Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Кемерово 2008-12-05 введение (стр. 34 из 49)

5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.

Социализм и коммунизм

Общие черты различных социалистических учений

Идея социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в XIX в. в сочинениях т.н. социалистов – утопистов – А. Сен – Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.

При всем различии и многообразии для всех существовавших и существующих учений социалистического толка одинаково характерны недооценка значимости либо полное отрицание института частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условий динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества.

Характеристика марксизма как основного течения коммунистического толка

Одной из наиболее радикальных и социально – философски обоснованных версий социализма являются марксизм и коммунизм. Несмотря на существование учений коммунистического толка, предусматривающих насильственный захват власти и переустройство общества на основе уравнительных принципов, до Маркса (бланкизм, бабувизм (учение Г.Бабефа и его сторонников) и др.) в современной политической теории и практике коммунистическую доктрину принято отождествлять с марксизмом. Коммунизм в его марксистской версии подчеркивает роль насилия и революций в переустройстве общества, отмечает ведущую роль “передовых” классов и классовой борьбы в переходе от одной общественно – экономической формации к другой, акцентирует непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом буржуазной “государственной машины” и с установлением диктатуры пролетариата.

Политическая практика и опыт “социалистического строительства” по марксистской модели целого ряда стран выявил целый ряд недостатков социально – экономического и социально – политического учения Маркса:

1) Игнорирование реальной природы человека, естественного неравенства людей как условия динамичного развития, а также объективного хода общественного развития (прогресса), который ведет не к упрощению социально – экономических отношений, а к появлению разнообразных социальных интересов, к возникновению новых форм разделения труда.

2) Монизм, т.е. стремление преодолеть экономическое (многоукладность), политическое (многопартийность и разделение властей) и духовное (свобода совести и идеологический плюрализм) многообразие в общественной жизни, очевидно тормозящее его естественное развитие.

3) Признание общественного самоуправления на всех уровнях (производственном, местном, региональном, общегосударственном) в качестве идеала общественного устройства – при этом не учитывается специфика управленческого труда, требующего специальных знаний и навыков, невозможность всеобщего участия в принятии важнейших решений, а также неизбежность деления общества на управляющих (элиту) и управляемых.

4) Ставка на принуждение и моральные (идеологические) стимулы при игнорировании материальных потребностей и реальных интересов людей в экономической и политической жизни неизбежно порождает отчуждение, застой и неэффективность.

Направления марксизма-ленинизма как наиболее распространенной версии коммунизма

Наиболее исторически близкая и распространенная в современном мире разновидность (версия) коммунизма – марксизм – ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В.И. Ленина и его политического “наследника” И.В. Сталина. Основу этого учения, как и в “классическом” марксизме, составляют идеи о победоносной пролетарской революции, сломе буржуазной государственности, установлении диктатуры пролетариата, а также отсутствовавшая у Маркса идея о “партии нового типа” – жестко централизованной и дисциплинированной организации, построенной “под вождя”, целью которой является форсированное переустройство общества.

В качестве двух основных и антагонистичных друг другу направлений марксизма – ленинизма обычно рассматривают троцкизм и сталинизм. Троцкизм – идеологическая доктрина, связанная с именем видного участника Октябрьской революции и одного из создателей Советского государства Л. Троцкого, который после проигрыша в оппозициионной борьбе Сталину был выслан из СССР и стремился распространять свои идеи с помощью учрежденного им в 1930 – ые гг. “Четвертого интернационала”. Базовые принципы троцкизма – ставка на осуществление мировой революции (без чего невозможна окончательная победа социализма ни в одной стране), в качестве “кузницы” и “экспортера” которой в другие страны должна выступать Советская Россия, реализация стратегии “перманентной революции”, предусматривающей тотальное переустройство всего уклада жизни общества до полного исчезновения из него всех “буржуазных элементов”, теория “первоначального социалистического накопления”, призванного обеспечить форсированный рост промышленности за счет (экспроприации) ограбления государством крестьянства.

