Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Кемерово 2008-12-05 введение (стр. 4 из 49)

Карл Маркс

Карл Маркс (1818-1883) создает свою теорию объяснения по­литики и политических процессов. Он рассматривает политику как надстройку над экономическим базисом и говорит об обусловленности политических процессов экономическими, материальными условиями жизни общества. Согласно взглядам Маркса, политика связана с разрешением антагонистических противоречий между классами, имеющими противоположные экономические интересы, что проявляется в классовой борьбе и социальных революциях. Он говорит о необходимости диктатуры пролетариата как особой форме государства, которая создает предпосылки для создания бесклас­сового общества и отмирания государства.

В конце XIX - начале ХХ в. на развитие политической мысли оказывают сильное воздействие социологические теории. Значение социологии для современной политической науки заключается прежде всего в разработке особого методологического инструментария, который должен был «приземлить» знание о политике, сделать его более конкретным, доступным для практических выводов. Именно социологи поставили вопрос о необходимости освобождения науки от ценностных суждений, идеологической предвзятости (М. Вебер), о допустимости изучения социальной реальности методами естественных наук (О. Конт, Э. Дюркгейм), о важности верификации, эмпирической доказательности теоретических гипотез.

2.2. Российская политическая традиция

Развитие политической мысли в ХVII-XVIII в.в.

С ХVП в. начинается ослабление влияния религиозного мировоззрения на российскую политическую мысль, но в ней по-прежнему доминируют идеи необходимости самодержавной формы правления в России. Это отчетливо видно в трактате Юрия Крижанича (1618-1683) «Политика». Хорват по происхождению, проведший значительную часть жизни в России, Крижанич разграничил «божественный» и «природный» законы, но считал самодержавие наилучшим правлением, позволяющим государю вводить благие законы. Однако самодержавная власть, по его мнению, не должна превращаться в тиранию, так как безграничная власть противна божественному и природному законам. Феофан Прокопович (1681-1736), сторонник абсолютной монархии, пытался соединить идею божественности власти с ее разумным использованием. Он считал; что государство возникает одновременно как результат божественного влияния и как результат разумного объединения людей.

В XVIII в. благодаря работам Ф.С. Салтыкова (1661-1715), А.Д. Кантемира (1708-1744), В.Н. Татищева (1686-1750) российское общество познакомилось с идеями ранних просветителей о всесилии просвещения, законов, разумного правления. Они рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить общенародную пользу. Вместе с тем они не ставили под сомнение идею самодержавия в России. Так, Татищев считал, что в России в силу ее традиций, место положения, огромной территории возможен только самодержавный строй. Однако монарх должен быть просвещенным, должен править, опираясь на закон.

Идеи просвещенного абсолютизма ярко представлены в произведениях Н.И. Новикова (1744-1818), И.А. Третьякова (1735-1776), Я.П. Козельского (1728-1794), А.П. Сумароковa (1717-1777). Для представителей этого направления характерно обращение к договорной теории происхождения государства, они обсуждали пути повышения моральных устоев политики, ограничения сословных привилегий, искали пути законодательного закрепления прав гражданина.

Особое место среди российских мыслителей XVIII в. занимает А.Н. Радищев (1749-1802). Он открыто выразил мнение о том, что самодержавная, ничем не ограниченная власть противоречит естественным правам человека и заключенному между гражданами и властями договору. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он гневно обличал самодержавие и крепостной строй. Он говорил, что народ, отстаивая свои права, может поднимать восстание против власти. Идеалом общественно-политического устройства. Радищев считал республику, где народ сам издает законы и осуществляет управление. Не случайно Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

Политические учения в XIX в.

В XIX в. в России сложились три направления общественно. политической мысли: дворянско-либеральное, консервативно-охранительное и революционно-демократическое. Среди наиболее известных представителей российского либерализма были М.М. Сперанский (1772-1839), П.Я. Чаадаев (1794­1856), Н.В. Станкевич (1813-1840), Т.Н. Грановский (1813-1855), П.В. Анненков (1813-1887).

М.М. Сперанский, являвшийся статс-секретарем Александра I, подготовил по его поручению план государственных преобразований в России. Он считал, что необходимо постепенно отменить крепостное право и установить конституционную монархию. В основу системы государственной власти он предлагал положить принцип разделения властей.

