Археология – наука, изучающая историю на основе вещественных данных, которые зачастую становятся музейными предметами.
Архетип (от греч. arche – начало и typos – тип, первообраз, оригинал) – реконструируемые фабула или сюжет, общие для мифов, фольклора и литературы разных народов.
Архитектура (от греч. architekton – зодчий, строитель) – 1. Область художественно-практической деятельности человека, предметом которой является проектирование и сооружение здания или комплекса зданий. 2. Конкретное здание или комплекс зданий.
Ассоциация – связь воспринимаемого объекта с представлениями нашего сознания.
Атрибуция (от лат. attributio – приписывание) – установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору или художественной школе, определение времени и места его создания.
Аудитория (от лат. auditorium) – 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, речи, экскурсии и т. п.
Аудитория музейная – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.
Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Библиография (от греч. biblion – книга и grapho – пишу) – 1. Научное описание печатных произведений, составление их указателей и иной информации. 2. Перечень книг и статей по какой-либо теме.
Виды искусства – реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего по способу материального воплощения художественного содержания – словесному для литературы, звуковому для музыки, объемно-пластическому для скульптуры и т. д.
Визуальный (от лат. visualis — зрительный и англ. visual — наглядный, оптический) – воспринимаемый зрительно.
Визуальное мышление – вид человеческой деятельности, результатом которой является «порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значения видимыми. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия» (В. П. Зинчеико).
Возрастная психология – область психологической науки, изучающая закономерности психического развития в онтогенезе. Включает в себя детскую психологию, психологию юношества, психологию зрелости и геронтопсихологию.
Восприятие – 1. Способность воспринимать явления окружающего мира, отражающиеся в сознании в виде представлений и образов. 2. Чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих своими внешними структурными характеристиками на анализаторы (органы чувств) животных и человека.
Восприятие художественное – восприятие произведений искусства как продукта художественного творчества.
Восприятие эстетическое – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии прекрасного в жизни и в искусстве, сопровождающийся эстетическим переживанием.
Вотивные изображения (от лат. votum – жертва, приношение) – в Древнем Риме приносимые по обету или с просьбой на алтарь почитаемого божества сосуды с благовониями, дорогая посуда, скульптурные изображения и др.
Время – проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Понятие времени выражает длительность и последовательность событий и принадлежит не только внешнему, но и внутреннему миру человека, который познает время, переживает его и отчасти управляет им.
Выставка – отбор, оформление, размещение (развеска, установка) разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, просмотра, обсуждения.
Гипербола (от греч. hyperbolo – преувеличение) – стилистический прием, особенностью которого является чрезмерное преувеличение каких-либо свойств или черт изображенного человека или предмета.
Гипертекст – способ представления информации на экране компьютера, при котором весь материал разбивается на небольшие фрагменты, связанные друг с другом ссылками (выделенные внутри документа с помощью цвета, шрифта, курсивом и т. п. одно или несколько слов, иллюстрация и т. д.). Ссылки, посредством щелчка по ним мышью, позволяют передвигаться по интересующему материалу, минуя утомительное пролистывание.
Деятельность – 1. В философии – специфический способ отношения к миру. 2. В психологии – активное взаимодействие с окружающей действительностью, и котором человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Одно из ведущих понятий отечественной психологии.
Диалог (от греч. dialogos) – 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. 2. Часть литературного произведения, представляющая собой разговор, либо литературное произведение, написанное в виде беседы. 3. Переговоры, контакты между двумя партиями, блоками, странами (ср.: политический, международный диалог). 4. Важнейший метод музейной педагогики.
Зритель – человек, зрительно воспринимающий что-то со стороны – произведение изобразительного искусства, сценическое действие, кинофильм и т.д.
Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры-драматизации, процессуальные, игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые.
Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – 1. Опознание чего-либо или уподобление кому-либо. 2. В психологии – выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть признана целостной или идентичной самой себе. 3. Эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим, с некоторой группой людей или с каким-то образом.
Иероглиф (от греч. hieros – священный и glyphe – то, что вырезано, знак) – 1. Фигурный знак в системе идеографического письма, обозначающий понятие, слог или звук. 2. Непонятное, трудно разбираемое письмо, почерк.
Инсайт (от англ. insight – прозрение, озарение, интуитивное проникновение и суть) – внезапно возникшее осмысление ситуации, понимание причинности, способа действия, единовременное и целостное восприятие предмета и т. п. как бы 6eз предшествующего анализа и логического умозаключения.
Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – в условиях музея – метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами либо их моделями, позволяющими активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия.
Интернет (англ. Internet) – всемирная компьютерная сеть.
Интерпретация (от лат. interpretatio – разъяснение) – 1. Толкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2. Творческое раскрытие художественного образа в литературе, изобразительном искусстве, музыке и т.д.
Интуиция (от лат. intuitio – взгляд на что-либо, созерцание чего-либо) – 1. Безотчетное неосознанное чувство (чутье), подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо. 2. Способность постижения истины непосредственным путем, минуя стадию логического доказательства.
Картина – 1. Произведение живописи, выполненное красками на холсте, доске, бумаге и т. д. 2. То, что можно видеть или представлять в конкретных образах. 3. Общее состояние, положение чего-либо. 4. Разговор о чем-то, вызывающем восхищение (ср.: картина природы). 5. Часть акта в драматическом произведении, требующая самостоятельной декорации.
Каталог (от греч. katalogos – перечень, список) – 1. Список, перечень каких-либо однородных предметов (книг, экспонатов, товаров), составленный в определенном порядке. 2. Справочное издание, содержащее такой список, перечень.
Классификация (от лат. classis – разряд и facio – делаю) – система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам.
Клиент (от лат. clientis – подопечный) – 1. Лицо или учреждение, пользующееся услугами адвоката, нотариуса, банка и т. д. 2. Постоянный покупатель, заказчик, посетитель. 3. В компьютерных технологиях – комбинация программных и аппаратных средств, задействованная пользователем в обмене информацией с сервером. Компьютеры, передающие информацию далее по сети Интернет, при приеме данных тоже являются клиентами, однако при дальнейшей отправке данных становятся серверами.
Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от предков.
Коллекционирование – собирание каких-либо предметов по принципу их однородности и внутренней целостности.
Коллекция (от лат. collectio – собирание) – систематизированное собрание каких-либо предметов.
Коллекция музейная – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.
Коммуникация (от лат. communicatio – связь, сообщение) – информационное взаимодействие между следующими элементами системы (по модели К.Шеннона и У.Уивера): источник информации, генерирующий сообщение для передачи; передатчик, передающий сообщение по каналам связи; канал связи; приемник информации, декодирующий сигналы и переводящий их в сообщение; адресат, которому предназначено сообщение.
Коммуникация межличностная – деятельность, связанная с содержательным анализом информации, со смыслоформирующими стремлениями, которые свойственны, с одной стороны, источнику, а с другой – получателю информации.