Смекни!
smekni.com

Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73 (стр. 17 из 50)

В 1862 году новый генерал-губернатор Западной Сибири Дюгамель строжайше запретил поселение казахов на 10-верстной полосе и «всякое значительное улучшение существовавших уже зимовок, дабы удаление киргизов с полосы произошло впоследствии само собой». В 1865 году войсковая хозяйственная канцелярия ограничила часть полосы в юртовые наделы, - в результате изменилось первоначальная внешняя граница собственно войсковых земель, далеко врезавшихся в степь, изменилась и линия 10-весртной полосы. После этого войсковое хозяйственное правление стало наставать на проведении внешней границы полосы не от линии казачьих поселений, а от линии юртовых земель, стремясь тем самым узаконить захват казахских земель, а высшее руководство казачьего ведомства во всем поддержало эти притязания. Не вдаваясь в дальнейшие подробности решения этого вопроса, отметим, что длительная тяжба завершилась в 1904 году, когда решением Государственного Совета 10-вестная полоса была отдана Сибирскому казачьему войску «в исключительную, неотъемлемую, вечную собственность». Это «пожалованье» юридически оформило уже свершившийся захват казахских земель [см. 44, с.241-242].

2.4 Хозяйственно-экономическая деятельность Сибирского казачьего войска

На войсковых линиях казачьи поселения располагались цепью, на равном расстоянии друг от друга: по Горькой линии – в среднем через 9,2 версты; по Иртышской – 16,2; по Бийской – 19,2; по Бухтарминской – 22 версты. Самой северной казачьей станицей в Павлодарском уезде являлась Урлютюбская, за ней вдоль Иртыша по военной линии были расположены казачьи поселки: Башмачный, Железинский, Пятирыжский, Бобровский, Осьморыжский и станица Песчанская. До 1900 года в Железинском селении находилось станичное правление, но затем оно было переведено в Урлютюп, и Железинка из станицы была переименована в поселок. (Россия, т. 18, 1903, стр. 382).

Между станицами Песчанской и Коряковской были размещены поселки Пресный, Чернорецкий, Григорьевский и Черноярский. Южнее Коряковской станицы располагались поселки Подстепной и Ямышевский, следующие после Ямышевского казачьи поселки – Черный, Лебяжий и Подпуск – в начале ХХ в. находились в пределах Семипалатинского уезда с образованием Баян-Аула в 1826 году, в связи с образованием Баян-Аульского внешнего округа была основана станица Баян-Аульская.

Таблица 6 - Казачье население Павлодарского уезда в 1879 г.

Название населенного пункта число дворов число жителей всего
казачьего сословия других сословий
м.п. ж.п. итого м.п. ж.п. всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 Павлодарская станица к ней принадлежат казачьи поселки: 129 300 314 614 68 64 132 746
2 Песчаный 125 343 321 664 12 11 23 687
3 Пресновский 59 156 162 318 3 4 7 325
4 Чернорецкий 85 188 209 397 4 5 9 406
5 Григорьевский 48 118 105 223 3 3 6 229
6 Черноярский 48 139 169 308 5 6 11 319
7 Подстепенский 50 129 119 248 6 4 10 258
8 Ямышевский 78 161 171 332 15 14 29 361

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9 Железинская станица к ней принадлежат казачьи поселки 78 163 164 327 10 9 19 346
10 Урлютюбский 123 336 416 752 6 9 15 767
11 Башмачный 82 214 201 415 1 1 2 417
12 Пятирыжский 72 228 184 412 - - - 412
13 Бобровский 45 119 132 251 2 1 3 254
14 Осьморыжский 89 191 251 442 2 3 5 447
15 Качировский 93 272 270 542 19 13 32 574
16 Баян-Аульский 62 1711 167 338 38 40 78 416
1266 3228 3355 6583 194 187 381 6964

Казачьи станицы и поселки по состоянию на 1 августа 1905 года:

Станица Павлодарская – население: казаки, р. Иртыш и Усолка, 188 дворов, 188 жилых строений, 710 мужчин и 723 женщин, 330 нежилых строений, находятся: школа, аптека, станичное правление, винная лавка, торговая баня, харчевня, паровая мельница.

Посёлок Ямышевский: казаки 99 дворов, 90 жилых строений, 230 мальчиков и 236 женщин, 257 нежилых строений, - церковь, школа, винная лавка и 2 торговые лавки.

Поселок Подстепный – казаки 66 дворов 66 жилых и 31 нежилых строений, 148 мужчин и 191 женщин, - школа.

Поселок Черноярский – казаки, 81 дворов, 81 жилых и 41 нежилых строений, 186 мужчин и 214 женщин, - церковь и школа.

