Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие псков 2008 (стр. 9 из 14)

Обратите внимание на то, что лесковские герои-праведники принадлежат к разным социальным слоям, придерживаются разных убеждений, но при этом есть некие общие черты, позволяющие автору причислить их к праведникам. В Предисловии к циклу Лесков говорит о своем несогласии с «большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), утверждавшим, что «ни в чьей /…/ русской душе не видать ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Что понимает Лесков под «праведничеством»? Насколько он близок к традиционному толкованию этого понятия? Анализ рассказов «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах», «Шерамур» (на выбор).

2. «Положительный тип русского человека» в произведениях Лескова. Каковы художественные принципы изображения человека в повести «Очарованный странник»? Как реализованы в повести жанровые традиции романа воспитания? Обратите внимание на первоначальный вариант названия – «Черноземный Телемак» – как бы вы объяснили его? Определите значение хронотопа дороги. Каковы этапы духовной эволюции героя? Можно ли рассматривать жизнь Ивана Флягина как путь к людям? Как следует понимать жизненную установку Флягина – «толцытеся»? Покажите, в каком контексте возникает и как развивается это понятие. Каковы фольклорные истоки образа Флягина? Является ли герой носителем народного мироощущения? Объясните смысл названия повести. Обратите внимание на нарративную форму «Очарованного странника». «Самоустранение» автора: понятна ли его нравственная позиция?

Как соотносятся между собой сказочный герой и реальные обстоятельства в сказе о Левше. Покажите, что структура образа Левши отвечает фольклорной поэтике. В чем заключаются особенности проявления национального самосознания героя? Как соотносятся позиции автора, рассказчика и героя? Как проблема сказа решается в работах Б.М. Эйхенбаума и М.М. Бахтина?

3. Какие произведения Толстого, Гаршина, Короленко написаны по мотивам проложных легенд («Пролог» - древнерусский житийный сборник ХII-ХIII вв.)? Обратите внимание на цикл «византийских» легенд в творчестве Лескова 1880-1890-х гг. и, в частности, на легенду «Прекрасная Аза». Как объяснял сам Лесков свой интерес к легенде о египтянке Азе? См. послесловие, которым сопровождалась первая публикация легенды: Собрание сочинений: в 11 т. Т.8. С. 597. Покажите, что героиня легенды, подобно другим лесковским праведникам, является носителем человеколюбивого действия.

Рекомендуемая литература:

1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1989. Т.2 (цикл «Праведники»); Т.10 («Прекрасная Аза»).

2. Лесков Н.С. О русском Левше (Литературное объяснение) // Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. Т.11.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 5, разд. 1).

7. Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.

8. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

9. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.

10. Горелов А.А. Лесков и народная культура. Л., 1988 (ч. II, Гл. 3, 4).

11. Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л., 1986.

12. Лесков и русская литература. М., 1988.

13. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983.

Поэзия Ф.И. Тютчева

1. Жизненная и литературная судьба Ф.И. Тютчева. Тютчев как родоначальник «символической школы» русской поэзии.

2. Художественный мир поэзии Тютчева. Своеобразие лирического героя.

3. Пантеизм Тютчева.

4. Ораторская поэзия XVIII в. как основа жанровой поэтики Тютчева.

5. Новаторство любовной лирики Тютчева.

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. Раскройте своеобразие жизненной и литературной судьбы Ф.И. Тютчева. Обратите внимание на то, что «открытие» Тютчева-поэта произошло в 1849 г. в статье Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты». Какие качества поэзии Тютчева особо отмечает Некрасов? Почему Вл. Соловьев называет Тютчева родоначальником «символической школы» русской поэзии (Вл. Соловьев «Поэзия Ф.И. Тютчева» (1895))?

2. Охарактеризуйте художественный мир поэзии Тютчева. Что позволяет говорить о том, что оппозиция «Бытие – Небытие» становится основой тютчевской поэтической космогонии? Приведите примеры взаимодействия «дневного» и «ночного» в поэзии Тютчева. В чем своеобразие лирического героя поэзии Тютчева - лирический герой «между двойною бездной»?

