Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие псков 2008 (стр. 1 из 14)

Федеральное Агентство образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный педагогический университет

имени С.М. Кирова

С.Л. КОНСТАНТИНОВА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Псков 2008

Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова

Константинова С.Л. История русской литературы второй половины XIX века: Учебно-методическое пособие. Псков, ПГПУ, 2008.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам филологических факультетов педагогических вузов и содержит методические рекомендации к лекциям, практическим занятиям, экзаменам и самостоятельной работе по курсу истории русской литературы второй половины XIX века.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор Н.Л. Вершинина (Псковский государственный педагогический университет)

доктор филологических наук, доцент И.В. Мотеюнайте (Псковский государственный педагогический университет)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………

Содержание дисциплины ………………………………………………..

Список текстов для чтения ……………………………………………..

Список литературно-критических статей для обязательного чтения и конспектирования ……………………………………………………….

Список основной научной и учебно-методической литературы по курсу «История русской литературы второй половины XIX века» ……………

Методические рекомендации по изучению основных тем курса ……….

Роман И.А. Гончарова «Обломов»…………………………………………….

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»………………………………………..

Пьеса Н.А. Островского «Гроза»…………………………………………….

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»………………………

Философско-сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»……………………………………………………………………………

Жанровое своеобразие «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина…………………

Произведения Н.С. Лескова 1870-1890-х годов.…………………………

Поэзия Ф.И. Тютчева……………………………………………………………

Поэзия А.А. Фета …………………………………………………………………

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»……………………

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»………………………………

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»………………………………..

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»………………………………………..

Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. ……………………………

«Маленькая трилогия» А.П. Чехова (рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)………………………………………………………

Новаторство драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад»……………..

Творчество В.Г. Короленко («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет»)…………………………………………………………………..

Вопросы к экзамену по курсу «История русской литературы второй половины XIX века …………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Представленные в данном пособии методические рекомендации к лекциям, практическим занятиям, экзаменам и самостоятельной работе сориентированы на усвоение студентами общих закономерностей и тенденций развития русской литературы второй половины XIX века. Его содержание отражает три основных периода развития русской литературы второй половины XIX века: период 1850-60-х гг., 1870-х гг. и период 1880-90-х гг., каждый из которых представлен персоналиями писателей, в чьем творчестве объемно и выразительно преломляются особенности исторического и литературного контекстов указанных периодов.

Содержание материала, положенного в основу курса «История русской литературы второй половины XIX века», а также подходы к его осмыслению обусловлены двумя исходными моментами, непосредственно связанными с процессом развития литературы второй половины XIX века: доминирующим в ней реалистическим художественным сознанием и романным жанром, определяющим литературное мышление этого времени.

В процессе усвоения студентами обозначенного учебного курса приоритетными становятся следующие задачи:

1. восприятие и осмысление литературы второй половины XIX века в культурном контексте: в отношении к обстоятельствам исторической жизни России этого времени, в связи с другими формами духовной и художественной деятельности;

2. изучение художественных произведений сквозь призму поэтологических категорий (жанр, конфликт, образ автора) вплоть до поэтики их названий и динамики этих категорий на протяжении полувека;

3. осмысление литературы второй половины XIX века с точки зрения ее сквозных тем – герой (герой эпохи), народ, идеи времени (эпохи).

4. выявление своеобразия художественного метода, присущего каждому писателю, как один из способов углубленного изучения литературы.

В целом, содержание данного учебно-методического пособия нацеливает студентов на восприятие русской литературы второй половины XIX века под углом зрения современных достижений филологической науки, новейших принципов и методик изучения литературного процесса и индивидуального творчества писателя, а также предполагает углубленное знакомство студентов с важнейшими темами учебного курса и более широким кругом явлений литературного процесса второй половины XIX века, развитие практических навыков анализа художественного произведения, расширение общекультурного кругозора.

Методические рекомендации по изучению основных тем курса содержат перечень вопросов, актуализирующих основные проблемы творчества того или иного автора, а также краткий комментарий и систему конкретных заданий, направляющих самостоятельную работу студентов при чтении и анализе текстов изучаемых произведений.

Пособие, помимо методических рекомендаций, включает список текстов для чтения, список обязательной и дополнительной научной и учебно-методической литературы (общие работы и работы, посвященные творчеству отдельных писателей), а также вопросы к экзамену.

При подготовке к лекциям и практическим занятиям или изучении отдельных тем курса самостоятельно, студентам необходимо прочитать рекомендованные тексты; прочитать и законспектировать критические статьи, выделив в них основные положения и соотнеся их, с одной стороны, с эстетическими взглядами автора статьи, с другой – с текстом рассматриваемого произведения; подготовить краткий ответ (устный или письменный) на предложенные в методических рекомендациях вопросы, опираясь как на выводы, сделанные в рекомендованных научных исследованиях, так и на собственный опыт читателя-филолога.

Рабочая тетрадь студента (в том числе в электронном виде) может содержать как краткие выписки, сделанные по ходу чтения научной и учебной литературы (с обязательным указанием всех выходных данных), так и записи собственных наблюдений, касающихся того или иного аспекта изучаемой темы. Таким образом, студент может собрать необходимый пакет (кейс) материалов по изучаемой теме, что поможет ему структурировать и обобщить полученные знания.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература 1850-1860-х гг. Изменение общественной и литературной атмосферы в Рос­сии после европейской революционной волны 1848 г. и начала «мрачного семилетия» николаевского царствования. Смерть В.Г. Белинского и кризис в рядах русских западников, отказ от идеоло­гии социального критицизма и обличительного пафоса в художе­ственном творчестве, интерес к вечным ценностям бытия в про­тивовес исторической и политической злободневности. Форми­рование «эстетической критики» А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненкова. Доктрина «чистого искусства», ее (евро­пейские и русские) культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Всплеск общественной активности и новые веяния в литературе в связи со смертью Николая I и началом царствования Александра II. Характер александровской «оттепели», реформационная политика царя. Оживление литературной жизни, активизация старых («Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения») и открытие новых журналов («Русский вест­ник», «Русская беседа», «Русское слово», «Время» и «Эпоха»), ослабление цензурного гнета. Расцвет романного жанра. Усвоение и мо­дификация традиции физиологического очерка в цикле Помяловского «Очерки бурсы», документальное и автобиографичес­кое начала в произведении.

И.А. Гончаров. Своеобразие повествования. «Объективность» романного стиля писателя. Трилогия «О» - «О» - «О» («Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»). Сквозные темы и образы трех романов. «Реалистический» документализм и антиромантический пафос в книге очерков Гончарова «Фрегат "Паллада"».