Проблема национальных меньшинств:
Корейцы осуществляют периодические попытки ставить вопрос о создании корейской автономии на территории Дальневосточного федерального округа.
Цыгане порождают частые конфликтные ситуации в местах проживания, поэтому заслуживает внимания повышение эффективности деятельности цыганских национально-культурных автономий на региональном и местном уровне.
Проблема иммигрантов: большая часть местного населения видит в иммигрантах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда. Раздражающими факторами, особенно в отношении приезжих жителей республик Закавказья, являются этнокультурные и этнопсихологические различия – манера поведения в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения. В результате в общественном сознании постепенно формируется мигрантофобия, создающая питательную среду для роста экстремистских настроений. В ответ на это в среде мигрантов растут опасения за свою жизнь и жизнь детей, формируется неприязнь к местному населению и как результат - стремление к ведению анклавного образа жизни и ростом экстремистских настроений в иммигрантской среде.
Осознавая все эти проблемы, российские политики принимают меры к укреплению гражданского единства. Наиболее продуктивными из них оказались:
выстраивание вертикали власти, что улучшило управляемость государства и позволило снизить накал сепаратистских настроений во многих субъектах, это предоставило возможность конструктивно решать проблемы приведения регионального законодательства в соответствие федеральному и способствовало сплочению нации;
формирование федеральных округов позволило более эффективно проводить федеральную политику в жизнь субъектов, в частности - национальную и культурную;
укрупнение субъектов федерации за счет объединения автономий с областями и формированием на их базе краев (Пермский край, Забайкальский край) и более крупных областей сделало крупные субъекты более самодостаточными с экономической точки зрения, что позволило проводить более взвешенную и эффективную региональную политику, в том числе и национальную.
Для укрепления гражданского единства активно используются организационно-правовые механизмы. В первой главе были достаточно подробно описаны некоторые из них. Наибольший эффект дали: создание в высших органах государственной власти на федеральном и региональном уровнях коллегиальных органов государственной власти (межведомственных структур), организующих и координирующих работу ведомств по обеспечению национального согласия и профилактике экстремизма; взаимодействие государства и общественных организаций по национальному вопросу, профилактическая работа органов МВД с общественными объединениями, в школах и вузах; формирование ФМС России; создание домов национальностей и др.
Обобщение зарубежного и отечественного опыта позволяет выработать Рекомендации по укреплению гражданского единства:
– разработать концепцию этнокультурной политики России
– разработать федеральную целевую программу «Российская нация: этнокультурное многообразие», ориентированную на формирование общероссийской гражданской идентичности;
– обсудить возможность формирования Совета национальностей;
– сформировать на федеральном, региональном уровнях независимые экспертные сообщества по проблемам национальных и межконфессиональных отношений с участием ученых, политиков, авторитетных представителей этносов и религиозных объединений
– ввести практику обсуждения законодательных и нормативных правовых актов в сфере межнациональных и межэтнических отношений независимыми экспертными и институтами гражданского общества.
– разработать с участием институтов гражданского общества федеральные закон «Об основах этнокультурной политики Российской Федерации»;
– по примеру США содействовать формированию общественных организаций контрэкстремистской направленности с передачей им на основе аутсорсинга ряда государственных функций по мониторингу, выявлению экстремистских организаций и противодействия им;
– по примеру США содействовать созданию интернет-сетей доверия, противодействующих сетям экстремистской направленности;
– создать телефон доверия для жалоб и заявлений граждан по вопросам проявлений экстремизма, разжигания розни на межэтнической и межнациональной почве;
– привлечь научное сообщество к разработке научно обоснованной методологии укрепления гражданского единства, на основе методологии оценить российское законодательство и выработать направления по его совершенствованию;
– создать государственную систему ситуационных центров с задачами: оценки экстремистской ситуации на территории, в регионе и в стране в целом; прогнозирования конфликтных ситуаций и заблаговременной разработки мер профилактики этноконфликтов и конфликтов на религиозной почве; выработки мер урегулирования возникших конфликтных ситуаций и мер по ликвидации и минимизации их последствий. Для этого можно использовать ресурсы уже имеющихся государственных ситуационных центров. Разработать программное обеспечение центов по решаемые задачи.
