Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений одно из направлений обеспечения национальной безопасности» содержание (стр. 17 из 22)

Таким образом, термин «гармонизация» до настоящего времени не наполнен ясным понятийным смыслом, что затрудняет решение поставленной задачи. Тем не менее, воспользуемся имеющимися определениями для анализа зарубежного и отечественного опыта гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений.

Соединенные Штаты Америки. В процесс гармонизации межэтнических отношений между белым, черным населением и выходцами арабского мира все большее влияние оказывает религиозный фактор - отношения между христианами и мусульманами. Гармонизация этих отношений - задача крайней важности для США, в ее решении принимают участие авторитетные организации: Совет по американо-исламским отношениям (CAIR); Федерация исламских ассоциаций США и Канады; Исламское общество Северной Америки (ISNA) и др.

В результате деятельности этих организаций за последние пять лет увеличилось количество мечетей в США на 25%[76]. Создан Совет по американо-исламским отношениям (Вашингтон, 2010 г.), который успешно провел кампании по формированию правильного образа ислама и мусульман в общественном сознании граждан США.

Одной из особенностей современного мира является глобализация. В условиях глобализации проблема гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений принимает глобальные масштабы и характеризуется поликультурным образованием, позволяющим человеку обрести способность толерантного отношения к инокультурному опыту народов не только своей страны, но и других стран.

В настоящее время поликультурное образование в США возведено в ранг образовательной государственной политики, включено в перечень правительственных программ в области образования (Акт о билингвальном образовании (Bilingual Education Act) (1968) и др. Вопросы поликультурного образования обсуждаются ведущими образовательными организациями: Национальным советом социальных исследований (National Council for the Social Studies – NCSS), Национальной ассоциацией образования (National Education Association - NEA), Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for the Accreditation of Teacher Education - NCATE) и др. В 1990 г. была создана специальная профессиональная организация - Национальная ассоциация мультикультурного образования (National Association for Multicultural Education - NAME), в стране действуют исследовательские институты, центры, которые проводят многочисленные национальные и международные форумы по проблемам поликультурного образования[77].

Для сглаживания остроты противоречий между расовыми группами в США активно используется метод «аффирмативные действия», или «положительная дискриминация» (гарантированная занятость для представителей меньшинств). Результатом его применения в политике стало увеличение доли чернокожих юристов с 1,2% до 5,1%, а чернокожих врачей — с 2% до 5,6%[78].

В процессе гармонизации межэтнических отношений важно учитывать, каким образом государство признает и уважает историю различных проживающих в нем культурных групп. Один из способов решения этой задачи — выяснение, насколько основные моменты истории или религии культурных групп отражены в национальных праздниках страны или в названиях улиц.

Канада. В стране доминируют две нации-основательницы государства: франко-канадцы и англо-канадцы, это обстоятельство существенно сдерживает процесс ассимиляции иммигрантов и позволяет последним сохранять свою самобытность. Исторически сложилось так, что различные регионы страны заселялись представителями различных этносов, этнические группы иммигрантов предпочитали селиться компактно, что привело к появлению у них неких региональных предпочтений. Так, немцы, украинцы, скандинавы, русские предпочитали селиться в западных провинциях, а итальянцы, поляки, евреи, греки – в основном в городах провинции Онтарио.

Некоторые коренные народы, такие, как инуиты (эскимосы) в Канаде, добились самоуправления на своих территориях, такая организация «участия их во власти» доказала свою жизнеспособность, позволила снять напряженность, с которой сталкивались все страны, имеющие дело на протяжении длительной истории с сепаратистскими движениями. Принятие превентивных мер на раннем этапе напряженности может предупредить возникновение конфликта с применением насилия[79].

Австралия. Правовую основу политики гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений составляют: Закон о гражданстве Австралии 1948 г., Закон о миграции 1958 г., Закон об иностранцах 1984 г., Закон о визовом регулировании 1997 г. и ряд других нормативных правовых актов.

В интересах гармонизации отношений местного населения и мигрантов была введена бальная система отбора мигрантов на постоянное место жительства, согласно которой получить гражданство могут в основном молодые, знающие английский язык высококвалифицированные специалисты под вакантные рабочие места. Такая политика резко снизила риски конфликтов на этнической и религиозной почве.

