Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по дисциплине Специальность 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» Чебоксары 2008 (стр. 11 из 16)

Пройдёмте в сквер. Здесь на площади перед музеем, установлен памятник А.С.Пушкину скульптором М.Аникушиным в 1957 году.

Далее мы посетим храм Воскресения Христова, который находится на канале Грибоедова.

Канал Грибоедова, берущий начало у реки Мойки, как бы вторит её течению, прорезая почти 5-километровой дугой центральные районы. От других протоков его отличает узкое и очень извилистое русло с неожиданным чередованием прямых участков и крутых излучин. Петляющая лента канала особенно часто и резко меняет направление в среднем течении; сделав потом ещё несколько поворотов, она впадает в Фонтанку недалеко от её устья.

Неширокие набережные с близко поступающими к берегам рядами домов, замкнутые перспективы коротких отрезков канала придают ему уютный, камерный характер. Лишь изредка раскрываются к набережным пространства площадей и уходящих вдаль магистралей. Строгие линии закованных в гранит берегов гармонично слиты с застывшими над водой силуэтами мостов. Среди них много лёгких, словно парящих пешеходных мостиков, - они составляют одну из особых примет канала. Всё здесь наполнено ощущением покоя и тишины, проникнуто тонким лиризмом. Эти места нашли глубокое отражение в том образе Петербурга, который был создан русскими писателями и художниками.

Прихотливо извивающееся русло необычно для петербургских каналов. Такая форма протока объясняется историей его создания.

Когда-то здесь петляла мелководная речка Кривуша. Она вытекала из болота, лежавшего в районе нынешней пл. Искусств. В 1740-х гг. для осушения местности и устройства сквозной коммуниции Кривушу соединили с Мойкой Конюшенным каналом, который стал впоследствии начальным прямолинейным участком современного канала Грибоедова. В 1764-1790 гг. Кривуша была расчищена и углублена. Работы велись под руководством Ф.-В. Баура, И.Н.Борисова и И.М.Голенищева-Кутузова. Река превратилась в канал, названный Екатерининским, так как осуществили его в царствование Екатерины II. Естественные изгибы русла были в основном сохранены. Спрямленные берега оделись в гранит, набережные оградили чугунными решётками.

Существующее наименование канал получил в 1923г. в память об А.С. Грибоедове, который жил в одной из домов на набережной.

Эффектная перспектива верхнего течения канала открывается с Невского проспекта. Замыкает её белоколонный портик «Дома Адамини» (наб. Мойки, 1). С правой стороны над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова. Его сложный живописный силуэт, яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблем.

Несовместимые в христианском миропонимании туризм и паломничество в повседневной жизни христианского мира находятся в более сложных отношениях. Достопримечательности и святыни, явленные в одном лице, единовременно привлекают и любопытство туристов, и благоговение паломников. Большинство наших соотечественников сегодня пребывают в ситуации возврата к этому межеумочному состоянию (которое для христиан всё-таки лучше того, что творилось под коммунизмом). И мы не можем не радоваться тому, что в наши дни одной из «визитных карточек» северной столицы России стал собор Воскресения Христова, более известный как «Спас - на - крови». Этой петербургской достопримечательностью и всероссийской святыней означено роковое место Русской земли - место, на котором 1 марта 1881 года взрыв бомбы, брошенной рукой террориста, поразил Императора Александра Николаевича. Ненавистники России преследовали Царя неистово и упорно. Ценой своих жизней они оплатили успех шестого покушения, результатом которого стала его гибель. «Иду молиться за Россию», были его последние слова…

Мистический план Санкт – Петербурга – граничащей с небом столицы империи – властно и тревожно вторгается в наше земное существование. Один из ярчайших тому примеров – перспектива Екатерининского канала, которая неожиданно завершается странным для центра Петербурга явлением древнерусской красоты – величественным девятиглавым храмом, поражающим поистине сказочной нарядностью.

Этот храм был заложен в присутствии императора Александра III, сына мученически скончавшегося Государя. Идея сооружения на месте покушения храма – памятника принадлежала именно ему. Новый Император твёрдо взял в руки бразды правления. Он возвёл русское национальное самосознание на высоту государственной политики – превыше всех «передовых идей» и « общечеловеческих ценностей». Яркой манифестацией этого стало возведение на уровень официальной идеологии русской народной эстетики. Глубокого смысла была полна программная установка, заявленная для конкурса проектов храма – памятника: русский «узорчатый» стиль XVIII столетия. Воплощение этой идеи государь курировал лично. Внимательно рассматривая эскизы, планы и чертежи, он вносил свои коррективы. Исполнителями его замысла стали архимандрит Игнатий (Малышев) и академик А.А.Парланд.

