Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета Брест (стр. 11 из 94)

Э.П. Комарова проводила флористические исследования летом 1954 г. и осенью 1957 г. В Беловежской пуще (урочище Переров, д. Хвойники) ею обнаружен на сосне трутовый гриб Tyromyces albobrunnes (Rom) Bond, известный до этого в северных европейских странах (Швеция, Норвегия), во Франции и Соединенных Штатах Америки, где он произрастает на древесине хвойных пород.

Длительное время изучением гидрогеологических особенностей Полесья и его четвертичных отложений занимался профессор Московского университета А.А. Маккавеев. Он подтверждает наличие в Полесье напорных грунтовых вод. Как и М.М. Цапенко, А.А. Маккавеев насчитывает в пределах Брестской области четыре оледенения: окское, днепровское, московское и калининское. Однако у него имеются существенные расхождения с М.М. Цапенко во мнении относительно времени наступления этих оледенений. Так, например, оледенения первой и второй половины древней эпохи (по М.М. Цапенко) А.А. Маккавеев принимает за одно оледенение – окское. Калининское же оледенение было во время ледниковой эпохи, названной у М.М Цапенко, новой, во время которой, по ее мнению, оледенения в этих районах Беларуси отсутствовали.

И.Д. Юркевичем и В.С. Гельтманом производилось исследование полесских лесов и уточнена южная граница произрастания ели в Беларуси. Исследователями отмечено всего 36 островных местонахождений ели к югу от ее сплошного ареала.

Большая и планомерная работа по изучению территории Брестской области проводится в настоящее время различными организациями. Из них наиболее важное место принадлежит Академии Наук Беларуси, Белорусскому государственному университету, Государственному геологическому комитету РБ, Брестскому государственному университету им. А.С. Пушкина. При этом некоторые организации и учреждения добились больших успехов. Членами кафедры физической географии Белгосуниверситета опубликован целый ряд работ, характеризующих природу Беларуси в целом и Брестской области, в частности. Наибольшее значение имеют работы В.А. Дементьева по геоморфологии и геоморфологическому районированию территории республики, а также работы А.Х. Шкляра о климате и его влиянии на сельское хозяйство. Членом кафедры экономической географии БГУ А.С. Акинчицем в 1962 г. опубликована работа «Брестская область», выполненная главным образом на основании обработки статистических материалов и собственных исследований автора.

Развитие туристско-экскурсионной деятельности на территории Брестской области. Туристская система, функционирующая в настоящее время на территории Брестской области, складывалась на протяжении ΧΙΧ–ΧΧ вв., а основы современной системы формировались в 20–30-е гг. ХХ в. На протяжении 20–30 годов ΧΧ в. часть территории Брестской области находилась в составе Полесского воеводства Польши. Туризм в Полесском воеводстве базировался на природных, исторических и природно-культурных (историко-культурных, архитектурных, инженерно-исторических) туристских объектах. Многие объекты, представляющие значительный интерес в 20–30-е гг. , в настоящее время перешли в перечень ключевых, определяющих современную специализацию туристских районов Брестской области.

Важное значение для стратегии развития туризма в Полесском и Волынском воеводствах в 1930-е годы имели съезды, научные конференции. Так, на съезде, проходившим в Пинске 5–6 июня 1936 г., на территории Польши были выделены два ключевых туристских региона, отличающихся видовым разнообразием туристской деятельности и различиями в формировании туристских потоков внутри государства. «Западный регион» характеризовался развитием классического туризма («золотого туризма»), ориентированного на массового потребителя с развитыми звеньями туристско-рекреационной системы, в составе которого были выделены сформировавшиеся туристские районы: Карпатско-Судетский, Приморский, Краковский, Варшавский, Поозерский (Мазурский). Видовой состав туристских предложений характеризовался большим разнообразием горнолыжного, пляжного, санаторно-курортного, экскурсионно-познавательного и прочих видов туризма. Данный регион выступал в качестве самостоятельного в отношении формирования спроса и предложения на туристский продукт. Второй регион – «Восточный» – регион в состоянии стагнации, в котором туристская деятельность находилась в состоянии зарождения. В «восточном» регионе туризм не представлял взаимосвязанную и взаимообусловленную систему взаимодействующих систем. В состав региона входили Волынское, Полесское и Новогрудское воеводства. Регион не представлял интереса с точки зрения развития классического туризма, и поэтому ключевыми видами туризма, которые могли получить развитие, являлись приключенческие путешествия и туризм, основанный на водных ресурсах (сплавы на байдарках и каяках, прогулки на небольших речных судах), а также природно-краеведческий туризм. Регион в силу недостаточного экономического развития самостоятельно не мог формировать туристский спрос, а выступал в качестве региона формирования специфического туристского предложения. Направление туристских потоков преимущественно осуществлялось с запада на восток. Потребителями туристского продукта являлась наиболее активная и неприхотливая к уровню сервиса часть населения: учащиеся, ученые-исследователи и любители уединенного отдыха «вдали от цивилизации». Данный состав туристов отличался своеобразной психологией поведения, для них свойственна была неутомимость к познанию и жажда открытий нового, основанного на желании преодоления существующих препятствий.