3. Проанализируйте стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» как пантеистический манифест поэта. В чем заключается своеобразие собственно тютчевского пантеизма? Обратите внимание на устойчивую структуру текстов, прямо соответствующую пантеистическому сознанию. Это двухчастная композиция, основанная на скрытом или открытом параллелизме явлений из мира природы и мира человека – «В душном воздухе молчанье…», «Когда в кругу убийственных забот…». Приведите свои примеры.

4. Что имеет в виду Ю. Н. Тынянов в статье «Вопрос о Тютчеве», называя такие стихотворения, как «Видение», Сны», «Цицерон» «микроскопическими одами»?

5. Рассматривая жанрово-стилевое новаторство любовной лирики Тютчева, обратите внимание на такой элемент поэтики «денисьевского цикла», как прозаизация. Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим…» (1851), «Она сидела на полу…» (1858), «Весь день она лежала в забытьи…» (1864).

Рекомендуемая литература:

1. Тютчев Ф.И. Стихотворения.

2. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты.

3. Соловьев В. С. Поэзия Тютчева // Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С. 105-121.

4. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М.: Наука, 1976.

5. Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.

6. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М., 1993. С. 200-214.

7. Берковский Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.-Л., 1962. (Библиотека поэта. Малая серия).

8. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. М.: МГУ, 1998.

Поэзия А.А. Фета

1. Эстетическая система А. А. Фета.

2. Лирика Фета 1840-1850-х годов. Чувство красоты и художественные способы его выражения. Красота как онтологическая категория.

3. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни» (1882-1890).

Методические рекомендации к выполнению заданий

1. Прочтите стихотворение Фета «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…» (1887). Подумайте, как соотносится данный текст со стихотворениями В.А. Жуковского «Невыразимое» (1819) и Ф.И. Тютчева «Silentium» (1829-1830). Можно ли в данном случае говорить о творческом диалоге-споре? Подтвердите свои наблюдения текстами. В чем заключается своеобразие фетовской эстетики? Можно ли определить творческий метод Фета как «эстетический реализм»?

- Сформулируйте основные положения эстетики Фета, обратившись к стихотворениям «Муза» (1854), «Музе» (1857), «Псевдопоэту» (1866), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Поэтам» (1890). Насколько они совпадают с программными положениями критики «чистого искусства», посвященной Фету (см. статьи В.П. Боткина «Стихотворения А.А. Фета» (1857) и А.В. Дружинина «Стихотворения А.А. Фета» (1856))?

2. - Какой функцией в художественном мире Фета наделяется красота?

- Реконструируйте поэтическую модель мира Фета, обратившись к стихотворениям «Кому венец: богине ль красоты…» (1865), «Только встречу улыбку твою…» (1873), «Целый мир от красоты…» (1874 и 1886).

- Как создается образ красоты, преображающей мир, в стихотворении Фета «Диана»?

- Можно ли, с Вашей точки зрения, говорить об «импрессионистичности» лирики Фета? Какие художественные приемы позволяют поэту воплотить в лирическом сюжете цепь мгновенных, сиюминутных впечатлений («Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Это утро, радость эта…» (1881))?

- Попытайтесь создать «лирический автопортрет поэта», основываясь на анализе одного из программных стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…» (1843). Насколько данный текст соотносим с высказыванием Л.Н. Толстого: «Мужик тоже не знает, что он поет – ох, да-ой, да-эй, а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы».

3. Чем обусловлены изменения, произошедшие в художественном мире Фета в 1880-90-х годах?

- Какие мотивы придают поздней лирике Фета жанровые черты философской думы? Рассмотрите с этой точки зрения стихотворения «Среди звезд» (1876), «Никогда» (1879), «Смерть» (1878), «Ничтожество» (1880).

- Как изменяется пространственно-временная характеристика поэтического мира Фета?

- Что сближает позднюю лирику Фета с поэзией Тютчева?

- Какие стихотворения, на ваш взгляд, несут на себе явный отпечаток идей пессимистической философии А. Шопенгауэра?

Рекомендуемая литература:

1. Фет А.А. Стихотворения.

2. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. М., 1975.

3. Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета // Боткин В.П. Литературная критика, публицистика, письма. М., 1984.

4. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.

5. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный (композиция пространства, чувства и слова) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 139-149.

6. Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.