Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие псков 2008 (стр. 8 из 14)

Обратите внимание на то, как в романе происходит пародирование летописной легенды о призвании варягов и исторических концепций о происхождении русской государственности (С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, М.П. Погодина). Приведите соответствующие фрагменты.

3. Подумайте, почему Салтыков утверждал, что писал «не историческую», а «совершенно обыкновенную» сатиру? («Письмо в редакцию»). Покажите на примерах из текста, какие способы сатирического изображения современности использует автор. Обратите внимание на деформацию времени и пространства (локальная размытость границ города Глупова). Как именно реализован в тексте принцип «исторических совмещений и проекций» в использовании исторических реалий и имен (приведите примеры).

4. «Жизнь, находящаяся под игом безумия»: гротескное изображение в романе народа и властителей.

- исследование механизмов власти. Художественная реализация в книге «безумия» власти. «Не потерплю!» и «Разорю!» как лейтмотивные формулы власти;

- косвенное выражение идеи «безумия» в образах градоначальников, предающихся «телесным упражнениям» (Микаладзе… - продолжите список). Чем примечательно правление каждого из них?

- реализация метафоры «безголовый» в образах таких градоначальников, как Органчик… (продолжите ряд).

- Угрюм-Бурчеев как предельное воплощение идеи «безумия» власти (подтвердите текстом).

5. Исследование механизмов подчинения: «Народ исторический» в романе Салтыкова. Как создается в романе коллективный портрет глуповцев? Каковы характерные черты их психологии и поведения? Докажите, что поведение глуповцев изображено как проявление народного «безумия». Уродливость выражения глуповского непокорства: «бунт на коленях» (приведите примеры).

- Как изменяется тональность повествования в главах «Голодный город» и «Соломенный город»? Справедливы ли были упреки Салтыкову в «глумлении над народом»? (см. статью А.С. Суворина и ответ на нее Салтыкова).

- Логика развития основного конфликта «народ и власть». Кольцевой принцип композиции: от мечтаний головотяпов о «сильной руке» – до «бреда» Угрюм-Бурчеева. Применим ли к идейной концепции романа тезис о том, что всякий народ достоин своих властителей?

6. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический смысл финала, его предвосхищение на разных этапах развития конфликта. Найдите в тексте фрагменты, в которых выражена мысль о циклическом развитии истории. Какое значение в романе имеет образ реки?

Рекомендуемая литература:

1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию «Вестника Европы» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20т. М., 1969. Т. 8.

3. «Историческая сатира?» (Статья А.С. Суворина и ответ на нее М.Е. Салтыкова-Щедрина) // Русская словесность. 1995. № 4.

4. Николаев Д. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Жанровое своеобразие «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. История формирования и публикации щедринского цикла. Тематически-хронологический принцип расположения сказок в современных изданиях.

2. Особенности жанра щедринской сказки. Место и значение «Сказок» в творчестве писателя. Проблема соотношения социального и общечеловеческого.

3. Цели и задачи социально-политической сатиры в «Сказках» и способы ее воплощения. Исследование механизма власти и механизма подчинения в «Сказках». «Эзопов язык» в поэтике «Сказок».

4. Философско-этическое содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Совести и Правде («Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»).

Методические рекомендации к выполнению заданий

При изучении этой темы необходимо прочесть все 32 сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, обращая внимание на соотношение в них двух уровней - социального и общечеловеческого. В результате, «Сказки» должны быть рассмотрены как система политических взглядов и нравственной философии писателя, как размышления о предназначении личности и принципах ее взаимоотношений с миром. В связи с этим главной задачей станет открытие как политического, так и человеческого, нравственного смысла «Сказок».

1. Сказочный цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина создавался с перерывами на протяжении долгого времени, поэтому в нем видны особенности художественной манеры писателя, характерные для него в разные периоды деятельности. Основной корпус текстов сказок был создан в период с 1880 по 1886 г. Однако именно первые сказки, написанные в 1869 году – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Пропала совесть», определили специфику ведущих проблем цикла в целом. Прочитав эти сказки, попытайтесь понять, какие именно вопросы ставит писатель, что становится объектом его внимания. Обратите внимание на то, где были напечатаны эти сказки. Какое отношение имел Салтыков-Щедрин к редакции этого журнала?

Рассматривая вопрос об истории формирования и публикации щедринского цикла, обратите внимание на то, где, когда и в каких рубриках печатались сказки, написанные в 1880-1886 гг. Как вы понимаете название одной из рубрик женевской газеты «Общее дело» – «Сказки для детей изрядного возраста»? К какому читателю обращается автор, какие цели ставит перед собой?

