Стратегия развития страны, где существует открытое общество, формируется сообразно национальным традициям и ценностям, а также культурно-исторической ситуации. Одно из важнейших измерений этой стратегии задается полюсами либерализма и социал-демократии, выражающими универсальные человеческие ценности. Так называемый «русский путь» – это путь России в направлении восприятия этих ценностей при сохранении национальной специфики, национальных идеалов и национального образа жизни.
Стратегия развития вырабатывается всеми политическими субъектами страны, принимающими рамку права. При этом политические решения возникают в процессе и в системе коммуникации (в ходе дискуссий между представителями разных позиций), а потому не принадлежат никому из субъектов. Последние могут лишь по-разному интерпретировать их в контексте собственных интересов и целей. Занимая ту или иную позицию в коммуникации с другими, мы всегда оказываемся перед дилеммой: считать ли свою позицию и свои взгляды верными, а позицию и взгляды другого ошибочными, либо считать и те, и другие рядоположенными, но, естественно, частными и частичными. Выбор первого пути ведет к монологичной организации и борьбе с инакомыслящими, выбор второго – к диалогу, партнерству или соперничеству, но ограниченному определенными рамками (в предельном случае – рамкой права).
Традиционной натуралистической ориентации нашего менталитета свойственна монологичная организация, находящая свое предельное выражение в различных тоталитарных идеологиях и наглядно прослеживаемая в нашей современной выборной «борьбе всех против всех». Напротив, деятельностная ориентация изначально по смыслу дела предполагает диалогичную организацию, находящую выражение, в частности, в различных формах «демократии участия», генетически связанной, как известно, с проработкой замыслов тех или иных преобразований в жизни общества (города, региона и т.д.).
Развитие, как оно здесь понимается, возможно только в рамках диалогичной организации, позволяющей учитывать интересы (а значит, и использовать ресурсы) всех заинтересованных позиций. Более того, само различие позиций, взглядов и интересов граждан и их различных сообществ оказывается в условиях диалога важнейшим ресурсом развития, ибо побуждает нас все время искать и строить новые методы, средства и формы организации совместной жизни и деятельности (чего пока тщательно избегают наши политические «партии»). Но было бы грубой ошибкой связывать диалогичную организацию с отказом от собственной позиции. Напротив: диалогичная организация предполагает жесткое самоопределение и самоидентификацию в столкновении разных позиций и интересов. За конфликтами прорисовываются проблемы, а их решение, т.е. прежде всего выработка необходимых методов и средств, и есть (в отличие от компромиссов) движущая сила развития.
Предлагаемая трактовка развития исключает возможность управления развитием России в целом. Идея управления развитием (в первую очередь посредством программной соорганизации, соотносится с развитием регионов и сфер деятельности, каждый (каждая) из которых будет вырабатывать и осуществлять собственную программу развития и двигаться по собственной траектории, выступая как квазисамостоятельный субъект развития.
Стратегия развития обеспечивает соорганизацию разнонаправленных региональных движений в рамках сохраняемой и воспроизводимой ценности целого – страны, Родины, России. Говоря метафорически, Стратегия развития переводит центробежные силы и энергию столкновения ведомственных и региональных интересов в энергию развития страны. Для Стратегии развития характерна доминанта интересов соорганизации и сотрудничества, «философия общего дела», идеология развития, а свой интерес, который никто не забывает, реализуется с учетом интересов другого в рамке права. Это не та ситуация, в которой противники не слышат и не хотят понимать друг друга и заняты только собственными интересами. В ядре Стратегии развития находится диалогичная организация мышления. Переговоры перерастают в коммуникацию, обеспеченную рефлексией и пониманием и обеспечивающую постоянный анализ текущей ситуации и корректировку своей позиции каждым из участников. Это отнюдь не предполагает отказа субъектов от собственных целей и интересов. Напротив, только последовательное отстаивание собственной позиции позволяет выявлять стоящие за столкновением разных позиций проблемы и разрабатывать методы и средства их решения.
Стратегия развития строится в рамках диалога и права и имеет три основных взаимосвязанных направления.
· Освобождение и развитие человеческой личности, обогащение арсенала методов, средств, понятий, представлений и форм самоорганизации человека, а также повышение качества жизни как непременное условие духовного развития.