Для решения проблем развития туризма в Полесском и Волынском воеводствах на съезде была представлена программа, включающая в себя совокупность мероприятий, реализация которых способствовала бы активизации туристского потенциала региона. Активизация туристской деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Создание и оптимизация транспортно-коммуникационного комплекса.

2. Организация туристско-рекреационных территорий.

3. Активизация научно-исследовательской деятельности со стороны ученых.

4. Активизация краеведческой деятельности среди учащейся молодежи и энтузиастов-краеведов.

5. Пропаганда туризма на Полесье в научной литературе, в газетах и журналах, а также путем издания специализированной литературы о регионе, подготовка туристских буклетов и путеводителей.

6. Увеличение туристских потоков с западных воеводств за счет удешевления стоимости туристских поездок.

7. Организация соревнований и акций для популяризации водных видов туризма.

8. Создание филиалов общественных и государственных организаций, имеющих отношение к туристской деятельности на территории Полесского воеводства.

Созданием научного обоснования для развития определенных видов туризма и пропаганды знаний о регионе осуществлялось путем подготовки описаний достопримечательностей, маршрутов и потенциальных ресурсов региона в научно-популярной и специализированной туристской литературе занимались многие ученые (Виктор Мондальский, Людвиг Гродницкий, Николай Валентовский, Михаил Марчак и др.)

«Полесские джунгли», «первозданная Европа» – так называли Полесское воеводство за нетронутую, девственную и во многом экзотическую природу. Природа Полесья представляла значительный интерес для жителей Польши. В связи с этим в исследованиях полесского края важная роль принадлежала ученым различных специальностей (биологи, географы, геологи, гидрологи и др.). Пионерные исследования положили начало не только хозяйственному освоению территории Полесья, но и послужили предпосылкой включения в список природных туристских объектов уникальных или наиболее типичных ландшафтов и отдельных растительных сообществ региона. В качестве наиболее интересных ландшафтов предлагалось использовать болотные массивы, которые в сочетании с пущами представляли уникальные объекты познавательного туризма. В пределах Полесья популярностью пользовались следующие болотные массивы: Гричинское, Гало, Ясень, Дикий Никор. Особой привлекательностью пользовались озерно-болотные и озерно-аллювиальные ландшафты Полесья, (озера Погост, Выгонощанское, Ореховское, Бобровичское, Белое (Коссовский повет)). На Полесье существовала целая сеть охраняемых территорий. Кроме Беловежской пущи, на территории Полесского воеводства были созданы резерваты для охраны речного бобра (Castor liber L.) на реке Жегулянке (775 га), лося (Alces alces L.) в Ивацевичской ординации, азалии понтийской (Azalea pontica) в Карпиловце (30 га) и в Сновидовичах (23 га), водяного ореха (Trapa natans L.) на озере Погост. Для сохранения видового разнообразия ландшафтов был создан ландшафтный резерват «Парк природы», (находился в Давид-Городокской ординации, южнее Припяти между р. Горынь и Польско-Российской границей). Все вышеперечисленные природные территории в сочетании с историко-культурными объектами создавали основу системы туристско-экскурсионных маршрутов. Перечень основных населенных пунктов, которые выступали в качестве «мостов» на пути к природным и природно-культурным объектам, приведен в таблице 2.

Кроме использования природных ресурсов в познавательных маршрутах возникала необходимость строительства санаториев и частных (дачных) поселков. На территории Полесского воеводства планировалось создание 3-х зон: Белоозерская (Коссовский повет), Пинская (Пинский повет), Прибугская (Брестский повет). Планировалось использовать рекреационные ресуры озер – Пища, Свитязь, Рогознянское, Медное (таблица 2).