Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета Брест (стр. 81 из 94)

Народные промыслы и фольклор возрождаются на территории области. Выделяется несколько туристических зон: «Брест-Барановичи-граница области», «Еврорегион «Беловежская пуща», «Пинское Полесье», «Белое озеро «Еврорегиона «Буг», «Телеханская».

К туристической зоне «Брест-Барановичи-граница области» относятся:

1. Районный Центр ремесел д. Русино (Барановичский район) представляет кружки ткачества и вышивки, резьбы по дереву, кружок «Белорусские сувениры» (д. Русино), кружок плетения поясов (д. Почапово). Участники кружков занимаются ткачеством поясов, полотна на костюмы для фольклорных коллективов, сделали около 30 пано из дерева и множество сувениров, которые продаются на выставках-продажах. Мастера проводят мастер-классы по различным видам народного творчества.

2. Залузевский Дом народного творчества (Жабинковский район). При Доме народного творчества работают: фольклорная группа «Багуслаўка», кружок ДПМ (макраме, плетение с бисера, вышивание крестико), общественное объединение “Крынічка». Представители населения разных возрастных категорий (дети до 14 лет, 50-70-летние) имеют возможность реализовать свои творческие интересы.

В туристсической зоне «Еврорегион «Беловежская пуща» активно действует музей «Пружанскі палацык». Кроме того в д. Стойлы Пружанского района есть музей народного мастера Николая Тарасюка.

Туристическая зона «Пинское Полесье» представляет районные Дома ремесел, творчества и фольклора (Пинский, Дрогичинский, Столинский, Ляховичский, Ганцевичский, Ивановский районы). В этих Домах работают кружки ткачества, вышивки, аппликации и инкрустации соломой, роспись на тканях, белорусская кукла.

В Доме фольклора в д. Богушево (Дрогичинский район) работает фольклорно-этнографический ансамбль обрядовой пескни «Таночак», деятельность которого направлена на проведение трацидионных праздников и обрядов, сбор и фиксацию фольклорного материала. Ведется научно-исследовательская работа, записано 9 аудиокассет с местными обрядами, песнями, найгрышами.

Центр гончарства (д. Городная, Столинский район) сохраняет традиционные технологии гончарства, производство гончарных изделий на основе старинных местных узоров, приобщение к традиционному искусству детей.

На базе Федорского Дома народного творчества (Столинский район) работает 3 кружка (вышивки, инкрустации соломкой и резьба по дереву).

В Ганцевичском Доме народного творчества (Ганцевичский район) работают детские кружки: ткачества, вышивки, соломкоплетения, юный портной, кружки для взрослы: сольного пения, вокальный, работает общественное объединение «Спадчына» в котором имеются 2 секции: исследовательская и обрядовая, а также фольклорный кружок «Весялуха».

В д. Мотоль (Ивановский район) постоянно действует музей. Активно функционируетет единственная на всей территории Республики Беларусь школа бондарства в г. Иваново, где изготовляют изделия как для выставок, так и для продажи и под заказ. Работает музей «Бездежскі фартушок».

Туристическая зона «Белое озеро» в Еврорегионе «Буг» включает центр народного творчества в г. Малорита, районный дом ремесел в д. Остромечево (Брестский район). В районном центре народного творчества работают 9 кружков: ткачества, вышивки, соломоплетения, фольклора и обрядов, инкрустации соломкой. Действует экспозиция народного костюма, а также проводятся тематические выставки. В районном доме ремесел (д. Остромечево) действуют 4 кружка (соломкоплетения, вязания, вышивки). В выставочном зале постоянно проводятся экскурсии.

Туристическая зона «Телеханская». Во время областных дожинок, которые проводились в Ивацевичском районе, был налажен «Город мастеров» с выставкой-продажей ремесленных изделий, где принимали участие более 30 мастеров народного творчества.

Практическое занятие № 10–11

Тема. Этнография и культура Брестской области

Цель: изучить этнографические условия на территории Брестской области. Проанализировать этнокультурные особенности в целях организации туристской деятельности.

Оборудование: настенная карта, контурные карты (Брестская область), атласы Беларуси, цветные карандаши, линейки.

Вопросы для обсуждения:

1. Этнография как наука. Основные понятия этнографии.

2. Традиционно-бытовая культура.

3. Этногенез беларусов.

4. Историко-этнографические регионы.