В работах П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, Т.Н. Грановского, П.В. Анненкова излагались не только идеи правового государства, гражданских прав, но и суждения о том, что путь развития западных стран более эффективный, прогрессивный, что России следовало бы перенять ряд основополагающих принципов западноевропейского государственно-общественного устройства. Этих мыслителей за их ориентацию на западную политическую традицию стали называть западниками.

Консервативно-охранительное направление политической мысли сложилось как своеобразная реакция российского дворянства, а возможные изменения в связи с последовательной реализацией буржуазно демократических преобразований в обществе. Его представители стремились обосновать принципиальные различия в развитии Запада и России, они идеализировали историческое прошлое страны и ратовали за сохранение вековых традиций, самобытности России. Данное идейно-политическое течение получило название славянофильства.

Славянофилы не были однородны. Выделялось ортодоксально-реакционное направление, представленное С.С. Уваровым (1786-1855), .Н. М. Карамзиным (1766-1826), К.П. Победоносцевым (1827-1907), и реформаторское, представленное А.С. Хомяковым (1804-1860), И.В. Киреевским (1806-1856), К.С. Аксаковым (1817-1860), И.С. Аксаковым (1823-1886).

Революционно-демократическое направление в российской политической мысли в XIX в. представлено В.Г. Белинским (1811­-1848), А.И. Герценом (1812-1870), Н.Г. Чернышевским (1828-1889), М.А. Бакуниным (1814-1876), П.А. Кропоткиным (1842-1921); Революционеры-демократы считали, что переход России к демократии необходим и будет совершен так же, как и на Западе, путем революционных преобразований. Однако в понимании, кто будет главной движущей революционной силой, каков должен быть характер изменений, у революционеров-демократов были серьезные расхождения.

В конце XIX в. в России складываются социалистические теории марксистского направления. Их отличало, негативное отношение к идеям либерализма, к буржуазному, частнокапиталистическому способу производства, вера в возможности нарождающегося пролетариата построить справедливое демократическое общество, где нет места эксплуатации и где существует подлинное народовластие. Г.В. Плеханов (1856-1918) считал, что социализм как конечную цель рабочего движения российский пролетариат сможет построить только тогда, когда пройдет школу политического воспитания в зрелом капиталистическом обществе. Особенно значим вклад в развитие социалистических теорий В.И. Ленина (1870­-1924). Он разрабатывал теорию социалистической революции, теорию государства, социалистической демократии, которые впоследствии легли в основу идеологической доктрины советского государства. Взгляды Ленина оказали огромное влияние на развитие политической мысли в СССР.

2.3. Современная политология

Основные направления развития политической науки в ХХ в.

Первым направлением, сложившимся еще в конце XIX в. как продолжение философской традиции в политической мысли, стало направление «политической теории».

Мощный импульс развитию этого направления в политологии в современный период придала вышедшая в 1971 г. книга Дж. Роулза «Теория справедливости», где автор во главу научного исследования ставит проблему должного. Огромную роль в развитии политической науки сыграла Чикагская школа (1920-1930-е гг.). Группа ученых, работавшая в Чикагском университете США под руководством Чарльза Мэрриэма, разработала новые методы познания политики. До этого политика методологически изучалась в основном на базе философских, юридических и исторических дисциплин. Было проведено первое в истории политической науки масштабное исследование электоральных предпочтений американских граждан, поставлен первый эксперимент по выявлению воздействия на исход голосования направленной агитации. Гарольд Лассуэлл (1902-1978) ввел в научный оборот современные методы исследования коммуникационных процессов, исследовал проблемы психологии политического поведения.

Бихевиористское направление

Чикагская школа способствовала появлению нового направления в политической науке - бихевиоризма (от англ. Behavior – поведение). Бихевиоризм как научное направление в политологии утверждает, что: а) политика как объективная реальность существует благодаря многообразным, взаимосвязанным действиям различных людей; политические институты, структуры существуют постольку, поскольку они воспроизводятся в действиях и взаимодействиях людей; б) чтобы понять политику, надо изучать поведение людей; в) поведение людей можно и нужно изучать не только теоретическими, но и эмпирическими методами, только так можно получить объективное знание. В 1950-1970-е гг. бихевиористский подход занял доминирующие позиции в политической науке. В это время возникает несколько теорий, претендующих на право объяснения мотивации политического поведения. Среди них: теории обмена и политического рынка, политической психологии, коммуникативного действия, политической идентификации и др.