Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по дисциплине Специальность 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» Чебоксары 2008 (стр. 2 из 16)

· Составление графика выполнения студентами факультета заданий музейной практики.

· Проведение установочной конференции.

· Организация выставки отчетов по музейной практике, картотек с описанием памятников культуры.

· Знакомство с фондами базовых музеев, их организацией, составом, структурой, хранением и изучением.

· Демонстрация музейной экспозиции для составления экскурсии, направленной на определенный возрастной контингент.

· Составление списка библиографических источников по теме, конспектов изученной литературы, рабочей картотеки, графических и фотографических пособий.

· Периодическое осуществление текущего контроля с целью выявления проблем происхождения практики и степени выполнения заданий.

· Индивидуальные консультации по написанию экскурсионной разработки.

· Проведение итоговой конференции.

Виды анализа произведения изобразительного искусства в музейной среде

При работе со зрителем в музее студенты могут использовать несколько видов анализа произведения, которые помогут раскрыть его смысл, идею, композиционно-выразительные особенности, логику развития художественного образа.

1. Общий и развернутый анализ – всестороннее рассмотрение экспоната с целью раскрытия его содержания, идеи, живописных средств и композиционных приемов.

2. Сравнительный анализ – параллельное рассмотрение выбранных произведений в контексте поставленных задач.

3. Комплексный анализ – детальное рассмотрение наиболее характерных экспонатов коллекции, дающее возможность более полного представления о коллекции музея в целом. Вариантом подобного анализа считается экскурсия в пределах одного зала с целью выявления особенностей экспозиции: размещение картины, расположение скульптурных памятников, произведений декоративно-прикладного искусства.

4. Фрагментарный анализ музейного памятника с целью условного выделения из целостной формы произведения какого-либо ее элемента (композиция, свет, цвет, ритм).

Этапы подготовки экскурсии

1. Определение цели, задач и типа экскурсии в соответствии с темой.

2. Выбор темы и формулировка оригинального названия.

3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

4. Составление маршрута по хронологии и тематике.

5. Подготовка текста (история музея, вступление, основная часть, заключение).

6. Комплектование «портфеля» искусствоведа – фото, схемы, рисунки, вспомогательные карточки с цитатами из научных статей.

7. Отбор методических приемов.

Классификация образовательных экскурсий

1. Историко-искусствоведческая:

1) характеристика состояния и развития изобразительного искусства определенного исторического периода;

2) история развития определенного вида изобразительного искусства («Русская живопись первой половины XIX века»);

3) история развития определенного жанра изобразительного искусства («Русский пейзаж второй половины XIX века»).

2. Монографические экскурсии (анализ творчества одного из мастеров изобразительного искусства, представленных в экспозиции музея).

3. Искусствоведческие экскурсии (анализ вопросов одного из мастеров изобразительного искусства на примере творчества ого из художника, в контексте историко-художественного процесса страны, во всемирном масштабе).

4. Проблемные экскурсии.

Принципы отбора содержания в организации учебного материала практики

Содержательное наполнение учебно-исследовательской практики обусловлено необходимостью сформировать у студента, будущего культуролога навыки работы с детской и юношеской аудиторией. В основу содержания практики положены установочные лекции и работа в среде музеев художественного профиля. Учитывая характер подготовки студентов в рамках направления «Русский язык, литература и культурология», акцент в программе практики сделан на формировании у студентов представлений о специфике образовательно-воспитательной деятельности в художественном музее.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает:

- работу с музейно-педагогической и искусствоведческой литературой;

- посещение музеев с целью ознакомить с экспозициями и формами их образовательно-воспитательной деятельности.

Музейная практика является неотъемлемой частью учебного процесса подготовки будущих учителей культурологии и МХК и проводится после второго года обучения в конце четвертого семестра. Общая продолжительность практики составляет две недели. Важной составляющей музейной практики является ее ознакомительная часть. В течение всего второго года обучения студенты вместе с преподавателями знакомятся с музеями разных типов, а также разными сферами музейной деятельности. Основная часть музейной практики связана с работой студента в конкретном музее: Художественном, краеведческом, КВЦ «Радуга», выставочном зале, Новочебоксарском художественном музее и т.д. В виде исключения допускается по усмотрению кафедры продолжение этой части практики по месту жительства студента. Непосредственное руководство музейной практикой осуществляют преподаватели кафедры культурологии и МХК.

Персональную ответственность за проведение музейной практики несет заведующий кафедрой.

