1) глаголами в формах 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени
Муха – не волк, из ружья не убьешь. На всех не угодишь;
2) глаголами в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения – Особенно хвалят тот товар, который хотят сбыть с рук. Цыплят по осени считают;
3) глаголами в форме 1 лица множественного числа изъявительного наклонения –
Что имеем, не храним, потерявши, плачем;
4) глаголами в форме повелительного наклонения – Глупому в поле не давай воли.
Если в односоставных личных предложениях субъект-исполнитель действия не был назван, но подразумевался (как некое определенное, неопределенное или обобщенное лицо), то в безличных глагольных предложениях деятельность осуществляется без деятеля ( по А.М.Пешковскому), независимо от него, чаще стихийно. На этом основании в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.
Сравните: Саша не спит, но она весела. Саше не спится, но весело ей. ( Во втором предложении – состояние, независимое от воли действующего лица)
Главный член безличного предложения выражается:
1) безличным глаголом - В воздухе похолодало. Скоро рассветет. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей;
2) личным глаголом в безличном употреблении - Пахнет сеном над лугами. От лип душистых медом тянет. (Сравните: Роза пахнет малиной. Кто-то тянет за веревку);
3) словом категории состояния - В вагоне было тесно. Надо перестраивать всю жизнь;
4) страдательным причастием в форме среднего рода - Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно;
5) отрицательным словом (словом-предложением) - У меня нет времени. Не было ни гроша.
В последние годы в самостоятельную группу выделяются инфинитивные предложения, то есть такие предложения, главный член которых выражен независимым инфинитивом – Скоро ехать. Тебе идти первому.
Определение места инфинитивных предложений в системе типов односоставных предложений носит дискуссионный характер в современной лингвистике. Одни ученые (Галкина-Федорук, авторы
школьных учебников ) рассматривают инфинитивные предложения в составе безличных (иначе говоря, считают их безличными) на том основании, что и в этих предложениях общим является то, что в них нет и не может быть подлежащего. Другие ученые (А.Н. Гвоздев, Н.С.Валгина, В.А.Белошапкова, Л.Ю.Максимов, В.А.Бабайцева и др. ) разграничивают безличные и инфинитивные предложения, выявляя следующие существенные различия между ними:
- различие в семантике предложений. В преобладающем большинстве своем безличные предложения обозначают действие или состояние, возникающее и протекающее независимо от деятеля. Зачастую, по сути, он вообще отсутствует. В инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к действию;
- различен характер выражения модальности. В безличных предложениях модальное значение выражается лексически (Тебе следует, нужно заниматься), в инфинитивных предложениях – с помощью интонации (тебе заниматься бы);
- различна природа главного слова. В безличных предложениях в большинстве случаев подлежащее недопустимо в силу лексического значения глагола-сказуемого (Тошнит. Скучно. Мне не спится.), в инфинитивных предложениях подлежащего не допускает форма сказуемого ( Молчать! Съездить бы к морю).
Таким образом, общее между безличными и инфинитивными предложениями носит поверхностный характер, а различий проявляется больше и они являются более основательными, что позволяет выделение инфинитивных предложений в самостоятельную группу в системе типов односоставных предложений.
По структурно-семантическим особенностям инфинитивные предложения можно разделить на две основные группы:
1) предложения без частицы «бы»;
2) предложения с частицей «бы».
В инфинитивных предложениях без частицы «бы» выражаются модальные значения долженствования, необходимости, неизбежности действия. Они заключают в себе категоричный приказ, волю говорящего (Построиться в одну шеренгу). В инфинитивных предложениях с частицей «бы» выражается желательность, предпочтительность действия, опасение по поводу совершения действия (Только бы мне место хорошенько узнать).
Именные (субстантивные) односоставные предложения
Субстантивные предложения являются принципиально безглагольными, т.е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают пропуска глагола. В их семантике нет значений действия, процесса, признака. Они имеют бытийное значение, которое выражается не лексически, а синтаксически (ср.: Была зима; Есть книги). Бытийное значение свойственно главному члену предложения – номинативу (существительному в форме именительного падежа): Зима – или генитиву (существительному в независимом родительном падеже, с количественным значением): Книг-то! Этим формам существительного соответствуют два структурно-семантических вида предложений – номинативные и генитивные.
