Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета Брест (стр. 83 из 94)

Усадьба имела сложную, весьма своеобразную водную систему. Пять хорошо выраженных небольших водоемов размещены по всей ее территории: партер, центральная и южная части парка. В них впадали каналы – собиратели воды за границами усадьбы. Водоемы соединялись протоками, наполняя водой центральные каналы, которые являлись главными элементами усадебной планировки.

Уникальным сооружением усадьбы являлась каплица, которая сохранилась до настоящего времени. Редкой красотой выделялись интерьеры зала каплицы, стены украшали иконы.

Людвиново – наиболее старое владение одной из линий рода Ожешко. Принадлежало роду с XVII в. В 1845 г. имением владел Феликс Ожешко, женатый на Флорентине. Затем оно перешло старшему сыну Петру (1825–1874 г.). В усадьбу в январе 1858 г., после окончания пансиона, переехала семнадцатилетняя Элиза Павловская, ставшая женой Петра. Имение Петра «тонуло в долгах». Элиза за счет приданного спасла его от финансовых забот. В Людвиново Элиза перевезла красивую мебель, собрание картин и часть библиотеки – самое дорогое духовное богатство родительского дома, собранное отцом Бенедиктом Павловским, образованным вольтерьянцем, ушедшим из жизни, когда Элизе было всего два года. Людвиново вскоре становится центром интеллектуальной жизни. Библиотека пополняется новыми книгами, выписываемыми из Варшавы. После поражения восстания в 1964 г. Петр содержался в кобринской тюрьме, а затем после приговора 12 декабря 1864 г. был сослан в Пермскую губернию. Элиза хотела последовать за мужем, но передумала. В 1867 г. запросила развод. Имение, включающее 1218 десятин земли, было конфисковано частично. Петр, вернувшись из ссылки по амнистии 1867 г., не стал им заниматься.

Время формирования усадьбы, заложенной среди лесов и болот, неизвестно. Возможно, она строилась в эпоху раннего барокко.

Сохранились от усадьбы небольшие фрагменты: въездная аллея, обсаженная ивой ломкой, небольшие парковые насаждения, представленные старыми липами, кленами, конскими каштанами.

Людвиново становится местом дислокации сил и средств помощи отряду Траугутта. Элиза стала его связной, возглавила «женский легиончик», который поставлял восставшим продукты, одежду, лекарства, перевязочный материал. После поражения восстания 1863–1864 гг. Элиза прятала в усадьбе Ромуальда, а позже перевезла его в Варшаву.

Коссовское имение одно из наиболее значительных фольварков, принадлежавшего знатным и богатым шляхетским родам. В 1494 г. великий князь Александр Ягеллончик отдал Коссово в потомственное владение маршалу ВКЛ Яну Литавору Хрептовичу. В 1529 г. Яна Оборская стала владелицей коссовского фольварка Меречевщина. В 1559 г. имением владел Николай Сирпутьевич Остик, который продал Василию Мелешко из Девятковичей дворец Савицкого под Коссовом со всеми строениями дворными и землями.

Коссовский фольварк на «Марочовщине» включал светличку с сенями и кладовой, дом, погреб старый, сыродельню новую с крыльцом, а под ней ледник из прутьев и напротив старую избу, конюшню новую большую, соломой крытую, небольшую конюшню, два гумна, сеновалы, амбар большой.

В 1611 г. имение отошло Льву Сапеге. После Сапег владельцем стал Ежи Флеминг, подскарбий великий литовский, который подали его дочери Изабелле Чарторыйской (жене Адама Чарторыйского, владельца Волчина) известной аристократке, большой поклоннице садового искусства, с именем которой связано в Польше становление пейзажного паркостроения.

Затем имение унаследовала дочь Софья, ставшая в браке Замойской, автор музыки к «Историческим песням» Ю. Немцевича. Она продала имение Войтеху Пусловскому. По другим сведениям, исходящим из семьи Пусловских, Войтех купил Коссово в 1821 г. у российского генерала Тутолмина, которому после событий 1794 г. Екатериной П было подарено конфискованное имение.

Войтех Пусловский (1762–1833), маршалок слонимский, женатый на княжне Юзефине Друцкой-Любецкой, владел Старыми Песками, выделялся умением реформировать и вести хозяйство, возводил храмы, строил предприятия. В Коссово построил фабрику ковров.

Позже имение переходило различным государственным и общественным деятелям России.

В 1890 г. владельцем стал Лев Пусловский.

Коссовский ансамбль был заложен Вандалином Пусловским в 1838 г. по проекту известного варшавского архитектора Франтишка Ящолда (1808–1873). В архиве костела Пресвятой Троицы и Святого Креста находилась метрика рождения Тадеуша Костюшко.

Резиденция по композиции и красоте не имела себе равных в Польше.

Романтическое здание дворца имело классицистическую, симметрично уравновешенную композицию, фронтально вытянутую на 120 м. К дворцу примыкал парк в виде трех террас и трех водоемов. Частью новой большой усадьбы стал двор старинного фольварка, оказавшегося на центральной оси перед сформированной водной системой. Фольварк, согласно одному из Актов за 1529 г., принадлежал Яне Оборской, дочери Литавора Хрептовича, а позднее отошел Сапегам. В 1733 г. он перешел под залог за 54 тысячи злотых от Яна Юзсфа Сапеги Людвигу Тадеушу Костюшко, оставившему родовое имение Сехновичи. В 1756 г. Сапега подтверждает его право на собственность фольварка.

Молодая семья Костюшко обосновалась в фольварке. В семье Костюшко родился Тадеуш (1746–1817), где прошли его детские и юношеские годы.