Мозаичные работы выполняла мастерская братьев Фроловых по оригиналам В.М.Васнецова, А.П.Рябушкина, М.В.Нестерова.

Сооружению храма предшествовала огромная подготовительная работа – и по архитектурному проектированию, и чисто техническая. После закладки храма, которая состоялась 18 сентября 1883 года, на болотистом грунте три года строили каменную «подушку» и фундамент. В 1888 году начали строить стены. Параллельно шла реконструкция примыкающей к собору территории. Ни в чём не нарушая старинную городскую среду, создали для собора драгоценное ожерелье – новые мостовые, ограды мостов и великолепную решётку сада. Выполняя замысел Государя, русские мастера принесли в строящийся собор всё лучшее, что было накоплено столетиями русского гранильного, камнерезного и ювелирного искусств. Весь интерьер собора было решено оформить в мозаичном исполнении. Это сильно удлинило сроки работы. Но в итоге собор стал настоящей драгоценностью, не имеющей аналогов в мировой практике. Снаружи стены были облицованы глазурованным кирпичом десяти тонов. Архитектурное «узорочье» делали из многоцветного эстляндского мрамора. Колокольню украсили мозаичные гербы Российской Империи. Купола были покрыты золотом и многоцветной эмалью. Над ней работали мастера прославленной московской фирмы Постникова. Утварь и ювелирные элементы интерьера изготовили работавшие в «русском стиле» знаменитые ювелирные фирмы Сазикова, Морозова, Грачёвых, Фаберже…

Под большим окном колокольни, под золоченым навесом расположена большая мозаичная икона «Распятие Спасителя». В квадратных углублениях по сторонам колокольни размещены мозаичные гербы Российской Империи. Над северным входом расположена икона «Несение Креста», над южным – «Сошествие во ад», над западным – «Распятие и снятие с Креста»; все иконы исполнены по оригиналам В.М.Васнецова. На колокольне с северной стороны размещена мозаичная икона «Спаситель с Богоматерью и Иоанном Предтечей»; с Западной стороны – «Нерукотворный Спас, Богоматерь и Иоанн Богослов» по картонам М.В.Нестерова, «Божия Матерь, Иоаким и Анна» по оригиналам Н.А.Бруни.

С южной, восточной и северной сторон храма на 20 гранитных досках изложены основные события из жизни царя освободителя.

Пол собора выполнен из разноцветных генуэзских мраморов. Стены облицованы на высоту 2,5 м зелёным калабрийским мрамором с широким плинтусом из красного камня. Все четыре пилона облицованы лабрадором тёмно – зелёного цвета.

Все стены и пилоны храма, начиная от цоколя, своды и купол покрыты мозаичными изображениями из священной истории.

Храм имеет два яруса окон, причём первоначально в окна были вставлены специально для него изготовленные стёкла, голубые вверху с плавным переходом цвета. Это создавало в любую погоду эффект яркого голубого снаружи храма, гармонировавшего с молитвенным настроением присутствующих.

Внутри собора был реконструирован участок мостовой, на котором был смертельно ранен Государь. Над этим местом была сооружена сень, яшмовые колонны которой поддерживали шатёр из лазурита, самоцветов и топазов.

Из-за особого богатства и сложности оформления сооружение собора затянулось. Император Александр Александрович не увидел своё детище завершённым. Храм освятили только 31 августа 1907 года

В 1923 оду собор стал кафедральным, в 1930 оду храм был закрыт…

Чудом собор сохранился до наших дней. В 1930-40гг. считали, что он не представляет исторической ценности и должен быть взорван. А как считаете вы?.. К счастью, этого не случилось.

Собор использовался как склад. В 1941-1942гг. в него свозили тела ленинградцев, погибших во время блокады. После войны он использовался для хранения декораций Малого Оперного театра, и случившийся пожар нанёс ущерб мозаике собора. Лишь в 1970г. было принято решение о передаче его в качестве филиала музею – памятнику «Исаакиевский собор». Началась реставрация собора, длившаяся почти 30 лет. 19 августа 1997г. собор вновь открыл двери для посетителей.

В будущем планируется освятить собор и проводить в нём службы, посвященные памяти жертв войн, вооружённых конфликтов, репрессий.

Обратите внимание, пересечение набережной с Невским проспектом акцентируют угловая башня Дома книги и торжественная колоннада Казанского кафедрального собора.

Кафедральный собор - главный собор епархии.

Собор был построен и освящен во имя чудотворной иконы Божьей Матери Казанской. Поэтому рассказ о храме я предварю рассказом о самой чудотворной иконе.

Эта икона является одной из трёх наиболее почитаемых в России икон. Известно, что это список с образа, написанного святым апостолом Лукой и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.