Номинативные предложения
В номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бытийное значение, так и указание на совпадение бытия с моментом речи проявляются в главном члене, независимо от наличия или отсутствия в предложении других членов. Показателем времени является значимое отсутствие глагола, морфологического показателя не имеет и модальность – она выражается интонацией: Зима; Зима! – значение реальности; Зима? – значение ирреальности. Частицей бы выражается ирреальное значение желательности: Скорее бы зима! Главный член не содержит указания на лицо, но по семантике предложение соотнесено с 3-м лицом (бытие предмета, не являющегося участником общения).
Кроме указанных основных значений, главный член номинативных предложений может содержать добавочные оттенки, выражаемые интонацией, частицами, – иначе говоря, может иметь структурные варианты. Например: Сосна. Две березки – основная форма главного члена с общим бытийным значением и расширенным настоящим временем; Сосна! Две березки! – вариант с добавочным оттенком непосредственного восприятия бытия, совпадающего с моментом речи; Вот сосна. Вон две березки – вариант с указательно-ограничительным оттенком и с конкретным настоящим временем, не выходящим «за пределы» момента речи; Вот и сосна. Вот и две березки – вариант с добавочным оттенком обнаружения, достижения и с указанием на временной предел – совпадение обнаруживаемого бытия с моментом речи; Что за сосна! Какие две березки! (а также с частицами вот так, вот это, ну и, ай да и др.) – вариант с эмоционально-экспрессивной оценкой предмета.
Таким образом, в речи номинативные предложения употребляются либо с основной формой главного члена, либо в одном из вариантов: Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы (С.Есенин); Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность (С.Есенин); «Вот он и крест. Вот и дорога», – громко проговорил ямщик (А.Толстой).
Главный член номинативного предложения может быть распространен второстепенными, которые вместе с ним образуют словосочетание: Начало июля. Полная луна (В.Вересаев); По окнам вспыхивает свет. Час мирный. Славный вечер (А.Твардовский). От распространенного номинативного предложения с определением нужно отличать двусоставное с нулевой формой связки быть, когда сказуемое обычно стоит после подлежащего: Воздух прозрачный и синий (С.Есенин).
Спорным остается вопрос о наличии в номинативном предложении таких второстепенных членов, которые имеют обстоятельственное или объектное значение и не образуют словосочетания с главным членом: В доме тишина; Сегодня экзамен; У меня радость и т.п. Форма этих членов предложения не мотивируется, не управляется главным членом – номинативом. Это служило поводом усматривать в таких предложениях пропуск сказуемого, к которому якобы относятся данные члены. Однако характеристика данных предложений как двусоставных неполных основана на «подразумевании» сказуемого. В действительности же значение бытия, наличия выражено в них номинативом. Эти предложения являются номинативными односоставными с второстепенными членами приосновного типа, которые имеют самостоятельное значение (пространственное, временное, субъектное и пр.). Эти члены как в двусоставных, так и в односоставных предложениях не являются зависимыми компонентами словосочетания; они поясняют предикативную основу в целом (ср.: В доме топились печи; В доме стало тепло; Сегодня я весел; У меня сын – студент).
Генитивные предложения.
По основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене, генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный количественный (квантитативный) вносит в них добавочное значение избытка, а восклицательная интонация – экспрессивно-эмоциональную оценку: «Добра-то, добра!» – сказал Яков (А.Чехов).
Можно предполагать, что эти конструкции сложились под влиянием количественно-именных типа Много добра; Сколько добра!, однако в современном языке они представляют собой самостоятельную продуктивную модель, по которой могут быть построены конкретные предложения с неограниченным лексическим наполнением. Может быть использовано любое существительное, соотносимое с понятием количества или меры. Для подчеркивания значения избытка, большого количества или меры могут служить частица -то, а также повтор: Смеху-то, смеху! (А.Чехов); ср.: Что смеху-то! (А.Островский). Генитивные предложения могут быть распространенными: Книг разных! (разг.); Ума, ума у вас, дядюшка! (А.Островский).
Неполные предложения
Предложения, в которых отсутствует тот или иной член предложения, который легко восстанавливается из контекста, ситуации или структуры предложения. При изучении данной темы можно столкнуться со многими нерешенными вопросами. Трудным является вопрос о критериях полноты - неполноты, о какой неполноте - смысловой или грамматической (структурной) следует говорить.