Сталинизм – идеологическая доктрина и политическая практика, реализовавшаяся в эпоху правления И. Сталина. Основные принципы сталинизма – отказ от идеи “мировой революции” и ставка на строительство социализма “ в одной отдельно взятой стране”, программа и практика форсированного осуществления индустриальной революции и коллективизации на селе, учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, технократический бюрократизм и идеология державности, тесно связанная с великорусским патриотизмом. Одновременно в странах Восточной Европы – сателлитах СССР существовали режимы, копировавшие в основных чертах “сталинскую модель” (полное огосударствление и административное регулирование экономики, форсированное проведение индустриализации и коллективизации, создание и функционирование мощного полицейско-репрессивного аппарата) – режимы Б. Берута в Польше, К. Готвальда в Чехословакии, М. Ракоши в Венгрии (“ракошизм”), Э. Ходжи в Албании (“ходжеризм”) и др.

К числу разновидностей марксизма – ленинизма (в его леворадикальной версии) относится маоизм – идеология и политическая практика, утвердившаяся в период правления в Китае “Председателя” Мао Цзе Дуна. Его отличительные черты – учение о том, что в странах Востока движущей силой революционной борьбы за социализм является не пролетариат, а крестьянство (города при этом рассматриваются как оплот буржуазной стихии), ставка на партизанскую войну как основную форму революции, идея “глобальной” (т.е. ядерной) войны между “миром империализма” и “миром социализма” с допущением гибели в ней половины человечества, теория двух “империализмов” (капиталистического во главе с США и “советского”, воплощенного в СССР), против гегемонии которых должны бороться выбравшие социалистический путь развития страны “третьего мира” во главе с КНР. Оставаясь формально официальной идеологией Китая, маоизм приобрел достаточно широкую популярность среди леворадикальных партизанских движений стран Латинской Америки (“Сендеро луминосо” в Перу и др.).

Идеология социал-демократии и ее теоретики

Еще одним ответвлением от “классического марксизма” и одновременно реакцией на “революционный и насильственный” марксизм - ленинизм является идеология современной социал - демократии, основоположниками которой являются немецкие марксисты Э. Бернштейн и К. Каутский. Эти мыслители стремились осмыслить ряд обнаружившихся несоответствий между марксистской теорией и политической практикой и, прежде всего, причину неудачи предсказанных Марксом пролетарских революций в наиболее экономически развитых странах Запада.

Основные принципами социал-демократической доктрины

1) Отказ от марксистской теории об абсолютном обнищании пролетариата при капитализме и признание ведущей роли производства, а не распределения в рамках социалистической системы.

2) Рассмотрение социализма не как определенной конечной цели или модели, а как постоянного и бесконечного процесса возрастания благосостояния, свободы и справедливости в общественной жизни (знаменитый лозунг Э.Бернштейна “Цель – ничто, движение – все!”).

3) Ориентация на построение социализма мирным эволюционным путем при опоре на существующий государственный аппарат и механизмы буржуазной демократии (выборы, парламент, Конституция и т.п.).

4) Отказ от положений классического марксизма о классовой борьбе как о главном факторе общественного развития, о пролетарской революции как о способе устранения власти буржуазии, о ведущей роли пролетариата в общественной жизни и о диктатуре пролетариата как о высшей форме демократии и народовластия.

Концепция «демократического социализма»

Все эти идеи легли в основу концепции “демократического социализма” - идейной платформы современных европейских социалистов и социал-демократов.

Для этой концепции характерны следующие основные моменты:

1) Ориентация на защиту интересов трудящихся и всех лиц наемного труда.

2) Реформизм, т.е. отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на мирные, осуществляемые эволюционным и правовым путем реформы.

3) Вместо классовой борьбы - социальная солидарность всех слоев и групп общества, социальное партнерство (например, в форме трехсторонних соглашений правительства, профсоюзов и работодателей по социально - экономическим вопросам).