Отдельным изданием «23 сказки М.Е. Салтыкова (Щедрина)» вышли в 1886 г., за три года до смерти писателя. Обратившись к современным собраниям сочинений Салтыкова-Щедрина, попытайтесь определить основные принципы подобного расположения сказок. Что позволяет рассматривать «Сказки» как единый цикл? Какие темы, мотивы, образы являются, с вашей точки зрения, ключевыми?

Обратите внимание на условность понятия «сказка» применительно к произведениям Салтыкова-Щедрина и определите тот корпус текстов, который в наибольшей степени соответствует принятому определению жанра. Дайте определение сказки как жанра устного народного творчества. Сопоставьте пространственно-временную организацию, систему героев, языковые средства фольклорной сказки и сказок Салтыкова-Щедрина (основное сравнение может быть проведено на основе «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Как и с какой целью происходит переосмысление писателем фольклорных и басенных традиций? Особое внимание обратите на такие сказки, как «Бедный волк», «Самоотверженный заяц», «Орел-меценат». Определите, в чем заключается жанровая специфика щедринских сказок? Можно ли говорить об их сближении с жанром политического памфлета?

Кроме того, обратите внимание на соединение в сказках Салтыкова-Щедрина собственно сказочных образов и сюжетов с реальными и библейскими (в особенности евангельскими). Два мира – библейский и современный – не просто сосуществуют в щедринских текстах, скользя параллельно друг другу. Они взаимопроникают, образуя сложнейшие структуры, способные передавать нравственно-философские смыслы. Опираясь на статью С.М. Шаврыгина «Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина», приведите примеры произведений, имеющих прямые реминисценции из Библии. Какую функцию они выполняют?

2. Определите корпус текстов, в которых главной задачей Салтыкова-Щедрина становится, с одной стороны, исследование механизмов власти, с другой – механизмов подчинения. Каковы основные характеристики власти, данные писателем? Приведите конкретные примеры. Как Салтыков-Щедрин изображает народ? Каким он предстает в сказках? Однозначна ли его характеристика?

Обратите внимание на основные приемы сатирического обобщения, используемые писателем (пользуясь Краткой литературной энциклопедией, выпишите определения эзопова языка, аллегории, алогизма, гиперболы, гротеска). Приведите примеры стилистического эклектизма в «Сказках». Какова его функция?

К началу 1880-х годов в сказках, как и в других произведениях Салтыкова, основным объектом внимания становится интеллигенция и главным героем произведений оказывается «средний человек». Каков его социальный и идеологический статус? Какие «зооморфные» фигуры представляют этого персонажа в сказках? Почему?

3. Обратите внимание на изменение общей тональности цикла: покажите, что в сказках 1885-1886 гг. философско-этическое содержание превалирует над социальным. Сопоставьте две сказки - «Пропала совесть» и «Рождественскую сказку». Какие темы и мотивы объединяют эти две философские притчи? Почему Щедрин сделал героем «Рождественской сказки» ребенка? Почему маленький герой сказки гибнет? Какова символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Правде и Совести?

Рекомендуемая литература:

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1988. Т. 8-9. (или любое издание, включающее все 32 сказки).

2. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти тт.

3. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1976, или: Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984 (гл. 6).

4. Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С. 40-47.

Произведения Н.С. Лескова 1870-1890-х годов.

1. «Иконостас /…/ святых и праведников». Художественные поиски «праведника» в творчестве Лескова 1870-1890-х гг.

2. «Положительный тип русского человека» в произведениях Лескова. Художественные принципы изображения человека в повести «Очарованный странник». Сказочный герой и реальные обстоятельства в сказе о Левше.

3. «Пролог» как источник произведений русской литературы 1880-1890-х гг. Цикл «византийских» легенд в творчестве Лескова 1880-1890-х гг. («Прекрасная Аза»).

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. По выражению М. Горького, Лесков – писатель, «открывший праведника в каждом сословии, во всех группах», или, как писал сам Лесков, «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно». В цикле «Праведники» Лесков объединил 10 произведений, создававшихся с 1873 по 1887 гг. В 1880 г. он напечатал четыре произведения, из тех, которые впоследствии вошли в цикл, под общим названием «Три праведника и один Шерамур». Полностью же цикл был сформирован и впервые напечатан в первом прижизненном собрании сочинений Лескова, вышедшем в 10-ти томах в 1889-1890 гг. Рассказам предпослан эпиграф: «Без трех праведных несть граду стояния».