Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета Брест (стр. 8 из 94)

Этими и некоторыми другими менее значительными данными в основном исчерпываются сведения об изучаемой нами территории даже у путешественников средневековья. Несмотря на малочисленность, источники этого периода более полно, по сравнению с древними письменными памятниками, отражают как жизнь населения края, так и его физико-географические особенности.

В конце XVIII в территория нашей области в результате второго (1793 г.) и третьего (1795 г.) разделов Речи Посполитой входит в состав Российской империи. Воссоединение белорусского народа с русским народом в одно государство имело большое прогрессивное значение для населения края. Воссоединение освободило местных жителей от многовекового национального и религиозного гнета, а также способствовало развитию экономики и культуры края.

Присоединение новой обширной территории к Российскому государству требовало знания местных условий как природных, так и социально-экономических. Поэтому с конца XVIII и на протяжении первых двух третей XIX . появляется большое количество описаний путешествий как частных, предпринимаемых отдельными лицами, так и снаряжаемых различными государственными и церковными учреждениями. Описания путешествий, экскурсий, дорожных впечатлений содержат важный географический, а больше всего этнографический материал. Кроме того, по территории нынешней Брестской области пролегали маршруты видных русских исследователей различных специальностей. К данному периоду относится начало научного систематического изучения территории с целью ее освоения.

Начало XIX в. в России знаменуется подробной съемкой местности с приведением к общеевропейской триангуляционной сети. Сначала это были опытные съемки отдельных районов Российского государства. Такую опытную съемку и описание военных дорог в Гродненской губернии проводил подпоручик квартирмейстерской части Паренсов, который совершил по губернии целый ряд маршрутов. Один из них проходил от местечка Гранки через селения Белосток Гродненской губернии до города Брест-Литовск, а от него через село Федьково (ныне Федьковичи), г. Кобрин, д. Городечна, г. Пружаны, местечко Селец, местечко Ружаны, д. Мижевичи, г. Слоним и далее на север через г. Лиду в пределы Виленской губернии.

В 1845 г. по западным губерниям России путешествовал К.И. Арсеньев, известный русский географ. Целью его путешествия было описание Западной и Юго-Западной Руси. Маршрут путешествия ученого проходил через Брест – Ковель – Владимир-Волынский и далее по территории Украины. Весьма интересно определение Полесья и размеров его территории, имеющиеся в «Путевых заметках» К.И.Арсеньева, который писал, что под именем Полесья разумеется обширное пространство земель, лежащих по обе стороны Припяти и простирающихся с запада на восток от Бреста и Ковеля, через Пинск, Мозырь и Овруч до Речицы и Родомысля.

В изучении края большое значение имело путешествие этнографа П.М. Шпилевского (1858 г.), проехавшего от Варшавы до населенного пункта Греск (находится севернее города Слуцка в 16 км от последнего) по самой северной окраине нынешней Брестской области. В его книге «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» имеется подробное описание виденных автором мест.

В 1868 г. Западный отдел Русского географического общества, находящийся в Вильно, выработал программу наблюдений над климатом края. Отдел оказал помощь в организации станций и метеорологических наблюдений на местах. По его рекомендации метеорологические станции были открыты в Молодечно, Бресте, Поневеже, Быхове, Гомеле и Полоцке. Все эти станции, за исключением Молодечненской, были вскоре закрыты. Однако они предоставили в отдел значительный материал по климату края.

Изучением флоры Волынского и Киевского Полесья занимался профессор Киевского университета А.Рогович (1812–1878 гг.).

В 70-х годах XIX в. в России усиленно развивается железнодорожное строительство, которое, в свою очередь, вызвало к жизни многочисленные изыскания по трассам будущих железных дорог. Окраинное положение территории нынешней Брестской области способствовало усилению подобного рода работ.

В целях лучшего изучения данной территории с климатической точки зрения Русским географическим обществом в 1871 г. была открыта метеорологическая станция в местечке Телеханы, данные которой впоследствии использовались Западной экспедицией по осушению болот и были обработаны выдающимся русским ученым климатологом А.И. Воейковым.

С целью изучения вопросов, связанных с осушением, 26 мая 1872 г. была создана «Комиссия для исследования нынешнего положения сельского хозяйства и сельской производительности в России» под председательством министра Государственных имуществ Валуева. Комиссия признала факт, что в западных и северо-западных районах России необходимо осушение болот. Помимо этого, комиссия пришла к заключению, что частной инициативы в деле освоения болот недостаточно. На основании такого заключения Комиссии Министерство государственных имуществ создало в 1873 г. две экспедиции: Северную и Западную. На Западную экспедицию (руководитель И.И. Жилинский) была возложена задача осушения Полесья.

