Смекни!
smekni.com

Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73 (стр. 43 из 50)

Согласно указу Синода от 29 декабря 1909 года о предполагаемом открытии духовной семинарии в городе Омске учебный курс семинарии «нормального типа» должны введены как обязательные предметы «противомусульманская полемика и киргизский» язык. Вооруженные знанием языка местных жителей и умением дискутировать с представителями мусульманского духовенства, выпускники семинарии должны были увеличивать численность православных среди коренного населения [5, с.101].

Помощниками в своей деятельности проповеди православия видели переселенцев из России. Рост населения Казахстана в конце XIX и начале ХХ века объясняется не только естественным приростом коренных жителей, но в значительной мере прибытием сюда русских переселенцев. Это оказывало существенное влияние на структуру населения, как по национальностям, так и по вероисповеданию. Так, в Семипалатинской области в 1897 году православных было 67620 человек, магометан 614773, а к 1911 году картина меняется – 183490 и 674235, соответственно. То есть, увеличение численности православных почти в три раза, и мизерный рост мусульманского населения, по сравнению с русскими. А в период с 1896 по 1905 годы, в Казахстан из центра и юга России, переселилось более 294 тыс. душ, то за 1906-1910 гг. свыше 770 тыс. Эти цифры также, показывают резкий рост представителей русской национальности. Заселение «пустующих» земель сопровождалось притеснением коренных жителей и дополнялось духовной экспансией.

Жители русских селений, независимо от того, как они образовывались, законным или незаконным путем помогали русской православной церкви в решении задач по обручению и христианизации казахов. Это не скрывала и колониальная администрация, отмечая в своих отчетах полезность прибытия русских крестьян и образования поселений. «Русский человек, просящий с собою в быт ордынских владений русскую веру в православие и русскую беспредельную преданность православному царю, человек, представляющий собою лучший залог нашего окончательного упрочнения в иноверческой среде» - писал в отчете за десятилетие, с 1878 по 1888 годы, по переселению крестьян генерал-губернатор Степного края.

В отличие от подготовленных миссионеров, нравственное состояние этих новоселов вызывало негодование даже русских чиновников, которые по долгу службы часто имели возможность видеть, чем на самом деле занимались переселенцы. Один из начальников Степного генерал-губернаторства с чувством глубокого сожаления констатировал, что приезжие крестьяне не по назначению тратили ссуды, выдаваемые на хозяйственное устройство. С одной стороны, крестьянский начальник видит перед собой стоящего на коленях человека, вымаливающего деньги, с другой, его не оставляет мысль, что его обманывают, и деньги эти не будут использованы по назначению [5, с.111-112].

Оказывали посильную помощь миссионерам и царские чиновники, вносившие свои предложения. Не имеющий никакого отношения к религии Министр земледелия предлагал меры по христианизации. Газета «Қазақ» в 1914 году передавала информацию, перепечатанную из газеты «Уақыт». По заявлению Министра, чтобы достичь целей, поставленных Синодом в христианизации казахов, необходимо поселить их с русскими. При этом количество казахов не должно быть больше русских. Количественное превосходство русских, по его мнению, привело бы к русификации казахов, усвоению ими русских традиций и, в конечном счете, коренное население станет слугами христианской религии. Попытки создать смешанные поселки, порой вызывали негативную реакцию со стороны, прибывших из России, крестьян.

Наблюдения миссионеров за такими поселками, привели их к заключению, из которого следует, что подобное поселение не всегда желательно. Причины такого заявления изложены в донесении начальника киргизской миссии: «Причисление русских разночинцев, проживающих в селе Преображенском, к одному обществу с новокрещенными, нежелательно, по той причине, что в решении общественных вопросов русские будут иметь всегда над новокрещенными; между тем, это клонилось бы не всегда к пользам миссии, ибо, проживающие там, русские – это элемент часто переходящий».

Следующая причина, заключается в том, что русские «русские ввели у них в широких размерах тайную продажу вина». Собранные на сход «эти разночинцы не особенно охотно соглашались прекратить эту торговлю, а некоторые настаивали, чтобы эту торговлю продолжить». В заключении отмечено, что русские переселенцы с трудом уживаются в крещенными казахами и при образовании смешанного поселка, несомненно, образуются две враждебные партии, из чего следует, что проживание крещенных инородцев с переселенцами из России нежелательно. Стремление миссионеров в создании смешанных поселков, потерпело фиаско. Делая ставку на русских переселенцев в своей деятельности, миссионеры вынуждены были признать, что приезжие представляют для них слабую опору в деле распространения православия и более того, привносят в жизнь крещенных казахов некоторые вредные традиции [5, с.122-123].

