В период крестьянской колонизации число обедневших казахов достигает значительных размеров. Они селились возле русских селений и находились на положении рабов. Яркий пример тяжелого положения жатаков приводит в своей работе В.А.Остафьев: «Нанимаясь на ничтожную плату в работники и превращаясь в рабов, они живут на навозных кучах около селений, голодают и мрут». Нарубить дров, обработать пашню или огород, полоть все лето гряды, скосить сено, пасти скот, извозничать, возить воду, дать лошади корму, караулить дом - всюду джатак.
Одна из сторон аграрно-колонизационной политики царского правительства заключалась в том, что пришлое население жестоко эксплуатировало коренных жителей степи. Важные сведения, представленные казахстанскими исследователями, позволяют судить о широком использовании в переселенческом хозяйстве наемного труда. Например, в составе переселенческих крестьянских хозяйств от 23 до 50 % приходилось на использующих наемный труд, а некоторые русские крестьяне держали постоянно от одного до трех десятков работников, следовательно крестьянство и казачество вели свое хозяйство на основе эксплуатации казахских батраков, составляющих основную производительную силу. Таким образом, можно констатировать, что благополучие переселенческой деревни и казачьих станиц во многом основывалось, не на самостоятельном ведении хозяйства, а на эксплуатации дешевой и многочисленной массы пауперизированных казахов. Лишиться ее означало по сути дела потерпеть крах всей системы переселенческого земледельческого хозяйства. По этому поводу корреспондент «Русских ведомостей» писал: «Поселившиеся в них русские колонизаторы не задали себе труда исследовать, подробно места, на которых они основывались, и завести хоть какое-нибудь плохонькое хозяйство. Не только гарнизон фортов и укреплений не занимались и не занимаются хлебопашеством и сенокошением, но даже поселенцы - казаки живут нередко на казенной даче и провианте. Таким образом, русские поселенцы являются трутнями, ничего не производящими и лишь эксплуатирующими кочевников».
Переселение русских крестьян ускорило процесс социальной дифференциации казахского общества. Распространение наемного труда и увеличение отходничества из аула служит свидетельством высокого уровня социального расслоения казахов и зарождения капиталистических отношений в казахской степи. Мы уже указывали, что проникновение капиталистических отношений в различные уезды Семипалатинской области было неодинаковым. Напомним, что в уездах со смешанным казахско-русским населением отходничество развивалось сильнее (Усть-Каменогорский, Семипалатинский и Павлодарский уезд), чем в наиболее отдаленном от железных дорог скотоводческом Каркаралинском уезде. Последствия переселенческой политики для основной части казахского населения выражаются данными царской официальной статистики, согласно которой численность казахов, живущих вне своих волостей и работающих в русских селениях (в их число вошли казачьи поселки и селения на землях Алтайского округа) достигла 100 тыс. душ обоего пола, что «составило 1/6 часть всех киргиз Семипалатинской области». Малоземелье коренного населения было следствием не только крестьянской, но и казачьей колонизации. Приказ атамана Сибирских казачьих войск генерала Шпрингера, запрещавший казахским аулам кочевать ближе 10 верст (по существу же - на расстояний 20-30 и более верст) по Иртышу, значительно ухудшил положение казахского народа, вынужденного на тяжелых условиях арендовать у казачества свои собственные земли. Так, на казачьих землях Семипалатинской области проживало 66.555 казахов - арендаторов. Основным занятиям жатаков, поселившихся в русских поселениях, была продажа своего труда зажиточной части русского крестьянства, лишь необходимая часть занималась земледелием и торговлей. Об этом говорят данные за 1902 год о количестве семей жатаков и количество семей шаруа, живших в русских селениях Семипалатинской области по роду занятий.
В описанных условиях проявлялось стремление колонизаторов сохранить, приспособить и использовать в целях эксплуатации хозяйственный строй казахов, не способствуя переходу его к прогрессивным формам развития. Переселенческая политика царизма, сопровождавшаяся крайним обострением аграрных противоречий в регионе, обусловила углубление кризиса скотоводческого хозяйства казахов, явившегося источником существования для большей части коренных обитателей степи. Расширение наемного труда в крестьянских хозяйствах имело своим следствием увеличение численности казахов, покидавших свои родовые очаги, поселявшихся вблизи крупных поселений, казачьих станиц. Согласно данным за 1914 год в Семипалатинской области в отдельных крестьянских хозяйствах в период уборки урожая казахские отходники удовлетворяли до 73 процентов потребностей в рабочей силе, при этом плата за тяжелый труд наемных была совершенно низкой, далеко не удовлетворявший повседневные потребности казахских семей. Так, размеры дневного заработка казахского рабочего в весенние месяцы в русских крестьянских хозяйствах (включая питание) составляли в среднем для мужчин 71 коп., для женщин - 43 коп. в летний период, соответственно: 97-61 коп.
