Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Кемерово 2008-12-05 введение (стр. 12 из 49)

б) группа лиц, обладающая особыми привилегиями и престижем;

в) группа людей, обладающая властью;

г) группа людей, обладающих высоким доходом.

Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ЛИДЕРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

5.1. Основные теории элит

5.2. Типология системы рекрутирования элит

5.3. Понятие, основные теории и факторы лидерства

5.4. Типология и функции политических лидеров

5.1. Основные теории элит

Первые представления о значении элиты в социальной жизни

Слово «элита» в переводе с французского языка означает «лучшее, отборное, избранное», «лучшее в своем роде». В другом, более узком значении понятие «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать образцы и нормы поведения, направлять общественное развитие. Первые представления о значении и роли элиты в социальной жизни возникли в рамках рабовладельческого и феодального обществ, где в образе избранной элиты выступала аристократия (от греч. Aristos – наилучший) в форме индийских каст (кшатрии и брахманы), древнеримских патрициев, благородных сословий (дворянства и духовенства) Средневековой Европы.

О необходимости деления общества на высших и низших писали такие выдающиеся политические мыслители, как древнекитайский философ Конфуций (учение о «благородных мужах», которые в силу высоких нравственных качеств призваны управлять государством), античный мыслитель Платон (теория иерархически – сословного государства под властью мудрецов – философов (стражей)), Н. Макиавелли (его идея об извечном конфликте аристократии и народа), английский историк Т. Карлейль (учение об особой роли героев и выдающихся личностей в истории), немецкий философ Ф. Ницше (учение о сверхчеловеке, стоящем выше моральных норм и реализующем свои властные инстинкты).

Современное понятие элиты в политической науке

В последующий период развития социально – философской мысли стали выделять интеллектуальную (Х. Ортега-и-Гассет), творческую (А. Тойнби), имущественную и статусную, т.е. лиц, обладающих наиболее высоким престижем и статусом (Г. Лассуэл), властную, т.е. наделенную стремлением к власти (Г. Моска) либо особыми властными полномочиями (А. Этциони), управленческую, обладающую специальными знаниями в области управления (Дж. Гэлбрейт) и др. типы элиты.

В политической же науке под элитой традиционно понимают носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, всех тех, кто оказывает значительное влияние на функционирование власти и формирование политики. Проще говоря, политическая элита – это небольшая группа людей, занимающая ведущее положение в политической жизни общества – как публичные (президент, премьер-министр, члены кабинета, лидеры и ведущие члены партий, депутаты парламента), так и «теневые» (участники групп давления, крупные бизнесмены, мафия, ведущие журналисты, политические эксперты и советники).

Политические школы о природе элиты и ее роли в жизни общества

В вопросе о природе элиты и об ее роли в жизни общества политические мыслители делятся на несколько школ или направлений. Макиавеллистская школа (политический макиавеллизм) отталкивается от идей итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н. Макиавелли о неизбежности деления общества на аристократов и основную массу граждан, на управляющих и управляемых, и о неизбежности борьбы между ними за власть. Наиболее известные представители макиавеллистской школы – итальянские социологи Г. Моска (1858-1941) («Основы политической науки») и В. Парето (1848-1923) («Трактат по общей социологии»), а также проживавший в Италии немецкий социолог Р. Михельс (1876 – 1936).

При всем различии теоретических концепций всех макиавеллистов объединяют следующие идеи:

1) У элиты любого общества существуют особые качества, полученные от природы или привитые воспитанием – прежде всего способность к осуществлению управления и стремление бороться за власть;

2) Все эти качества передаются следующим поколениям элиты по наследству – благодаря этому любая правящая элита имеет наследственный характер;

3) Элита сплачивается в единую группу, объединенную общностью социального положения и восприятием себя как коллектива избранных людей, призванных руководить обществом;

4) Элита неизбежно появляется в любом обществе, так как люди не равны от природы, и требуется выделить лучших из них, которые смогут эффективно управлять;

5) Меняется только состав и характер правящего класса общества (раньше во главе его стояли монархи, теперь президенты, раньше существовали дворяне, теперь – слой «супербогатых людей»), но привилегированная верхушка общества в любом случае сохраняется;

6) Условием выживания элиты как слоя является постепенное обновление состава и вливание в нее «свежей крови»;

