Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по дисциплине Специальность 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» Чебоксары 2008 (стр. 12 из 16)

Икона была обретена в Казани в 1579г. Через двадцать пять лет после взятия Казани Иваном Грозным, город пострадал от сильного пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. Его восьмилетняя дочь Матрёна увидела во сне Божию Матерь, сказавшую, что Её чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. Девочка сама достала икону, которая сияла новыми красками. Скорее всего , эта икона была закопана в земле ещё при татарах или кем-то из русских пленников, или обратившихся в православие мусульман.

У иконы начали свершаться чудеса. На месте, где она была обнаружена, позднее выстроили монастырь.

В 1579 г. для царя Ивана Грозного с этой иконы был выполнен список и отправлен в Москву.

Икона Казанской Божией Матери на протяжении веков была хранительницей России. Она была с войсками Минина и Пожарского, когда они освобождали Москву от польских захватчиков. Она была при Кутузове во время Бородинского сражения в 1812г.

В 1941г. Митрополит Гор Ливанских имел видение Божьей Матери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасён если Казанскую икону из Князь - Владимирского собора с крестным ходом обнести вокруг города. Он сообщил об этом Русской Православной Церкви и советскому правительству. Казанскую икону вынесли из храма и понесли по осаждённому городу.

А первоначально обретённая икона находилась в Казани до 1904г., когда храм был обкраден, а икона исчезла. Уже в наше время икона обнаружена… в Ватикане. Ведутся переговоры о её возвращении.

По имеющимся предположениям, царица Прасковья Фёдоровна в 1710г. Перевезла в Петербург икону из Москвы, где она до этого находилась в Теремном Казанском соборе.

В Петербурге икона находилась вначале в небольшой деревянной часовне недалеко от Троицкой площади, а затем в соборе во имя Святой Троицы, находившемся на Троицкой площади, и бывшим тогда главным собором Петербурга. Казанская икона Божией

Матери уже тогда считалась чудотворной.

В 1733г. на Невской першпективе, вблизи будущего Екатерининского (ныне – Грибоедова) канала была заложена церковь во имя Рождества Богородицы. В 1737г. церковь была освящена, а перед этим в храм была перенесена икона Казанской Божией Матери.

По мере роста и украшения города, скромная церковь на главной улице Петербурга стала казаться невзрачной. Император Павел I в 1799г. решил построить новый собор. Его главным требованием было, чтобы этот собор походил на собор Святаго Петра в Риме – главный собор Ватикана. Проектирование собора было поручено архитектору А.Н.Воронихину.

Снос церкви Пресвятой Богородицы и ряда близлежащих домов привёл к образованию большой площади, позволившей возвести большой собор.

В 1801г. Александр I принял участие в закладке нового собора, который был закончен постройкой и освещён в 1811г.

Казанский собор напоминает храм Святаго Петра в Риме. Главный его фасад обращён к Невскому проспекту и представляет собой грандиозную полукруглую коллонаду со 130 коллонами в коринфском стиле. Первоначально предполагалась вторая такая же колоннада с западной стороны собора, но от неё отказались.

С северной и западной сторон собор украшен великолепными портиками. Колонны и обшивка стен собора выполнены из серо-жёлтого пудостского камня и украшены многочисленными барельефами. К сожалению, пудостский камень пористый и за почти 200 лет существования собора, он вобрал в себя много грязи и пыли, потеряв первоначальный цвет.

По наружным стенам собора в нишах установлены громадные бронзовые статуи – изображения святых. Статуя святого Андрея Первозванного выполнена В.Демут – Малиновским, святого Иоанна Крестителя – И.Мартосом, а статуи святого Владимира и святого Александра Невского – С.Пименовым.

Огромные входные двери собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых дверей флорентийского Баптистерия ХIII века.

Внутри собор имеет крестообразную форму. Его длина – около 62м, ширина – от 25 до 45м, высота до купола – 45м. Круглая башня купола возвышается над серединой собора и поддерживается четырьмя пилонами. От пилонов к главному алтарю и дверям отходит великолепная колоннада из 56 колонн, выполненных из розового финляндского гранита с золотыми коринфскими капителями и базами.

Иконостас собора был выполнен из чеканного серебра и имел вес около 1600 кг. Часть серебра ( 40 пудов ) была отбита казаками атамана М.Платонова у французов и передана в дар собору по распоряжению М.И.Кутузова. По сторонам иконостаса находилось колонны из сибирской яшмы.

При освящении собора на главную его святыню – икону Казанскую Божией Матери – была положена драгоценная золотая риза весом свыше 4 кг. В ней было 1432 алмаза, 1668 бриллиантов, 638 рубинов, а также изумруды, сапфиры, жемчуга и пр. В соборе было много и других ценностей – ризы на иконы, дарохранительницы, потиры, священные сосуды, кресты, и пр.

Великолепны были образы собора работы П.Басина, В.Боровиковского,Ф.Бруни, К.Брюллова, А.Егорова, О.Кипренского, Г.Угрюмова, В.Шебуева и других выдающихся живописцев того времени.

