Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Кемерово 2008-12-05 введение (стр. 37 из 49)

Составной частью политической культуры является электоральная культура общества. Если политическая культура включает в себя весь комплекс субъективных ориентаций в отношении политики, то электоральная культура включает в себя только те ориентации, которые определяют позиции и поведение граждан в избирательном процессе – отношение к выборам как форме политического поведения; партийную идентификацию; идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам; оценки политических событий, влияющих на выборы.

Постоянные и переменные компоненты политической культуры

В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты. Постоянные компоненты определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими, конфессиональными и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейшие правила общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты – это политические настроения, быстро меняющиеся политические взгляды, оценки и др.

Рациональный и эмоционально-волевой уровни политической культуры

В политической культуре принято также различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентаций, установок; второй – на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социально-культурными и социопсихологическими факторами.

Политическая культура как подсистема глобальной культуры

Политическая культура – часть общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание.

Политическая культура – это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими ее составными частями – экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.

Характеристика правовой культуры

Важное значение для развития общества имеет правовая культура. Правовая культура – совокупный правовой опыт общества, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь.

Правовая культура включает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Правовая фиксация процедур политической деятельности препятствует проявлениям произвола и своевластия в реализации политических решений со стороны политиков и населения.

Функции политической культуры

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:

- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

- предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы политического поведения человека;

- адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

- социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность осуществления в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В научной и учебной литературе называются и характеризуются также регулятивная, познавательная, воспитательная, охранительная, нормативно-ценностная и др. функции политической культуры.

В различных исторических условиях – чаще всего при нестабильных политических процессах – некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

12.2. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Критерии и основания классификации политической культуры

Типы политической культуры обусловлены многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций.

Политическая культура проявляется на разных уровнях и в самых разнообразных видах. В научной литературе выделены и охарактеризованы различные типы, виды, модели политической культуры.

Типология политической культуры может строиться на разных основаниях. Так, в западной политологии наиболее известной является классификация политической культуры, предложенная американскими социологами Г. Алмондом и С. Вербой. Эти исследователи, взяв в качестве критерия определения типов культуры интерес личности к политической жизни, совокупность ценностей и образцов поведения, характеризующих взаимоотношение государственной власти и граждан, выделили три «чистых» типа и три типа «систематически смешанных» политических культур. При этом многие авторы соглашаются с предложенной Г. Алмондом и С. Вербой классификацией типов политической культуры, другие – критикуют ее.

Классификация политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербы

К числу «чистых» типов политической культуры Г. Алмонд и С. Верба относят:

1) патриархальную (приходскую) политическую культуру;

2) подданническую политическую культуру (политическую культуру повиновения);

3) активистскую политическую культуру (политическую культуру участия).

Патриархальная политическая культура, считают названные авторы, - это такая политическая культура, в которой практически отсутствуют знания о государстве и его ценностях. Такая политическая культура характерна для племен в Африке, у которых не существует специализированных политических ролей, где местные вожди или шаманы не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется какими-то нормами. Патриархальная политическая культура может сохраняться и в индустриально развитых странах, кругозор большинства граждан которых ограничивается приверженностью к своему региону, городу и т.д.

Подданническая политическая культура, считают Г. Алмонд и С. Верба, – это культура зависимости и подчинения. Она характерна для обществ, в которых известно о существовании политических институтов, учреждений, организаций и т.д., однако политическая власть представляется в виде «спускания сверху» политических норм, которые надо выполнять, которым надо подчиняться в ожидании благ или наказания. Эта политическая культура имеет место в обществах с весьма низким уровнем политической активности граждан, она в основном носит пассивный характер.

Активистская политическая культура, по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, характеризуется ориентацией на существующую господствующую политическую систему, активным участием граждан в жизнедеятельности функционирующих политических структур. Эта политическая культура присутствует там, где центральная власть рассматривается и в плане «спускания сверху» распоряжений, указаний, приказов, и в плане «идущей снизу» заинтересованности граждан в процессах выработки и принятия политических решений.

На практике эти три чистых типа политической культуры активно взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Существование в реальной действительности элементов патриархальной и подданнической политических культур обусловливает наличие патриархально-подданнической политической культуры; патриархальной и активистской – патриархально-активистской политической культуры; подданнической и активистской – подданнически-активистской политической культуры.