Поселок Григорьевский – 63 двора, 63 жилых и 45 нежилых строений, школа.

Станица Баянаульская – 118 дворов, 192 жилых и 151 нежилых строений, 393 мужчин и 387 женщин, - церковь, школа, часовня, мечеть, станичное правление, почтово-телеграфное отделение, арендный дом, 7 лавок, ярмарка, винная лавка.

Станица Песчанская – 174 дворов, 174 жилых и 10 нежилых строений, 473 мужчин и 498 женщин – церковь, школа, почтово-телеграфное отделение, станичное правление, кожевенный завод, 3 лавки.

Поселок Осьморыжский – 121 двор, 121 жилых и 15 нежилых строений, 305 мужчин и 329 женщин, часовня, школа, почтовая станция, 3 лавки.

Поселок Качировский – 104 дворов, 136 жилых и 145 нежилых строений, 377 мужчин и 375 женщин, часовня, школа, 4 лавки.

Поселок Пресновский – 80 дворов, 80 жилых и 82 нежилых строений, 241 мужчин и 219 женщин, часовня, школа, почтовая станция. 3 лавки.

Поселок Чернорецкий – 110 дворов, 110 жилых и 90 нежилых строений, 310 мужчин и 292 женщин, церковь, школа, почтовая станция, винная лавка, 3 лавки.

Поселок Урлютюбская – 165 дворов, 253 жилых и 619 нежилых строений, 494 мужчин и 515 женщин, церковь, школа, станичное правление, 2 лавки, одна винная лавка.

Поселок Башмашенский – 113 дворов, 171 жилых и 83 нежилых строений, часовня, две школы, 2 лавки.

Поселок Железинский – 88 дворов, 145 жилых и 94 нежилых строений, 250 мужчин и 264 женщин, церковь, школа, 2 лавки, кожевенный завод.

Поселок Пяторыжский – 120 дворов, 152 жилых и 214 нежилых строений, 348 мужчин и 328 женщин, церковь, школа, 3 лавки, винная лавка.

Поселок Бобровский – 68 дворов, 95 жилых и 55 нежилых строений, 179 мужчин и 191 женщин, часовня, школа, 2 лавки» [66].

В 1914 году в Павлодарском уезде имелось 4 казачьих станицы, в которые вошли 16 казачьих поселков [67].

С введением положения 1846 года в целях усиления Сибирского войска, после подавления восстания Кенесары, было утверждено, что часть казаков, проживающих на линии, должны выселиться по жребию принудительно внутрь самой степи и вдобавок к ним поселить туда же с зачислением в казаки до 5 тыс. крестьян малороссийских губерний, пожелавших переселиться в Сибирь. Это послужило началом образования станиц Щучинской, Котуркульской, Зерендинской, Арык-Балыкской и др. всего 13 поселений независимо от Каркаралинской, Баян-Аульской, Кокчетавской, Атбасарской и Акмолинской станиц, образованных таким же принудительным выселением казаков с линии ещё в 20-х и 30-х годах XIX столетия [33, с.75].

Проводя сравнительный анализ казачьих войск, Краснов приходит к выводу о том, что сибирские казаки «оказываются самыми бедными по производительным силам в общей казачьей», следствием чего является значительный рост преступлений. Войсковое начальство находит, что нравственные качества казаков имели вредное влияние часто повторяющиеся неурожаи и значительные падежи скота. Со своей стороны губернатор Акмолинской области и прокурор относят развитие порочных наклонностей казаков ко времени, когда беспрерывная служба сибирских казаков на полном содержании от казны воспитала в них беспечность о собственных нуждах, а экспедиции в степь, дававшие им случай к безнаказанным добычам от казахов развили непривычку к систематическому хозяйственному труду и своевольство [53, с.23]. А.К. Гейнс писал: «Привилегии, дарованные правительством казакам, послужили не к возвышению их благосостояния и деятельности, а, напротив, к развитию полнейшей праздности и лености, к расстройству их хозяйства и к систематически-организованному обдирательству киргизов. Хозяйство старых казаков, водворившихся в степи еще в двадцатых годах, до крайности плохо; земледелия нет почти вовсе; торговля существует кое-где, как исключение, а промыслы более или менее темны; тем не менее, с захватом киргизских земель, обдирательством и всевозможными насилиями они поселяют в киргизах враждебные чувства ко всему русскому населению [19, с.113]. Разумеется, нужно учесть, что отношению Гейнса к казачеству свойственна дворянская спесь, забывчивость того, что и большинство его собратьев, дворян-чиновников для своих далеко не первых потребностей обирало казахов, как только могло. Но справедливо мнение, что за счет насилия, несправедливости нельзя сформировать высокие человеческие качества ни у подвергающихся насилию, ни у насильников.