Кроме того, государством была регламентирована процедура получения австралийского гражданства. Теперь иммигранты могут получить гражданство только после 3 лет пребывания в стране, когда они ознакомятся с образом жизни населения, политической системой общества, пройдут курс обучения языку, истории страны, после чего допускаются к сдаче экзамена. При положительном результате экзамена кандидаты на гражданство в торжественной обстановке принимают присягу гражданина Австралии и после этого получают документ о гражданстве.

В последние десятилетия основная проблема достижения гармонизации заключается в обеспечении стабильных отношений между гражданами – бывшими иммигрантами, аборигенами и вновь прибывающими иммигрантами.

По решению 21 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г. был установлен праздник "Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации", который отмечается ежегодно 21 марта как «день гармонии»[80]. Инициатором праздника выступило общество «Жизнь в гармонии», действующее под эгидой федерального Департамента иммиграции и культуры Австралии.

В вузах страны студенты проводят тематические исследования по проблематике межнациональных отношений[81].

Кроме того, реализуется программа «Разнообразие и социальная сплоченность» (DSCP) на 2010-11 гг., которая создана по инициативе правительства как продолжение программы «Жизнь в гармонии». Основная цель этой программы – оказать содействие неправительственным организациям и структурам в части реализации идей гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. С 2011 г. DSCP включает в себя новые подпрограммы проведения и организации мультикультурных фестивалей, в рамках которых предоставляются гранты до 50 000 $ для общественных групп и организаций по реализации проектов, направленных на решение местных общинных вопросов, а также на проведение мультикультурных фестивалей.

Отечественный опыт гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений. Данная проблема с особой остротой обозначилась в последнее время, причина тому - устаревание законодательства, регулирующего межнациональные отношения. Например, закону о национально-культурной автономии - 15 лет и остальные нормативные акты были приняты в 90-х годах. За это время национальная картина в стране настолько изменилась, что не стала соответствовать нормативным регуляторам прошлого века. В связи с этим возникла острая потребность в модернизации законодательства в сфере национальных отношений.

Министерство регионального развития Российской Федерации готовит пакет необходимых нормативно-правовых изменений. В нем национально-культурным автономиям (НКА) отводится центральное место в гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. НКА будут отнесены к социально ориентированным организациям и на них будут возложены задачи адаптации мигрантов. По мнению министра Министерства регионального развития Российской Федерации В. Басаргина, НКА станут реальной альтернативой криминальной социализации через этнические преступные группы. Сегодня в России действуют 16 федеральных, более 200 региональных и почти 600 местных НКА и их количество имеет тенденцию к увеличению[82].

По словам министра, в ведомстве разработаны 8 стратегий, так или иначе ориентированных на гармонизацию межэтнических отношений в России, четыре из них уже направлены в правительство на рассмотрение. В каждом документе имеется раздел «Укрепление общероссийской гражданской идентичности» - краеугольного камня гармонизации. В разработанных стратегиях предложен комплекс мер: политических, правовых, экономических, социальных по укреплению общероссийской гражданской идентичности.

На Северном Кавказе «Минрегион России реализует три федеральные программы»: по развитию Чечни, Ингушетии и «Юг России», на которые в 2008–2010 годах ушло 74 млрд. руб. из бюджета, «значительными» будут объемы финансирования и в 2011–2012 годах. К 1 августа Минрегион России готовит еще одну госпрограмму по развитию Северо-Кавказского федерального округа, которая «предусматривает вопросы межнациональных отношений, реализацию молодежной политики, социально-экономическое развитие Пригородного района Северной Осетии».

В обществе до настоящего времени идет острая дискуссия по поводу создания министерства по делам национальностей. Сторонники этой идеи уверены в необходимости такого шага, они полагают, что тем самым будет персонифицирована ответственность за проводимую национальную политику, в том числе и за политику гармонизации межэтнических отношений. Противники этой идеи приводят контраргументы, указывая, что Минрегион России уже несет ответственность за решение этих задач. Пока же идут подобные дискуссии, вопросы гармонизации межэтнических отношений будут оставаться в тени национальной государственной политики.