970.

4. Аникин В. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1973.

5. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А. Некрасова. М., 1985.

6. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971.

Философско-сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города»

1. История создания и публикации романа.

2. Жанрово-композиционное своеобразие книги.

3. Историческая жизнь России как реальная основа щедринского гротеска.

4. «Жизнь, находящаяся под игом безумия»: гротескное изображение в романе народа и властителей.

5. Исследование механизмов подчинения. «Народ исторический» в романе Салтыкова.

6. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический смысл финала.

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. Обратите внимание на то, что в первом печатном варианте (Отечественные записки. 1869. № 1; 1870. № 1-4, 9) структура книги была несколько иной, но уже в первом отдельном издании книги, вышедшем в 1870 г., Салтыков расположил главы в той последовательности, которая известна нам теперь. Чем обусловлена именно такая организация художественного материала? В чем ее своеобразие? Обратите внимание на то, что город Глупов как топонимическое обобщение появляется в очерках Салтыкова уже в начале 1860-х гг. («Литераторы-обыватели», «Клевета», «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Наш губернский день»).

2. Проанализируйте структурные особенности «Истории одного города». Для чего писатель использовал взаимодействие двух повествовательных планов – летописца-архивариуса и издателя? (приведите образцы каждого). Как создается точка зрения автора? Какое жанровое определение «Истории одного города» представляется вам наиболее точным: роман, хроника, сатира? (предложите свои варианты)