Ансамбль Пусловских и двор Костюшко сгорели в 1944 г., парк вырублен. В настоящее время восстановлен двор Костюшко и начались работы по восстановлению дворца Пусловских.

Грушевка – собственность Радзивиллов с XVI в. В 1551 г. королева Барбара Радзивилл передала «Грушовку» Николаю Залесскому, который в 1567 г. выслал слугу Николая и «ставил коня». В конце XVII в. король Ян I Собеский подарил имение краковскому рыцарю Рейтану, который особо отличился в битве с турками и татарами под Веной. Рейтаны – род немецкого происхождения, известный в Речи Посполитой с 1600 г., одна из ветвей которого осела в Беларуси. Первым владельцем Грушевки был Михаил Казимир Рейтан. Его сыну Доминику, ставшему видным государственным и хозяйственным деятелем, Грушевка отошла в 1705 г. Один из его пяти сыновей Тадеуш стал известным общественно-политическим деятелем ВКЛ, избирался Новогрудским сеймиком на сейм в Варшаву, где заявил о несогласии с актом раздела Речи Посполитой. Неравная борьба и полученные раны подорвали здоровье Тадеуша. Братья перевезли его в Грушевку, где и прошли его последние годы. Тадеуша Рейтана не стало в 1780 г. Владельцами имения стали его братья Антон и Станислав. Позже имение перешло во владение Юзефа, сына Степана (1857–1910) и жене его Алине. Последним владельцем был Александр Генрихович.

При Алине и Юзефе Грушевка стала очень крупным и доходным имением. Имели винокуренный и кирпичный заводы, две ветряные и водяную мельницы, сукновальню. В доме были канализация, водопровод и электрическое освещение. Ток давала динамо-машина фирмы «Унион». Усадьба была расширена строительством хозяйственных построек, конюшен в формах промышленной неоготики из красного кирпича.

Дом за последнее годы оказался в аварийном состоянии. Пустуют также официны. Правая из них называлась «мурованкой» Тадеуша Рейтана. Это самое старое здание усадьбы. В этом здании провел последние 7 лет жизни больной Тадеуш Рейтан. В нем размещались библиотека, архив, хранились и личные вещи Рейтана. Только золотой бокал, подаренный Тадеушу друзьями в честь его заслуг на сейме, был передан в музей Чарторыйских в Кракове. В 1914 г. снарядом был уничтожен архив, памятные вещи, частично пострадала библиотека.

В начале ХХ в. в память о Тадеуше Рейтане были установлены барельеф в Ляховичском костеле, бюст в Грушевке (на этом месте теперь расположено здание магазина). Его имя носили лицей в Варшаве, гимназия в Ляховичах.

Отдаленно от усадьбы, на опушке лесного массива (урочище Дубы), расположена каплица Рейтанов, один из лучших образцов неоготики в Беларуси. Она построена Генрихом Грабовским в виде миниатюрного готического храма в том месте, где в 1910 г. внезапно под большим старым дубом оборвалась жизнь Юзефа Рейтана. На нем угас исторический род. По традиции над гробом покойного был разломан родовой герб и атрибуты рыцарского звания. Сюда в 1930 г. в крипту справа от входа перенесен и прах Тадеуша, который покоился в кирпичном склепе на одной из полян грушевского парка. При соорушении каплицы использован богатейший декор. Главный вход оформлен стрельчатым порталом в ступенчатой прямоугольной нише. Фасад завершает высокий остроугольный щипец, увенчанный крестом. По периметру каплицу окружают десять лип. В 1993 г. к 255–летию со дня рождения национального героя Польши и Беларуси Тадеуша Рейтана установлен памятный валун. В 1991 г. в восстановленном ляховичском костеле подвешен колокол с грушевской каплицы, единственная уцелевшая реликвия из собраний Рейтанов. Она была спасена в годы последней войны местным жителем.

Хорошо спланированная усадьба Рейтанов, являющаяся в прошом образцом устройства и ведения хозяйства, катастрофически разрушается. В 1939 г. на ее базе была организована госконюшня. Сейчас более половины зданий находится в руинах. Принадлежит усадьба колхозу «Ляховичский».

Пружаны. Во второй половине ХV в. Добучин, который позже начал именоваться Пружанами, вотчинное владение князя Ивана Семеновича Кобринского. В ХVI в. имение Пружанский ключ с фольварками и деревнями (Линово, Белоусовщина и др.) входило в состав Кобринской экономии. В 1794 г. после раздела Речи Посполитой бывшее королевское владение было подарено Екатериной II графу П. Румянцеву, который вскоре распродал владения местной шляхте. В начале ХIХ в. Пружанское имение приобрели Швыковские, владевшие многими имениями в Беларуси и Литве.

В середине XIX в. в старой отцовской усадьбе Валентий Швыковский строит новый усадебный дом и проводит перепланировку. Усадьба занимает ровную территорию на северной окраине местечка. К ней с города ведет длинная въездная кленовая аллея, расположенная на главной оси, ориентированной в направлении юг-север. Въезд на партер оформлен брамой, образованной пилонами, к которой примыкает новая ограда. Новое здание строится на манер итальянской виллы в формах неоренессанса по проекту варшавского архитектора Франтишка Марии Ланци (1799–1875). Усадебный дом имеет ассиметричную усложненную композицию, представленную объемами разной величины в 1–3 этажа, объединенных корпусом с квадратной в плане башней, доминирующей в композиции, с верандой, террасами и часами-курантами. После раставрации, выполненной в 1999 г., имеет прежний вид.