В «Очерке работ Западной экспедиции по осушению болот», составленном И.И. Жилинским с участием всех инженеров экспедиции, имеется подробное описание всех произведенных экспедицией работ. В данном «Очерке» Полесье ограничивается линией треугольника с вершинами в Киеве, Брест-Литовске и Могилеве на Днепре, куда входит почти вся территория Брестской области, за исключением ее крайних северных районов.

Западная экспедиция провела большую работу по нивелированию Полесья. Результатом нивелирных работ стало составление карты нивелировок и каталога высот.

Нивелирными работами экспедиции установлены также и некоторые факторы, способствующие заболачиванию местности. Одним из них, по выражению И.И.Жилинского, является то, что «в Полесье местность везде понижается быстрее, чем текущие по ней реки». Вторым, – что вдоль берегов всех рек имеются прибрежные валы, отделяющие окружающую местность от реки. Особенно хорошо такие валы выражены в северо-западной части Полесья, т.е. в пределах Брестской области. При незначительном подъеме уровня реки вода заливает обширные равнинные пространства. Прирусловые валы затрудняют сток, а воды, таким образом, застаиваются, вызывая заболачивание.

Западная экспедиция проводила также геологические исследования. На основании изучения четвертичных отложений автор «Очерков» делает правильный вывод об отсутствии последнего оледенения в пределах изучаемой территории.

В «Очерке работ Западной экспедиции» повторяется утвердившееся неправильное мнение о бедности Полесской низменности полезными ископаемыми.

До начала работ Западной экспедиции в Полесье (и в пределах нынешней Брестской области) не было метеорологических станций. Непосредственной задачей экспедиции было осушение болот. Эти работы невозможно было выполнить без систематических наблюдений за атмосферными осадками. В связи с чем экспедиция часть денег, отпущенных для изысканий, использовала для устройства двух метеорологических станций – в селе Василевичи в 1878 г. (ныне Гомельская область) и городе Пинске (1876 г.). На основании данных этих станций профессором А.И.Воейковым была написана статья «Климат Полесья», напечатанная в приложении к «Очерку работ». Наблюдения названных метеорологических станций продолжались и после окончания работ экспедиции, что очень важно, так как последующие систематические наблюдения помогли установить влияние осушения болот на климат Полесья и смежных с ним территорий.

Детальное изучение Полесья с геоботанической точки зрения было произведено приглашенным для этой цели известным русским географом и геоботаником Г.И. Танфильевым. Профессор Г.И.Танфильев неоднократно посещал Полесье (и Брестскую область) с целью сбора флористических данных. Результатом исследований Г.И.Танфильева являлись две его статьи «Болота и торфяники Полесья» (1895 г.) и «Геоботанический очерк Полесья» (1899 г.); последний вошел в Приложение к «Очерку работ Западной экспедиции». В работе «Болота и торфяники Полесья» ученый доказал, что в Полесье господствуют не сфагновые, а травяные болота и торфяники. По Г.И.Танфильеву, моховые болота и торфяники имеют значительное распространение и мощность только по окраинам. Он утверждает, что болота и торфяники центральной части Полесья моложе болот и торфяников, расположенных по его окраинам.

Исследования растительности Полесья и его окраин позволило Г.И.Танфильеву решить вопрос о границах Полесья, которые, по мнению ученого, в пределах Брестской области на севере проходят через Брест, Кобрин и далее на Слуцк, а на крайнем западе – от Ковеля на Брест.

На основании собственных наблюдений, а также главным образом на основании обработки имеющихся к тому времени литературных источников А.М.Никольским подготовлена статья под названием «Животный мир Полесья», вошедшая в Приложение к «Очерку работ Западной экспедиции по осушению болот» (1899 г.).

В непосредственной связи с работами Западной экспедиции связаны путешествия знаменитого русского ученого А.И. Воейкова в 1890–1892 гг. Целью путешествий профессора А.И. Воейкова было знакомство с климатическими особенностями посещённых местностей, сбор сведений физико-географического характера и осмотр лежавших по пути следования метеорологических станций. На основании данных, посещенных им метеорологических станций, А.И. Воейков делает вывод, что осушение Полесья принесло большую пользу краю. Оно не причинило никакого вреда южным районам страны, страдавшим в эти годы от засухи. Несмотря на осушение болот, уровень р. Пины у Пинска был таким же, как и в некоторые годы весной. А.И. Воейков отмечает неполноту осушения и добавляет к этому, что и неполное осушение благотворно сказалось на Полесье тем, что в летние месяцы на осушенных участках отсутствует застой воды. А.И. Воейков с 1893 г. руководит метеорологическими наблюдениями на станциях экспедиции.