Ценности собора были конфискованы в 20-х годах. В 1932г. храм был закрыт, а его помещение было передано Музею истории религии и атеизма. Находившиеся в соборе иконы были переданы Русскому музею. Чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена в Князь – Владимирский собор. В результате переделок серьёзно пострадали интерьеры собора. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы, был уничтожен уникальный иконостас.

В 1990г. было принято решение о передаче Казанского собора церкви, и с 1991г. в нём начали проходить богослужения. 29 марта 1998г. собор был снова освящён. В 2002г. завершился переезд музея религии и атеизма в предоставленное ему новое помещение, собор был полностью передан церкви, а несколько ранее он стал кафедральным. В июле 2001г. икона Казанской Божией Матери вернулась на своё место.

Ведётся реставрация интерьеров собора. Почти восстановлен уникальный иконостас, но вместо слоя серебра толщиной 2 мм, как было в старом иконостасе, он покрыт сусальным серебром.

Казанский собор стал своеобразным памятником Отечественной войны 1812г. Отсюда после торжественного молебна М.И.Голенищев - Кутузов отправился к армии. В соборе в 1813г. был он погребён. В храме находятся ключи от захваченных городов, трофейные французские знамена и штандарты. А в 1837г. у Казанского собора были торжественно открыты памятники полководцам 1812г. – фельдмаршалам М.И Кутузову и М.Б Барклаю де Толли (ск. Б.Орловский).

В заключении нашей экскурсии мы посетим Дворцовую площадь, которая входит в единый ансамбль площадей, центром которой является Адмиралтейство. Первоначально здесь располагалась основанная в 1704 году Адмиралтейская верфь со стапелями, доками и прочими, строившая корабли для молодого Балтийского флота. Для защиты верфи от возможного нападения врага в 1705 году была сооружена Адмиралтейская крепость. Нынешнее здание, в котором сохранён первоначальный замысел Петра, возведено в стиле ампир А.Д.Захаровым(1806 – 1823). Богато украшенное скульптурой, золочёным шпилем, видным с трёх основных магистралей, оно стало одно из символов города. Между Дворцовой площадью и Невой расположен Зимний дворец (Ф.Б.Растрелли 1754 – 1762) – бывшая резиденция русских царей, в котором сейчас расположен Эрмитаж. В центре площади стоит Александровская колонна(О.Монферран 1830 – 1834) – памятник победе в войне с Наполеоном. Гранитная колонна имеет высоту 25,6 м, вес свыше 600 тонн и стоит, ничем не скреплённая с основанием памятника. Лицо ангела, помещённое на вершине колонны, имеет портретное сходство с лицом Александра I.

Уважаемые гости, благодарю всех за внимание. Надеюсь, что наш город не оставил никого равнодушным к своему величию и великолепию. Обязательно найдите время также для посещения наших музеев и, в первую очередь Эрмитажа, Русского музея, музея истории города. Вечером же посетите театры и концертные залы города.

До скорых встреч!»

Экскурсия Камаевой Екатерины

«Зал Анри Матисса в Государственном Эрмитаже»

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Меня зовут Камаева Екатерина Геннадьевна, и сегодня я буду вашим экскурсоводом в мире искусства.

Мы с вами находимся в центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости. Именно здесь расположен крупнейший в России музей – Государственный музей ордена Ленина - Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней. Все это, безусловно, безумно интересно и заслуживает вашего внимания. Наша же сегодняшняя экскурсия посвящена знакомству с искусством Франции XIX – нач. XX столетий, а именно, с творчеством великого французского мастера Анри Матисса. Сейчас мы проследуем непосредственно к месту расположения экспозиции, а именно в Зимний дворец. Но так как путь нам предстоит не близкий, позвольте кратко ознакомить вас с историей Эрмитажа, что поможет вам лучше проникнуться его духом и незабываемым очарованием.

Следует заметить, что история Эрмитажа тесно связана с историей зданий, в которых разместился современный музей. Соединенные между собой крытыми переходами Зимний дворец и три здания Эрмитажа, условно именуемые Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж, составляют один из самых замечательных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. В общей сложности музейный комплекс включает в себя семь зданий, расположенных на набережной Невы, Дворцовой площади и Миллионной улице.

Прямо перед вами старейший из них - Зимний дворец - творение Франческо Бартоломео Растрелли. По словам архитектора, он создавал дворец "для единой славы всероссийской". Мощные формы, энергия, пышность были теми качествами, которые требовались для столичной царской резиденции. Величественное здание в стиле барокко строилось с 1754 по 1762 год для императрицы Елизаветы Петровны. Вплоть до 1917 г Зимний дворец служил главной официальной резиденцией русских императоров. Зимой 1837 года дворец пережил большой пожар. Не раз он обновлялся, частично перестраивался. Однако, как общая планировка здания, так и облик его фасадов, в целом, и ныне соответствует замыслу Растрелли. Дворец не раз менял окраску. Ныне его нарядная красочная гамма создается сочетанием зеленых стен дворца, белых колонн и золотистых наличников.