Общение – 1. Процесс взаимодействия двух или более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. 2. Педагогическое явление, в котором межсубъектные отношения определяются духовным взаимодействием субъектов в процессе межличностного контакта.
Охрана памятников – система мер на основе правового регулирования по сохранению и включению в общественную жизнь памятников культуры как части культурного наследия.
Памятник – материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти.
Педагог (от греч. paidagogos – воспитатель, наставник) – лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель.
Педагогика (от греч. paidagоgike) – наука о воспитании, образовании и обучении.
Педагогика гуманистическая – направление в педагогической науке, исходящее из признания свободного выбора и учитывающее индивидуально-личностные интересы и возможности субъектов педагогического процесса.
Педагогика музейная – отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Педагогика художественная – отрасль педагогики, ориентированная как на профессиональное образование в области искусства, так и на всякую образовательную деятельность, связанную с развитием и воспитанием личности через художественные образы.
Педагогика художественного музея – направление музейной педагогики, формирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведения как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу художественного опыта в условиях музейной среды.
Персона (от лат. persona – личность, лицо) – 1. Особа, личность. 2. Важная, значительная особа. 3. В изобразительном искусстве – действующее лицо, объект изображения, персонаж.
Пиктография (от лат. pictus – разукрашенный и graphia – письмо) – широко распространенное у древних народов рисуночное письмо, в котором вместо букв изображены конкретные объекты.
Повторение авторское – повторение художником (живописцем, скульптором и т. д.) уже созданного ранее произведения с использованием тех же материалов и художественных приемов.
Подлинник – 1. В изобразительном искусстве – оригинальное художественное произведение. 2. В древнерусской иконописи – сборник образцов (прорисей), на которые ориентировался мастер при создании иконы.
Познание – высшая форма отражения объективной действительности, не существующая вне процесса познавательной деятельности. Различают обыденный, художественный и научный типы познания.
Полихудожественное воспитание – форма приобщения к искусству, позволяющая школьникам понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого из видов искусства.
Праздник – 1. День торжества в честь или память выдающегося события, обычая или святого. 2. Веселое торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу. 3. Испытываемое от чего-то наслаждение, приятное и радостное чувство.
Произведение – 1. Результат труда, создание, творение. 2. В искусстве – продукт творческого труда художника.
Пространство – понятие, которое характеризует взаимное расположение сосуществующих объектов.
Профиль (франц. profit – очертание, от лат. filum – нить) – 1. Очертание, вид лица или предмета сбоку. 2. Вертикальное (поперечное или продольное) сечение – разрез какого-либо участка поверхности, предмета. 3. Форма поперечного сечения проката. 4. Совокупность основных типических черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность, учреждение.Профиль музея – категория классификации музея, его специализация, определяющая состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной и просветительско-образовательной деятельности.
Психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – разложение, расчленение) – 1. Направление современной психологической науки, занятое разработкой теории личности и выяснением ее внутренней структуры, закономерностей развития и динамики психических изменений. 2. Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, вызываемых неосознаваемыми мотивами. В психоанализе особое внимание уделяется роли биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения.
Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, слово) – наука о законах, происхождении и функционировании психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведении животных.
Психология аналитическая – направление в психологии, в основе его лежит теория личности К. Юнга, ведущее значение в которой придается обретению личностью индивидуальности (самости) в результате преодоления внутренней конфликтной ситуации.
Психология гуманистическая – направление в психологии, возникшее в 1950-х годах, представители которого (Ш. Бюлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) понимали личность как уникальную целостную систему, ориентированную на самоактуализацию.
Психология детская – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка, условия, движущие силы и проявления развития психики и поведения в детском возрасте.
Развитие личности – процесс формирования социальных качеств личности в результате воспитания.
Реставрация – комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятника истории и культуры или произведения искусства, выявление его художественных достоинств и общественной ценности.
Рисунок – 1. Изображение, сделанное на плоскости карандашом, пером, углем и т. п. и являющееся структурной основой зрительно воспринимаемой формы. 2. Совокупность линейных элементов в картине.
Самоконтроль – осознание, оценка и управление человеком собственными действиями, психическими процессами и состояниями.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самость – индивидуальность.
Свод – 1. Сведенные в одно целое и расположенные в определенном порядке сведения, материалы, тексты, документы (ср.: свод законов). 2. Архитектурная конструкция, криволинейное покрытие, соединяющее стены или опоры сооружения.
Символ в психологии – рассматривается в персональном и универсальном смысле, как наилучшее выражение чего-либо существенного неизвестного.
Синкретизм (от греч. synkretismos – объединение) – 1. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. 2. Сочетание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – 1. Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. 2. Обобщение, соединение (в том числе данных, добытых методом анализа). 3. Обобщение, соединение. 4. Получение сложных химических веществ путем соединения простых веществ или элементов.
Собрание музейное – научно-организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и хранящихся в музее средств научно-информационного обеспечения. Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный), библиотеку и архив музея.
Содержание и форма – 1. В философии – категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. 2. В мышлении – фундаментальные понятия логики и теории познания. 3. В искусстве – взаимообусловливающие друг друга стороны искусства в целом или отдельного художественного произведения. При этом в содержании находит отражение многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии (человек, его взаимоотношения с миром, жизнь общества.
Сотворчество – уровень восприятия, позволяющий зрителю (слушателю) открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение. Процесс сотворчества требует знания языка искусства и развитой способности художественного восприятия.
Стилизация – 1. Воссоздание колорита какой-либо эпохи в художественных или литературных образах. 2. Произведение, представляющее собой подражание по форме какому-либо стилю.
Стиль (от греч. stylos – стержень, палочка для письма на восковой дощечке) – сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественной формы, присущей какой-либо исторической эпохе.
Сценарий (от итал. scenario) – 1. Литературно-драматическое произведение, на основе которого создается кино- или видеофильм. 2. Сюжетная основа театрального действия с указанием действующих лиц, порядка и времени выхода на сцену. 3. Заранее подготовленный план какого-либо действия, программа проведения мероприятия, зрелища, занятия.
Сюжет (от франц. sujet) – 1. Совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание художественного произведения. 2. Тема, предмет изображения в произведении изобразительного и музыкального искусства.
Творчество – род человеческой деятельности, особенностью которой является создание нового, не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности.