Коммуникация музейная – процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способность музейных сотрудников создать условия для этого понимания.
Комплектование – составление комплектов чего-либо. В музее имеет отношение к коллекции.
Композиция (от лат. compositio – составление) – 1. Строение, расположение, соотношение составных частей произведения литературы или искусства. В творческой деятельности композиция является методом художественно-образного формообразования. 2. Произведение искусства, имеющее определенное построение, единство. 3. Теория составления музыкальных произведений. 4. Сочинение музыкальных произведений. 5. Сплав из различных металлов.
Консервация (от лат. conservatio – сохранение) – составная часть процесса реставрации памятников искусства с целью закрепления их состояния на данный момент и защиты их от дальнейших разрушений.Концепция (от лат. conceptio – соединение, совокупность) – 1. Система связанных между собой взглядов, представлений на какое-то явление или проблему. 2. Основная мысль, идея произведения, сочинения и т. п.
Копия (от лат. copia – множество, обилие) – точное повторение, воспроизведение подлинника (оригинала).
Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – 1. Резкий поворот, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. 2. Переломный момент в ходе болезни, за которым следует улучшение или ухудшение состояния. 3. Острый недостаток, нехватка чего-либо (ср.: энергетический, финансовый кризис).
Лицевая рукопись – название древнерусской рукописной книги, содержащей наряду с текстом цветные миниатюры.
Личное бессознательное – элемент структуры личности в теории К.Юнга. Оно состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний, а также фактов бытия, которые оказались достаточно яркими, для того чтобы быть пережитыми в сознании.
Личность – 1. Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 2. Системное качество человека, формирующегося в совместной деятельности и общении с другими людьми, определяемое включенностью личности в общественные отношения.
Международный совет музеев (ИКОМ) (англ. International council of museums (ICOM)) – созданная в 1946 г. международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами музейного дела. В состав ИКОМ входят созданные в 135 странах мира национальные комитеты. Структура организации включает: Консультативный комитет, Исполнительный совет, Секретариат и Информационный центр. Высшим органом ИКОМ является созываемая один раз в три года Генеральная ассамблея. При непосредственном участии ИКОМ издается журнал «Музеум».
Метод (от греч. methodos – путь исследования) – 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-либо деятельности, способ или образ действия.
Методика – 1. Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например, научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов либо воспитания человека.
Методология (от греч. methodos – метод и logos – учение) – совокупность приемов исследования, применяемых в научном познании мира и деятельности человека.
Метонимия (от греч. metonyrnia – переименование) – замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (например, «лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).
Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – 1. Древнее народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. 2. Вымысел, измышление, ложь. 3. Оторванное от действительности изложение каких-либо фактов и событий, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.
Мифология (от греч. mythos – сказание, предание и logos – учение) – 1. Совокупность, собрание мифов. 2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы.
Модель (от франц. module) – 1. Служащий наглядным примером образец какого-либо изделия. 2. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале. 3. Тип, марка, образец конструкции. 4. Мысленный образ будущего художественного произведения.
Музееведение (музеология) – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.
Музеефикация памятников – направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное преобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную культуру.
Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств, развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
Музей-квартира – мемориальный музей-памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории, науки, культуры и т. д.
Музей-памятник – музей, возникший в результате музеефикации единичных памятников (напр., Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).
Музейный предмет – понятие музееведения, служащее для обозначения предметов – результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которые стали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в состав музейного собрания.
Музейно-педагогическая программа – научно и методически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Музейно-педагогический процесс – системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель).
Музейный педагог – специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.
Музейный предмет – предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, включенный в музейное собрание.
Музейный фонд – совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могут находиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционном пространстве и т. д.
Музейный фонд Российской Федерации – совокупность постоянно находящихся на территории РФ движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность и являющихся предметами музейного значения.
Музеография – 1. Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и популяризаторские задачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой является описание среды, недвижимых памятников и музейных предметов. 2. Совокупность изданий по истории музея, его экспозиции и коллекций.
Мультимедиа – соединение в единый программный комплекс компьютерной информации различной природы – текстовой, звуковой, неподвижных (графических) и движущихся (видео) изображений. Использование в одном электронном документе звуковых комментариев, музыкальных произведений, теле- и видеосюжетов, которые записываются в файлах различных форматов.
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в процессе человеческой деятельности и осуществляется в теснейшей связи с речью. Ему свойственны способности к абстракции, обобщению, анализу и синтезу, формированию гипотез и идей.
Оборудование экспозиционное – комплекс элементов и приспособлений, с помощью которого осуществляется конструктивно-пространственная организация экспозиции. Обеспечивает фиксацию и сохранность экспонатов в любой точке экспозиционного пространства.
Образование – в педагогической литературе последних лет термин употребляется в следующих значениях: 1. Одна из действенных форм практического осмысления мира. 2. Совокупность учреждений, выполняющих образовательные задачи. 3. Процесс усвоения знаний; обучение; просвещение. 4. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Образовательная деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Обучение – целенаправленная деятельность профессионального педагога или иного компетентного лица, ориентированная на превращение социокультурного опыта в достояние обучаемого.