Перед началом второй части музейной практики студенты должны прослушать лекции:

1. Музей в системе учреждений нации, образования и культуры.

2. Формирование музейной культуры посетителя. Музейная педагогика.

3. Экскурсионная работа. Методика подготовки и проведения экскурсии в музейной экспозиции.

После лекций проводится установочная конференция и организуется выставка лучших отчетов по музейной практике.

Содержание практики

Первая неделя. Прослушивание лекций. Установочная конференция. Посещение конкретного музея. Выбор темы и экспозиции для подготовки экскурсии. Работа на экспозиции, консультации.

Вторая неделя. Написание текста экскурсии по выбранной теме и его методическая адаптация на обозначенную возрастную специфику аудитории.

Итоговая конференция. Выступление руководителей музейной практики с анализом деятельности каждого студента-практиканта.

Выступление студентов с отчетами о музейной практике и ее анализом, высказывание пожеланий. Прослушивание фрагментов лучших экскурсий, составленных студентами-практикантами.

Оценки за практику выводятся на основании отчетов, представленных студентами, и с учетом старания и эффективности работы студентов в музее в процессе практики.

Оценки за практику выставляются в экзаменационную ведомость, которая сдается в деканат.

Требования к отчету

Отчет о музейной практике студентов должен быть оформлен письменно, отпечатан и сдан на кафедру культурологии и МХК не позднее недели до проведения итоговой конференции по музейной практике.

На титульном листе отчета должно быть указано:

- название вуза, кафедры;

- Ф.И.О. автора, курс, группа;

- руководитель практики;

- время проведения практики.

На второй странице отчета должны быть помещены:

- музейная аудитория;

- база экскурсии;

- цель экскурсии;

- задачи экскурсии;

- преобладающие методы педагогического воздействия.

Третья страница должна содержать описание исторического музея, в котором проводилась практика (дата создания музея, цели и обстоятельства создания музея, состав фондов музея, характеристика постоянной экспозиции (площадь, тематическая структура), характеристика выставок (периодичность, тематика), формы деятельности музея (просветительская, экскурсионная, культурно-образовательная, научно-исследовательская, учебно-воспитательная и др.), культурно-образовательные программы, учебно-воспитательные мероприятия, награды, которые имеет музей). Например:

История культурно-выставочного центра «Радуга» (из отчета А.Г. Семеновой, Чебоксары 2008г.)

Чувашская республиканская общественная организация «Центр духовной культуры» зарегистрирована МЮ ЧР в июле 1998 года. Свою деятельность она начала с проведения выставок репродукционных изданий шедевров мирового искусства в залах ЧГХМ и ХМ г.Новочебоксарск. выставки предоставляются из фондов Международной общественной организации «Центр духовной культуры» г.Самара на некоммерческой основе.

В августе 1999г. Министерство имущественных отношений ЧР предоставило нежилые помещения по адресу: ул. Эльменя, 4а. в течение 6 месяцев сотрудниками «Центра духовной культуры» г.Чебоксары, волонтерами при поддержке более чем 50 предприятий городов Чебоксары и Новочебоксарск была проведена реконструкция и капитальный ремонт помещений. 23 марта 2000 года выставочные залы КВЦ «Радуга» приняли своих первых посетителей.

КВЦ «Радуга» находится по адресу ул. Эльменя, дом 4а. выставочный зал расположен в двух корпусах бывшего детского садика площадью 1254 кв.м. на сегодняшний день КВЦ «Радуга» насчитывает 11 выставочных залов, знакомящих с мировым искусством от эпохи Возрождения до наших дней. Благодаря тому, что вход в КВЦ «Радуга» свободный, а экскурсионное обслуживание бесплатное, выставочные залы доступны всем слоям населения от воспитанников ДОУ до ветеранов труда и ВОВ.

С марта 2000 года свыше 170000 жителей Чувашии и ее гостей познакомились с шедеврами живописи. За это время сменилось больше 70 экспозиций, сотрудниками организации проведено более 6300 экскурсии.

Основные же выставки центра:

Жемчужины Итальянского Возрождения;

Творчество Людмилы и Аркадия Акцыновых;

Мир русской иконы;

Певец моря – Иван Айвазовский;

Многогранное творчество Николая Рериха;

Искусство Святослава Рериха;

Каменное царство;

Лики женской красоты;

Великая сила любви;

Волшебство сказки;

Славное море – священный Байкал;

Мифы, сказки, легенды.