– сформировать информационно-аналитические подразделения, куда бы входили представители органов государственной власти, церкви, общественных организаций, обучить их состав работе на аппаратуре ситуационных центров.
– сформировать систему общественного мониторинга печатных и электронных СМИ на предмет нарушения гражданского единства и оперативно реагировать на замечания и предложения экспертов;
– ввести практику периодическое обобщение передового муниципального опыта в сфере укрепления гражданского единства, разработки на основе обобщенных материалов методических рекомендаций органам муниципальной власти;
– разработать комплексную программу воспитания местного патриотизма, чувства гордости жителей за свое поселение, село, город, ощущение общего вклада граждан, независимо от национальной принадлежности и места рождения, в социально-экономическое развитие муниципалитета.
В Великобритании вводится обязательное социальное волонтерство для 16-летних – несколько месяцев социальной работы до получения аттестата об окончании средней школы. В России назрела необходимость в низовом взаимодействии на уровне приходов, общин. Вовлечение молодежи в такого рода инициативы могут внести существенный вклад в дело укрепления единства нации.
Австралия и Канада - страны традиционной иммиграции имеют много общих черт в воспитании культуры межэтнического общения, поэтому целесообразно объединить эти страны в отдельную группу.
После Доклада совместной комиссии Канады и Австралии по делам аборигенов в 1948 г. государства начали проводить политику расовой образовательной интеграции - мультикультурного обучения и воспитания. Процесс образования аборигенов стал характеризоваться совмещением традиционной европейской системы образования с возрождением культуры коренных народов, изучением языков аборигенов, введением методов обучения, характерных для данных народов.
Сегодня обучение и воспитание коренных народов осуществляется на основе специализированных программ. Наиболее эффективными из них оказались:
– билингвальные программы (позволяют облегчить интеграцию коренных народов в общегосударственную культуру при сохранении родного языка и культуры). В ходе реализации этих программ выяснилось, что повышается личностная самооценка учащихся, их самоопределение, коренные народы практически не испытывают неудобств, когда обучение и воспитание проводится на родном языке. В результате появляется осознание принадлежности к собственному этносу;
– программы возрождения и сохранения языков наследия, реализуются с целью возрождения национальных языков (способствуют формированию положительной этнической идентификации, повышению самооценки, сохранению родного языка и культуры). Многие из таких языков находятся на стадии исчезновения, у них не сохранилось письменной формы, достаточно ограничен словарный состав.
В рамках программ возрождения и сохранения языков наследия проводится специальная подготовка педагогических кадров из среды коренного населения, что позволяет качественно улучшить процесс обучения в национальных школах, осуществляется возрождение многочисленных диалектов. Примерами таких программ могут служить: введение в учебные планы средних школ Южной Австралии предмета «Изучение жизни аборигенов»; открытие летних школ для изучения диалектов; возрождение диалектов (австралийский диалект Каурна); создание Комитета по распространению языков аборигенов.
В этих странах большое внимание уделяется дошкольной подготовке детей-аборигенов. Дети, прошедшие обучение в подготовительных центрах, как правило, быстрее адаптируются к школьной среде, у них снимаются межэтнические барьеры, затрудняющие процесс освоения школьной программы. В процессе дошкольной подготовки реализуются программы подготовки к школе. В Канаде таким примером может служить введение программ раннего обучения детей (The First Nations & Inuit Child Care Initiative), с элементами культурного и лингвистического наследия.
В конечном счете, политика воспитания культуры межэтнического общения принесла свои плоды - молодое поколение коренных народов стало интересоваться родным языком, традициями и обычаями, у аборигенов появилось желание изучать свою культуру, проживать вместе с основным населением и получать равные права на качественное образование.