Не отрицая положительных сторон во взаимоотношениях между коренным населением и крестьянами-переселенцами, обратим основное внимание на их теневые стороны. Так помимо колониального грабежа, возведенного в ранг государственной политики, осуществлялся колониальный грабеж иного рода по принципам частной инициативы. В данной связи обращают на себя внимание газетные публикации тех лет, свидетельствовавшие о подобного рода обогащениях: «Переселенческое дело с момента возникновения было в руках администрации. Последняя слишком халатно смотрела на предприимчивых кулаков-новоселов. Гостеприимного доселе киргиза они убивали, грабили, расплачивались чайными, вместо кредитных, бумажками за приобретенный скот ... Теперь многие из мироедов имеют солидные капиталы и щеголяют под вывеской купцов».
Как видим, в социальной сфере казахского общества произошли значительные изменения. Переселение русских крестьян в Казахстан сыграло определенную роль в изменении ее демографической структуры. В этом отношении представляет интерес признание военного министра А.Н.Куропаткина. В записях, сделанных им в дневнике, отмечалась хищническая сущность колонизационной политики царизма в Казахстане, результатом которой было уменьшение численности автохтонных жителей за десятилетний период (1902-1912 гг.) на 9%. Очевидность этого факта подчеркивается сопоставлением соответствующих показателей с численностью русских переселенцев: за соответствующий период С 1902 по 1912 гг. наблюдается ее увеличение на 10%. Кроме того, переселение приводило к коренному изменению национального состава Казахстана. Так, по переписи 1897 года в Степном крае русского населения было 20%, а в 1917 году - уже 42%. За тот же период рост казахского сельского населения составил 17,6%, тогда как русское крестьянское и казачье население увеличилось в 4,5 раза. Если за десятилетие 1895-1905 гг. в степные области Казахстана переселилось 294296 душ, то в 1906-1910 гг. - свыше 770000, причем с 1905 по 1916 годы крестьянское население Степного края, в состав которого входил исследуемый регион, выросло в 1,8 раза, составив 34% всего населения Казахстана (1211тыс. человек). Такова была общая картина крестьянского переселения в Степной край. В отношении изучаемого региона это положение со всей наглядностью подтверждают материалы Переселенческого управления, переписи и Обзоров Семипалатинской области. Приведем такие показатели: согласно переписи 1897 г., численность русского населения составляла 9,5%, а к 1914 г., она возросла до 24%. Сопоставляя в очередной раз соответствующие показатели с численностью казахского населения обнаруживаем следующее: доля казахского населения в общей численности населения области за 1897 – 1914 гг. сократилось с 87,9 до 73% [21].
3.6 Итоги крестьянской колонизации
- оттеснение казахов на неплодородные земли, в безводные пустынные местности;
- захват переселенцами плодородных земель с пресными источниками воды;
- нарушение традиционных вековых путей весенних и осенних перекочевок племен и родов;
- уменьшение поголовья скота в казахских аулах, исчезновение богатых скотоводов, владевших тысячными табунами;
- выжигание степи палами, приводившим к грандиозным пожарам, уничтоживших подножный корм скота кочевников;
- аренда бывших своих земель кочевниками за высокую плату (луга, покосы);
- споры за землю, драки, судебные тяжбы (дрязги) между кочевниками и переселенцами;
- упадок охоты в связи с распашкой степи и истреблением зверей и птиц браконьерскими методами;
- обнищание кочевников, появление джатаков, батраков, сирот, инвалидов, больных туберкулезом, бездомных бродяг;
- за малейшие повинности избиения казахов, конфискация их лошадей, скота, заключение под стражу;
- расистские взгляды на казахов, введение в обиход обидных кличек: «чурки», «калбиты», «инородцы»;
- запрет на поселение в крепостях, станицах, деревнях кочевникам;
- запрет кочевникам пользования прежними водопоями, колодцами, отошедшими во владения переселенцев.
Литература
1 Абдразаков Т.А. Избранные произведения 90-х годов. Том 2. – Караганда, 2000.
2 Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. – Алматы. – 1981. – 94 с.
3 Апполова Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце XVI – первой половине XIX в. – М.: Наука, 1976. – 365 с.
4 Артыкбаев Ж.О. и др. История и культура Павлодарского Прииртышья. – Астана, 2002. – 72 с.
5 Байсебенова А.К. История переселенческого движения в крае // История Павлодарского Прииртышья: (труды студентов), в 5 томах. Т5. – Павлодар: ПГУ им. С.Торайгырова, 2003.
6 Борсукбаева А.М. Колонизаторская политика царизма в казахских землях в XIX – нач. XX вв. (на материалах северо-восточного Казахстана): Автореферат дис. Канд. Истор. Наук: 07.00.02/А.М. Борсукбаева; Каз. Гос. Жен. Пед. ун-т – Алматы, 2005 – 28 с.