С разрешения Святейшего Синода, Советом Православного Миссионерского общества предпринимается издание с 1893 года, журнала под названием «Православный благовестник», посвященный «православно-российскому веропроповедничеству». Цель журнала состояла во всестороннем, по возможности, изображении деятельности отечественных веропроповедников и выяснению условий, среди которых эта деятельность развивается. Журнал состоял из девяти разделов, каждый из которых был весьма полезен в миссионерской деятельности в любом уголке России [5, с.113].

Свои усилия проповедники православия подкрепляли различными наставлениями. В 1902 году была передана Высочайшая воля, чтобы подданные Царя были одной веры, и исполняли ту религию, которую исполняет их Государь. Позже разработали правила, преследовавшие цель привлечения киргиз к переходу в православие. Так, одно из них предписывало «умерших хоронить под наблюдением попа». Во избежание возмущения и недовольства со стороны инородцев им объяснялось, что «киргизы завсегда заявляют ложно об убийстве»[5, с.114].

Большая роль отводилась миссионерам, пытавшихся увеличить число сторонников не только за счет представителей русской национальности, но и путем привлечения в свои ряды коренных жителей. Вербовка миссионеров из лиц местной национальности высоко ценилась духовными властями. Особое внимание обращалось на казахских женщин. К слову, женщина-казашка, в далеко идущих планах миссионеров должна была стать их сторонницей, так как ими было замечено, что она пользуется большой свободой, «не закрывает своего лица от мужчины и беспрепятственно допускается в общество, где она имеет достаточный вес и значение. Разумно поставленное воспитание ее в русско-православном духе создаст из нее прекрасную нашу союзницу» [14, с.376].

Убедительной иллюстрацией уготованной женщинам-казашкам стратегической миссии служит статья 80 части I Закона Гражданского: «Брак, принявший святое крещение жены магометанина расторгается, а прежний муж магометанин дает обязательство в том, что он не будет имеющих родиться от сего брака детей, которые должны быть крещены в православную веру, приводить в свой закон…»

Налицо полное игнорирование традиций и обычаев казахов. Как известно, у казахов, именно мужчина является главой в семье, и от него ведут свои линии генеалогические корни. Взаимоотношения и казахской семье строились на основе взаимоуважения, при неукоснительном признании мужского приоритета. Унижая, этой статьей, достоинство мужчины, нельзя думать о том, что эти традиции были неизвестны составителям закона.

Тем более усугубляет ситуацию тот факт, что в самой России отношение к представителям женского пола было пренебрежительное, и поэтому женщину вообще не считали за «душу» - человека. А в данном случае, полное игнорирование даже своих традиций, ради достижения целей в христианизации инородцев [5, с.115].

Но и такие положения, противоестественные для казахского народа, для пропаганды православия, оказались недостаточными. Сочинялись другие пути для привлечения мужчин – казахов в православие. В части «Миссия противомусульманская» Краткого очерка миссионерства Тобольской епархии говорится, что следует использовать в этом деле водку. Для того, чтобы увеличить количество крещенных, предлагалось научить казахов употреблять спиртное. Так как казахи сами не употребляют ее и по этой причине не могут ее изготавливать, то выход следует искать в создании русско-казахских семей. Предлагалось женить казахских джигитов на русских девушках. Они должны будут научить приготавливать спиртное и затем его пить. Рожденные от такого брака дети без труда примут православие. Поэтому миссионерам была поставлена задача: поддерживать обе стороны и щедро их одаривать [15, с. 11].

Царское самодержавие и православная церковь считали ислам препятствием на пути распространения христианства. Отдельные проповедники православия в своем рвении поднять значение христианства, позволили себе говорить о мусульманстве, непозволительные речи. Казахи, пытавшиеся с помощью высшего церковного начальства остановить подобные выпады, получали еще и нарекания с их стороны. Например, Омская духовная консистория обращается с просьбой к уездному начальству объявить киргизу, проживающему в их уезде, что на его прошение о привлечении к ответственности священника, оскорбившего мусульманскую религию, поступила резолюция архипастыря: «дерзкий кляузник киргиз забыл, что он живет не в Турции, а в России православно-христианской. Оставить без последствий» [16, с.74].