5. Характеристика процесса этногенеза в рамках Западного Полесья.

6. Этнокультурные особенности Западного Полесья.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Составить картосхему «Историко-культурные регионы Беларуси»

2. Составить таблицу «Сравнительная оценка историко-этнографических регионов» (по В.С. Титову).

Тема 15 Культурное наследие старинных усадеб

Старинные усадьбы. Усадьбы в прошлом являлись важными культурными и экономическими образованиями в Беларуси. Они включали в себя архитектурные и природные элементы (дворцы и усадебные дома, хозяйственные и производственные строения, каплицы, сады, парки, водные системы, малые архитектурные формы и др.). Все они объединялись единой планировочной структурой и созданы в соответствие со стилевыми принципами определенной исторической эпохи.

Усадьбы – это не только блеск светской культуры, среда сочетания культурных, духовных и интеллектуальных ценностей. Они являлись важными хозяйственными комплексами, образцовыми хозяйствами. Так, в имении Марии Потоцкой в Высоком осуществлялись серьезные научные исследования: селекция зерновых культур и элитное семеноводство, племенное животноводство, сортовое овощеводство и плодоводство. К. Белявский (1847–1902 гг.) почти четверть века в городе Высоком проводил экспериментальные исследования в области селекции зерновых культур. Была создана экспериментальная база по выведению новых сортов пшеницы, ржи, ячменя и овса. Особую популярность получили выведенные сорта пшеницы «Высоколитовка», а также «генеалогическая красная» и «генеалогическая белая». Выведенные сорта зерновых культру представлялись на выставках в Санкт-Петербурге, Варшаве, Харькове, Нижнем Новгороде, Киеве, Вильне, Париже, Филадельфии. В 1888 г. за свой труд по выведению новых высокоурожайных культур К. Белявский был удостоен «Золотой медали» Брюссельской Академии знаний и избран ее действителным членом (золотая медаль сохранилась в архиве родственников).

Большую роль, особенно в планировочном решении усадеб, играли формы рельефа, естественная растительность, гидрологические и эдафо-климатические условия. В результате длительного исторического синтеза складывалась не просто усадьба, а формировался своеобразный ландшафт (культурный). С 1993 г. культурные ландшафты вносятся в Список всемирного наследия, что позволяет надежнее защитить наследие человечества.

Усадьбы Брестской области – это жизнь, деятельность и творческое вдохновение Льва Сапеги, Станислава Августа Понятовского, Наполеона Орды, Юлиана Немцевича, Тадеуша Костюшко и многих других выдающихся людей.

Становление и развитие усадебного зодчества начинается с эпохи ренессанса (XIV – первая половина XVII вв.). К числу первых простых усадеб в виде одного двора относится усадьба в Коссове, которая в 1510 г. получила право местечка. Усадьба располагалась в основании городища с оборонной башней. Сооружение двора (погреб-ледник, амбары, конюши, кухня, пекарня, бровар, баня) располагалось вокруг трех жилых домов.

В плане познания ренессанского усадебного зодчества особый интерес представляет Ишкольдь, владение Немиров, влиятельных государственных деятелей ВКЛ. До нашего вермени дошел шедевр белорусской поздней готики – Троицкий костел, сохранивший свою первоначальную структуру. Он построен до 1472 г. Николаем Яновичем, младшим сыном Яна Немиры (умер после 1420 г.), фундатора Крестовоздвиженского костела во Вселюбе.

Согласно Инвертарю за 1570 г., две усадьбы при местечке Бытень, имения Тризнов имели по двору и гумницу. Двор включал наиболее характерные строения того периода, несколько жилых домов, кухню, амбары, конюшню, погреб-пивницу.

Фольварки, как одна из форм хозяйствования и получения товарной продукции, сравнительно часто упоминаются в разных исторических источниках XVI в. Они развивались при замках, дворах, дворцах, имениях. Так, фольварк Ярошей с семью пустошами и пятью службами принадлежал двору Молчадскому. По привилею Сигизмунда П Августа от 1545 г. его получил Василий Чечот за военные заслуги.

Известный фольварк Меречевщина, связанный позже с родом Костюшко, в 1597 г. был представлен двором и гумнищем с характерным для этого времени набором построек (жилые дома, клеть, сырница, конюшни, гумна, одно из них «в пятнадцать стен», сеновалы, евня, амбары, крытые, в основном, драницей, конюшни – соломой).