7) Любая элита проходит стадии формирования, расцвета (пика популярности), ослабления и гибели;

8) Формирование и смена (циркуляция) элит происходит в ходе борьбы за власть: выигравший получает власть и привилегии, а проигравший уходит в небытие – как писал В. Парето, «история – это кладбище аристократий»;

9) Оторванная от широких масс элита неизбежно образуется не только в масштабах всего общества, но и в рамках любой устоявшейся общественной организации (административном учреждении, политической партии, профсоюзе) – в ней всегда рано или поздно выделяется группа чиновников – управленцев, берущих в свои руки основные рычаги власти («железный закон олигархии»). Так, например, упомянутый нами социолог Р. Михельс, рассматривая в своем исследовании «Социология политической партии в условиях демократии» отношения внутри германской социал-демократической партии на рубеже XIX-XX вв., показал, как верхушка партийных чиновников, отдаляясь от рядовых членов партии, постепенно узурпировала власть.

Ценностная теория элит

Ценностная теория элиты отмечает в ней другие характерные особенности: 1) Принадлежность определенного члена общества к элите определяется наличием у него качеств, полезных для всего общества – таланта, профессиональной компетентности и готовности служить общественным интересам; 2) Элита образуется не в результате ожесточенной борьбы за власть, а в итоге «естественного отбора» обществом наиболее ценных и одаренных личностей; 3) Элита сплачивается не на основе имеющихся привилегий и противостояния большинству общества, а в процессе профессионального сотрудничества в решении тех или иных вопросов общественной жизни; 4) Взаимодействие между элитой и обществом представляет собой не отношения господства и подавления, а основанная на общественном доверии власть более опытных и знающих; 5) Без наличия качественной и высокообразованной элиты общество не сможет нормально развиваться и функционировать – неизбежно будет деградировать и придет в упадок; Следуя данному подходу, русский философ Н.А.Бердяев на основе изучения опыта развития разных стран и народов вывел так называемый «коэффициент элиты» – процентное отношение численности правящей элиты к общему числу грамотных людей в стране; показатель свыше 5 % означает, что общество развивается нормально, менее 1% - приходит в упадок и вырождается.

Демократическая теория элит о природе и назначении высшего слоя общества

Иной подход к пониманию природы и назначения «высшего и правящего слоя общества» предлагает демократическая теория элиты, в числе наиболее известных представителей которой выступают американский экономист Й.Шумпетер и английский социолог К.Маннгейм. Ее основные положения сводятся к следующему: 1) Демократия неизбежно ведет к ограничению власти и привилегий элиты, к усилению общественного контроля за ней, но все же полностью их не устраняет, так как и при ней сохраняется естественное социальное неравенство и необходимость в квалифицированном управлении; 2) Демократия невозможна без демократической элиты, сохраняющей верность основополагающим ценностям демократии и способной обеспечить эффективную работу сложного механизма правового демократического государства (разделение властей, парламентаризм, уважение к законам и правам человека); 3) Массы же в отличие от образованной элиты общества чаще тяготеют не к демократии, а к «сильной руке» и диктатуре, поэтому элита должна их воспитывать и направлять. Это особенно актуально в связи с тем, что многие существовавшие в истории массовые движения под демократическими лозунгами в итоге вели к установлению диктатуры (рабочее, социалистическое, национально – освободительные и т.д.); 4) В связи с этим социальная апатия основной массы членов общества более благоприятна для демократии, чем их активное политическое участие;5) Основное содержание демократии в этом случае сводится к конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.

Функции политической элиты

К функциям политической элиты традиционно относят: 1) Изучение, анализ и отражение в политических программах и установках интересов различных социальных групп: классов, слоев, наций; 2) Выработку политической идеологии, политических программ и доктрин, конституций, законов; 3) Создание механизма реализации политических замыслов и программ, т.е. разработку стратегии экономического и социального развития страны, определение его долгосрочных целей, выбор эффективных путей их осуществления, формирование внутренней и внешней политики; 4) Осуществление управления, разработку и принятие политических решений; 5) Формирование (назначение, перемещение, отстранение) аппарата органов политического управления страной, выдвижение из своей среды политических лидеров.

5.2.Типология и системы рекрутирования элит