· Формирование и укрепление открытого общества, которое может рассматриваться в различны предметных срезах: социальном, экономическом, юридическом, – по каждому из которых может строиться своя предметная концепция развития и программы действий.
· Формирование достойной человека среды обитания: второй природы, прежде всего городской среды; обеспечение охраны природы и воспроизводства биологического многообразия.
Стратегия развития осуществляется за счет:
· организации системы перевода материально-финансовых ресурсов в интеллектуальные – через сферу образования – и обратно: через сферы проектирования, науки и техники. Такая система позволяет не только воспроизводить, но и умножать необходимые обществу ресурсы;
· проведения экономической (прежде всего бюджетной и налоговой) политики, ориентированной на приоритет «человеческого капитала» перед материальным;
· формирования практики «демократии участия», в рамках которой никакие масштабные преобразования не могут осуществляться без процедур общественной экспертизы, в частности, оценок воздействия на окружающую среду. Тем самым обеспечивается процесс гражданского самоопределения и появления гражданской позиции. Только предъявление позиции позволяет обеспечить учет интересов всех, кого касаются те или иные решения;
· регионализации России, понимаемой как противовес чрезмерной централизации, с одной стороны, и суверенизации – с другой. Именно регионы России, как и разнообразные сферы деятельности, должны стать основными субъектами развития и держателями соответствующих программ;
· формирования нормативно-правовой базы, закрепляющей и обеспечивающей воспроизводство всех достижений общества и одновременно не допускающей повторения негативных общественных явлений.
Реализация Стратегии развития мыслится в форме разработки частных концепций, формирования и запуска ряда программ:
государственных, обеспечивающих указанную смену приоритетов в масштабах всей страны и имеющих необходимую предметно-профессиональную направленность (образовательных, экономических, социальных, экологических и т.д.);
региональных, оформляющих разные и специфические для разных регионов перспективы и ориентиры развития;
общественно-предпринимательских, инновационных.
***
После распада СССР Россия все еще находится в поисках своего «я» в новом мире. Границы России во многом являются результатом произвола тоталитарной системы, хозяйственные связи разрушены, страна наша полиэтнична и поликонфессиональна, а «советская культура» и советский менталитет объединяют не только Россию, но и другие государства СНГ, да и не могут служить основанием для самоидентификации.
В качестве одной из центральных идей самоопределения России может стать идея развития. В предлагаемой интерпретации эта идея является достижением отечественной мысли. Она буквально выстрадана Россией и открывает ей путь к мировому интеллектуальному лидерству (в отличие от научного лидерства, на которое претендуют США). Прорыв вперед в мирохозяйственном и геополитическом планах может состояться лишь как результат и «превращенная форма» интеллектуального прорыва. В противном случае (при отсутствии надлежащего интеллектуального обеспечения) он рискует обратиться в непосильное для народа и страны бремя, тяжести которого не выдержал даже СССР.
Изложенная трактовка развития содержит известную преемственность по отношению к традициям русской культуры. В частности, можно было бы говорить о диалогичной организации интеллектуальной деятельности как о современной интерпретации и модификации традиционных идей коллективизма, «философии общего дела», соборности, о приоритете духовного начала над материальным и т.д. Учитывая колоссальные природные богатства России, на пути ее развития имеется лишь одна проблема – проблема смена господствующего менталитета, выхода на современный уровень культуры мышления и деятельности. Это исторический процесс, осознание которого предъявляет в рамках текущей политики особые требования к системам образования и науки.
Россия сейчас стоит перед выбором: либо развитие, либо эволюция в неизвестном направлении. Если мы выбираем развитие, то нет и не может быть никакого переходного периода: есть первый шаг развития, который мы можем и должны сделать «здесь и теперь».
Стратегия развития предполагает некий позитивный образ будущего. Знакомство с моделями будущего, к которым стремятся все быстро развивающиеся общества, показывает, что эти модели во многом схожи. Они имеют ряд общих принципиально важных параметров. Все быстро развивающиеся общества гарантируют своим членам по крайней мере следующее: возможность достижения высокого благосостояния; гарантию для каждого свободы и прав человека; социальную защиту, доступность образования (профессиональной подготовки); наработку интеллектуального и технологического потенциала, обеспечивающего дальнейшее экономическое движение; экологически здоровую среду обитания.